Малиновка

село
Малиновка
Шило-Голицынское муниципальное образование
Дата основания

между 1801 и 1845

Координаты
Население

454 чел. (2010)

Почтовые индексы

412046[1]

Телефонный код

+7 84540

ОКТМО

63241848001[1]

Rtishevo rayon.png

Dark Red 800000 pog.svg
Малиновка

Мали́новка — село в Шило-Голицынском муниципальном образовании Ртищевского муниципального района Саратовской области.

Расположение

Село Малиновка расположено на юго-востоке Ртищевского района на реке Изнаир, в 27 км к юго-востоку от города Ртищево[2], вдоль автомобильной дороги 63К-00693 «Тамбов — Ртищево — Саратов».

В селе имеется три улицы: Заречная, Крупской и Луговая[1].

История

Основание селения

Село Малиновка было основано в начале XIX века переселенцами из села Троицкое (Сосновка) и деревень Власовка и Малёновка (Мале́новка) Сердобского уезда[П 1]. От последней Малиновка получила своё название[3].

В 1801 году экономическим крестьянам сёл Никольское (Вертуновка) и Троицкое (Сосновка) с деревнями было намежёвано 13 388 десятин 1714 саженей казённой земли на юге Сердобского уезда[4]. Надел располагался в 40—50 верстах к юго-востоку от села Троицкое (Сосновка) на территории будущих Борковской и Малиновской волостей. Сначала сосновские и малёновские крестьяне, составлявшие одну земельную общину, ездили сюда обрабатывать землю, затем начали постепенно переселяться на новое место[3].

В 1848 году произошло размежевание с вышеуказанными селениями. По жребию, состоявшемуся годом ранее, из села Сосновки в Малиновку переселилось 100 семей, а часть крестьян из Малиновки перешла в деревню Малёновку. Без жребия в Малёновку отселили крестьян, имевших там родственников. Переселившиеся в Малиновку семьи были временно освобождены от платежа податей, которые за них внесли оставшиеся на старых местах; они же помогли им перевестись и построиться[3][5].

На 1858 год в Малиновском обществе числилось 470 душ; до 1867 года к ним было причислено ещё 33 души из Драгуновского хутора и 67 душ из деревни Каменный Враг, а перечислено (то есть причислено к другим обществам) — 3 души в деревню Малёновку Сосновской волости и 3 души в Самарскую губернию[3].

Малиновское крестьянское общество. 1866—1917 годы

Земледелие

24 ноября 1866 был принят закон «О поземельном устройстве государственных крестьян», по которому за сельскими обществами сохранялись земли, находившиеся в их пользовании на правах «владения» (прямого пользования). По владенной записи 1867 года 566 ревизских душ[П 2] получили в наделе 3018 ½ десятин удобной земли, в том числе 25 ¼ десятин в лесном участке, и 168 ½ неудобной земли (с солончаками и оврагами)[3].

Пахотный надел малиновских крестьян располагался на юго-востоке, юге и юго-западе от села. С десятой ревизии (1857—1859) до 1881 года не было ни переделов, ни перевёрсток. Земля раскладывалась на 566 душ. По смерти владельца его земельная душа оставалась в семье, при условии, что новые владельцы не были из другого общества; вдовы также могли владеть землёй, если сами не отказывались, однако из двора в двор земельная душа не переходила даже родственникам. Пустовые, вымороченные души прямо поступали в общество и уже им накладывались либо на Николаевских солдат, которым всегда давали по 1 душе, либо на более состоятельных крестьян, тех кто мог нести платежи[3].

С середины 1870-х годов многие малиновские крестьяне начали переселяться на новые места. Основной причиной этого стала высокая цена на землю, которая доходила тогда от 17 до 25 рублей за «тридцатку». Переселялись по большей части имущие крестьяне, поскольку сначала надо было уплатить долги в кассу и купцам за землю и, кроме того, иметь деньги на дорогу. Для увольнения из Малиновского общества необходим был «приёмный приговор» (разрешение на проживание) от того общества, куда хотели переселиться. Бывали случаи, что на новых местах без увольнительного не давали приёмного приговора, поэтому переселяющиеся вынуждены были либо оставаться на старом месте, либо только арендовать землю на новом месте. При этом они числились в своей старой волости, где платили подати и несли воинскую повинность; земля их оставалась у родных или отбиралась на общество. К середине 1880-х годов в Оренбургскую губернию, где арендные цены на землю составляли от 5 копеек до 1 рубля за десятину, ушло 30 семейств. Добирались туда на своих лошадях, через Петровск и Вольск, а чаще через село Балаково, потом переправлялись на пароме через Волгу и далее ехали через Самарскую губернию. Некоторые добирались по железной дороге. При первом способе передвижения на дорогу уходило 3 недели, при этом 10 рублей крестьяне тратили на прокорм лошади, а сами с семейством жили подаяниями. При втором способе на дорогу в один конец тратилось 16 рублей с человека[3].

Наделы перечисленных в Оренбургскую губернию сначала поступали в общество, затем, в 1881 году эти души, в количестве 16-ти, были исключены, а 2 души приняты. Таким образом число делёжных душ уменьшилось до 552. В 1885 году в Оренбургскую губернию была перечислена ещё одна душа. После этой перевёрстки почти все семьи переделились, причём чем беднее были дома, тем больше делились. Как отмечалось в Сборнике статистических сведений по Саратовской губернии за 1892 год:

« …каждый думает, что бедность от того, что кормит чужую семью; спорят из-за каждого лишнего человека в братниной семье. На сторону после раздела продают скот, сдают землю, нанимаются в работу по дешёвым ценам, получив деньги вперёд, а то строят себе клетушки, обмазывают их глиной и живут[3]. »

При дележе вся пахотная земля разбивались на 46 жеребьев (земельных наделов), по 12 душ в каждом. Все три поля Малиновского общества были порезаны столбами в 80 саженей шириной; в двух полях было 12 столбников, а в третьем 16 столбников[3]. Малиновскими крестьянами использовалась трёхпольная система земледелия. Земля не унавоживалась, так как навоз употреблялся на кизяки. К середине 1880-х годов пахота стала почти исключительно плужная; молотьба была цепная, в селе также имелись три четырёхконные молотилки[3]. На 1911 год из усовершенствованных сельскохозяйственных орудий в Малиновском обществе имелось: железных плугов 151 штука, 7 сеялок, 10 жнеек, 14 молотилок и 50 веялок[6].

Молотилка простая четырёхконная конструкции харьковского завода Вестберга

Посевные площади, находившиеся в собственности крестьян Малиновского общества, были заняты под рожью — 43 %, овсом — около 27 %, гречихой — 17 %, горохом — 7 % и просом — 6 %. До начала 1870-х годов, когда земля была поновее, сеяли яровую пшеницу. В то время на 1 десятину ржи приходилось ½ десятины овса, ¼ десятина гречихи и по 1/8 десятины проса и пшеницы[3]. К 1911 году площадь крестьянского посева составляла 1960 десятин (из них 341 на арендованной земле), при этом на 100 десятин посева под овёс приходилось 45,8 десятин, под просо — 16,6, под пшеницу — 15,3, под рожь — 13,3 и под подсолнечник — 3,8 десятин[6].

До конца 1860-х годов малиновскими крестьянами производилась общественная запашка, под которую засевали по 11 казённых десятин в поле; прекращена она была потому, что хлебозапасный магазин был наполнен. Деревянный (еловый), крытый железом хлебный магазин был длиной в 6 и шириной в 3 сажени. Имел три отделения: в двух находилась рожь, в одном — овёс. От жилых строений магазин отстоял на 100 саженей[3].

Хлеб малиновские крестьяне продавали преимущественно местным скупщикам, которые перепродавали его на станцию Салтыковка. Таких скупщиков в селе к середине 1880-х годов было двое, из своих же крестьян[3].

Скотоводство

Своего выгона у малиновских крестьян больше 200 казённых десятин. В 1881 году под выгон из пашни было выделено ещё 47 казённых десятин. Выгон, как и пашня, располагался с трёх сторон и шёл параллельно ей. Ограничений в праве выпаса скота не было. Для водопоя запруживали некоторые овраги. При селении имелось также 4 сотни луга, предназначенных исключительно для телят. Зимой скот кормили ржаной и яровой соломой, посыпанной мукой, а также мякиной. Сено давали только лошадям, во время работы. Скот покупали и продавали или в своём селе или на ярмарке в Борках[3].

Количество голов скота, находившегося в собственности крестьян Малиновского общества, по состоянию на 1911 год было следующим:

  • рабочего скота (лошадей и быков) — 392;
  • молочного скота (коров) — 321;
  • гулевого скота (жеребят, телят, бугаёв) — 331;
  • мелкого скота (овец и свиней) — 1659.

На одно хозяйство приходилось 1,0 голов рабочего скота и 0,9 голов молочного скота[6].

Покос находился в дальнем участке, поэтому крестьяне Малиновского общества им не пользовались сами, а сдавали ежегодно за 25—70 рублей, в зависимости от урожая травы, а сено покупали[3].

Лесные угодья

В 50 верстах от Малиновки, около села Сосновка, располагался участок лиственного леса (так называемое «чернолесье») площадью 441 казённых десятин, который находился в общем владении крестьян села Малиновка, хутора Драгуновка, деревни Каменный Враг, 233 душ из села Крутец и 506 душ из села Гривки, при этом в общем владении лесом участвовали только те крестьяне сёл Крутец и Гривки, которые переселились туда из Сосновки и Власовки. Крупный лес к середине 1880-х годов весь перевели, остался лишь мелкий. Делили его углами, в основном раз в два года. Сначала выбранный угол разделяли на три участка: Малиновке, Гривкам, Крутцу с Каменкой и Драгуновкой, потом уже делили по душам. На душу приходилось по 2 воза. Некоторые крестьяне сразу же продавали доставшееся им количество по 30—40 копеек за душу. Строевой лес покупали на станции Салтыковка подеревно. Дровяной лес не покупали[3].

Усадьбы и приусадебное хозяйство

Согласно статистическим сведениям середины 1880-х годов дворы крестьян Малиновского общества занимали в ширину 1 сажень, а в длину ограничивались рекой Изнаир. Вновь строящиеся селились сначала на запасных старых местах, а потом на пашне, к середине 1880-х годов последней было заселено уже 6 казённых десятин; в 1886 году было ещё около 12 запасных мест[3].

Огороды и гумна были поделены по дворам, по 12 сажень в ширину, длина их была неодинаковая; вследствие разделов конца 1880-х ширина также стала разной. Конопляники, располагавшиеся по реке Изнаир, делились по душам одновременно с землёй; на душу приходилось по 1 ½ х 80 саженей[3].

На усадебной земле почти у ⅔ домохозяев имелись сады, состоявшие преимущественно из одних яблонь (анис, бель, боровинки); в небольшом количестве имелись также груши, вишни, сливы. Сады малиновские крестьяне начали разводить, «глядя на других» и благодаря удобной для садоводства почве. Уход за деревьями был однако плохой; прививать их не умели. Сборы с садов крестьяне продавали в селе Борки[3].

Избы топили соломой и кизяками. Их малиновские крестьяне научились делать у балашовских малороссок, которые приходили работать к местным купцам[3]. К 1914 году в селе имелся 81 колодец, из них: 30 уличных, 44 дворовых, 5 садовых и по 1 площадному и огородному. В 14 колодцах вода была хорошая, в остальных грубая. Воду брали также в Изнаире, но так как река была запружена лесом, землёй и навозом, вода в ней была мутная, с осадком, летом её качество ухудшалась. В 4, 5 и 7 верстах выше селения располагались 4 пруда, площадью 10 × 20, 15 × 40, 15 × 40 и 12 × 30 саженей. Вода в них была жёсткой, мутной, с осадком. Летом пруды пересыхали. За селением находилось 4 родника с хорошей водой[7].

Промыслы и торговля

К середине 1880-х годов промыслами в Малиновке занимались 199 человек. Из них больше всего было подёнщиков: местных — 26 мужчин и 16 женщин, отхожих — 10 мужчин; пастухов: местных — 10, отхожих — 11 мужчин; батраков: местных — 10, отхожих — 22 мужчины; сапожников: местных — 11 мужчин, отхожих — 1, в селе также имелось 7 человек овчинников и 7 торговцев. некоторые крестьяне нанимались на полевые работы в соседние экономии[3].

Были среди малиновских крестьян и свои землевладельцы. Так, в 1881 году крестьянин Ник. Анофриков купил 1111 казённых десятин удобной и неудобной земли у госпожи Десницкой Борковской волости. В 1884 году другой крестьянин Иван Гаврилович Попов купил 80 казённых десятин удобной и неудобной земли у крестьянина деревни Никифоровка Голицынской волости[3]. На 1902 год он являлся также владельцем конного завода в Малиновке, который занимался разведением лошадей рабочих пород.

В Малиновке было распространено профессиональное нищенство. К середине 1880-х годов в селе насчитывалось порядка 20 домов, обитатели которых жили подаяниями; в иные годы, например зимой 1885—1886, побиралось почти ⅓ всего селения. На промысел нищие обычно выезжали на лошадях, которых потом прятали и, накинув суму, побирались, затем ехали дальше[3].

Из торговых и промышленных заведений на середину 1880-х годов в селении находилось: 3 лавки со скобяным товаром, 3 — с кожевенным, 5 — с мануфактурным, 7 — с мелочным товаром, 6 подвижных лавок, 1 трактирное заведение, 1 питейное заведение, 2 кирпичных завода, 2 кузницы, 1 сапожная мастерская, 4 маслобойни, 5 ветряных мельниц и 1 крупорушка[3]. На 1902 год известны лавки следующих купцов: галантерейная — Фёдора Фёдоровича Макарова, кожевенная — Тимофея Фёдоровича Перевозова и мануфактурная — Василия Евстафьевича Балаева[8].

К 1911 году по понедельникам в Малиновке проводились еженедельные базары[6].

Мирские доходы и расходы, повинности

Мирские доходы крестьян Малиновского общества складывались из следующих статей: аренда за базарную площадь, сдача общественной земли и сдача земли под кирпичные заводы. Кроме того, в общем владении крестьянских обществ Малиновки, Крутца, Гривок, Драгуновки и Каменного Врага находились водяная мельница на реке Миткерей и рыбная ловля на реке Хопёр и озёрах; с этих оброчных статей на долю села Малиновки в 1885 году пришлось 279 рублей 56 копеек[3].

На середину 1880-х годов мирские расходы распределялись следующим образом:

  • старосте — 75 рублей
  • писарю — 120 рублей
  • сборщику — 40 рублей
  • смотрителю магазина — 25 рублей
  • пожарному старосте — 12 рублей
  • 10 полицейским десятским — 50 рублей
  • 2 сельским десятским — 30 рублей
  • на сборную избу — 40 рублей
  • на въезжую квартиру — 40 рублей
  • за страхование общественных зданий — 24 рубля 50 копеек
  • на канцелярские расходы — 5 рублей
  • на исправление мостов и гатей — 50 рублей
  • на ремонт и приобретение огнегасительных снарядов — 25 рублей
  • на отопление церковной сторожки — 27 рублей 60 копеек
  • на общественные молебны — 20 рублей
  • рекрутам — 20 рублей
  • на ремонт общественных зданий — 50 рублей
  • на разъезды должностных лиц по делам общества — 50 рублей
  • поверенному по лесной части и лесным караульным — 99 рублей 36 копеек
  • на отправление десятских на дежурство в становую квартиру и содержание их во время Бековской ярмарки — 25 рублей
  • на жалование учителю — 120 рублей
  • сторожу при училище — 63 рубля
  • на отопление училища — 41 рубль
  • на учебные пособия — 50 рублей
  • земский сбор за базарную площадь, склад и питейный дом — 100 рублей
  • жалование полевому сторожу — 25 рублей
  • за прокорм общественных быков — 10 рублей
  • на жалование двум волостным судьям — 20 рублей[3]

Революционное движение в селе 1900—1907 годов

Основная статья: Малиновское восстание.

В конце 1904 года[9][10] в Малиновке сложился кружок социал-демократической направленности, состоявший из революционно настроенных крестьян.[11]. Его лидером стал крестьянин-бедняк, бывший конвоир Фёдор Емельянович Синёв, по прозвищу «Тиба»[11][9][10].

В октябре 1905 года в Малиновке произошли события, вызвавшие большой резонанс во всём российском обществе. Аграрные беспорядки, начавшиеся в селе и в волости 27 октября, были жестоко подавлены 29—30 октября более зажиточными односельчанами. При этом было убито 42 человека[11].

Революционное брожение продолжилось в селе и после подавления крестьянского бунта. В 1907 году жандармерия завела дело «О преступном сообществе, образовавшемся среди крестьян села Малиновка»[12]. Крестьяне И. Ф. Воронин, Т. Ф. Суворов, А. Н. Панкрашкин, В. А. Анофриков, С. Г. Талалайкин, П. Я. Толкунов, С. Ф. Мерошкин, Т. П. Чигарев, М. И. Володин, В. Ф. Медведев, С. В. Воронин, Ф. П. Толкунов, И. Е. Панюшкин, А. О. Горин и И. П. Доронин обвинялись в том, что «собирались в доме А. Н. Панкрашкина и решали противогосударственные вопросы. Они призывали народ к неповиновению начальству и властям, разрабатывали планы разгрома имений дворян и захвата силой помещичьих и церковных земель». Это дело было прекращено 6 сентября. На три года ссылки в Пермскую губернию был осужден Фёдор Петрович Толкунов[10].

После 1917 года

Вскоре после VI съезда РСДРП(б), который проходил с 26 июля по 3 августа 1917 года, крестьяне Малиновской волости начали захватывать помещичьи земли и распределять между собой. Не ограничившись этим, крестьяне стали захватывать и земли духовенства. Так, у священника села Малиновки Андрея Голубева они отобрали 3 десятины земли. Священник подал жалобу на действия крестьян Саратовскому губернскому комиссару, однако тот не обладал достаточной властью на местах для решения подобных вопросов[13]. В общей сложности крестьяне Малиновки в пользование получили 7 686 га земли[14].

К середине 1920-х годов в Малиновке было создано товарищество по совместной обработке земли, которое затем, в 1929 году, преобразовали в колхоз имени Карла Маркса. По просьбе малиновцев в село были направлены ленинградские рабочие с Путиловского завода А. В. Богачёв и В. И. Корнеев. Вскоре они получили два трактора «Фордзон-Путиловец» — первыми среди хозяйств Прихопёрья[14].

В конце 1919 — январе 1920[15] года в Малиновке по инициативе волостного комитета РКП(б) была создана комсомольская ячейка. Первыми комсомольцами в селе стали: Н. Барышников, Л. Образцов, А. и Ф. Синёвы, И. Величкин и другие. Секретарём Малиновского волкома РКСМ избрали Петра Ефимовича Панкрашкина[П 3][16]. Малиновская комсомольских ячейка была одной из лучших в Салтыковской волости. Она проявляла большую активность в политической, хозяйственной и культурно-просветительской жизни села[17].

18 ноября 1925 года сход граждан села Малиновки обратился с ходатайством к Надежде Константиновне Крупской об оказании помощи сельской школе и больнице. В Москву для личной встречи с ней был делегирован врач А. Я. Поликарпов. Н. К. Крупская взяла шефство над Малиновкой, при её содействии больница и школа были обеспечены всем необходимым[18].

В марте 1927 года по поручению Салтыковского волкома РЛКСМ членом волостного бюро комсомола Ульяновой был организован пионерский отряд в Малиновке. Вскоре работу с пионерами поручили здесь комсомольцу Алексею Константиновичу Суворову. В июне того же года малиновский отряд вошёл в состав Салтыковского волостного бюро юных пионеров-ленинцев[19].

В годы Великой Отечественной войны в селе Малиновка располагался один из постов 100-го отдельного батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи. Из села ушли на фронт 208 малиновцев из них вернулись к семьям лишь 107 человек[18].

К концу 1970-х годов с селом Малиновка слилась небольшая деревня Новопавловка, располагавшаяся за рекой Изнаир.

29 декабря 1985 года в Малиновке состоялось торжественное открытии нового Дворца культуры[20].

История административного подчинения

Административное подчинение села неоднократно изменялось. Первоначально оно входило в состав Сердобского уезда Саратовской губернии. После разделения уезда на станы Малиновка с 1859 по 1860 год входила в 1-й стан[21].

19 февраля 1861 года «Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» в уездах было учреждено волостное управление. С этого времени и вплоть до 12 ноября 1923 года село Малиновка являлось волостным центром Малиновской волости Сердобского уезда[22].

После Октябрьской революции 1917 года село стало также центром Малиновского сельсовета[22], преобразованного в 1992 году в сельскую администрацию, а в 1997 году в округ.

В результате Муниципальной реформы 2006 года село Малиновка вошло в Шило-Голицынское муниципальное образование[23].

Население

К 1859 году в селе насчитывалось 125 крестьянских дворов[21]. К 1911 году их число увеличилось до 381, из них 4 двора не входили в Малиновское общество[6]. К 1914 году число дворов сократилось до 322[7].

Численность населения по годам
1859[21] 1199 1969 167 2007 458
1911[6] 2531 1977 511 2010[24] 454
1914[7] 2304 2000[25] 509

Социальная сфера

В Малиновке имеются сельское отделение почтовой связи, Дом культуры, сельская библиотека, операционная касса № 8622/0666 Сбербанка России.

Образование

В 1882 году в селе открылась земская школа[3]. После 1917 года она была преобразована в начальную, затем в семилетнюю, восьмилетнюю и среднюю школу[18]. Малиновская средняя общеобразовательная школа как самостоятельное учебное заведение существовало до января 2012 года, а затем была реорганизована в Филиал МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области» с. Малиновка.

До 1917 года в селе также работала церковно-приходская школа при Михайло-Архангельской церкви.

Церковный приход

Основная статья: Михайло-Архангельская церковь (Малиновка).

Приход был в самом селе. Деревянная (холодная) церковь с такой же колокольней, освящённая во имя святого Архистратига Божия Михаила была построена в Малиновке на средства прихожан в 1845 году[26]. В 1920-е — 1930-е годы церковь была закрыта и разрушена.

Здравоохранение

Основная статья: Малиновская больница.

В 1911 году в селе Малиновка открылась амбулатория, впоследствии преобразованная в участковую больницу[27]. Малиновская участковая больница просуществовала до начала 2000-х годов, после чего была реорганизована в амбулаторию, а затем в фельдшерско-акушерский пункт.

Малиновский ФАП расположен по адресу: улица Лесная, 1. График работы: понедельник — суббота с 8.00 до 14.00, выходной — воскресенье[28]. В селе также имеется аптека[29].

Люди, связанные с селом

В селе Малиновка родились:

Достопримечательности и памятники

Обелиск на братской могиле революционеров-подпольщиков, погибших в 1905 году
ВООПИК.png Объект культурного наследия Ртищевского района № 6400000154

На братской могиле крестьян, погибших во время Малиновского погрома, установлен обелиск, представляющий собой стелу, выполненную из красного кирпича и облицованную серой плиткой. К стеле ведут три ступени также выполненные из красного кирпича и облицованные плиткой. На стеле была закреплена металлическая табличка с именами погибших.

Памятник расположен в 300 м южнее села Малиновка на территории сельского кладбища. Является объектом культурного наследия Ртищевского района, внесён в реестр под № 6400000154[32].

В настоящее время (на 2015 год) памятник находится в полуразрушенном состоянии, часть облицовочной плитки отколота, табличка с именами и часть ограждения могилы утрачены.

Примечания

  1. Ныне — населённые пункты Бековского района Пензенской области.
  2. Две из них в 1868 году были перечислены к деревне Гривки Борковской волости.
  3. Позднее П. Е. Панкрашкин был избран в уездный комитет комсомола, на 1921 год он был его ответственным секретарём.

Источники

  1. 1,0 1,1 1,2 Система «Налоговая справка». Справочник почтовых индексов / кодов ОКАТО /налоговых инспекций ФНС / адресов
  2. Саратовская область. Административно-территориальное деление на 1 января 1970 года. — Саратов: Приволжское книжное издательство, 1970. — С. 91
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 3,15 3,16 3,17 3,18 3,19 3,20 3,21 3,22 3,23 3,24 3,25 3,26 Сборник статистических сведений по Саратовской губернии. Том IX. Сердобский уезд. — Издание Саратовского Губернского Земства, 1892. — С. 429—437 (Малиновка село, Малиновская волость, крестьяне бывшие государственные, православные, великороссы)
  4. Планы дач Генерального и Специального межеваний Сердобского уезда Саратовской губернии, часть 1, 1767—1911. — рукопись
  5. Сборник статистических сведений по Саратовской губернии. Том IX. Сердобский уезд. — Издание Саратовского Губернского Земства, 1892 (Сосновка село, Сосновская волость, Сердобский уезд, крестьяне собственники бывшие государственные)
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Списки населенныхъ мѣстъ Саратовской губерніи. Сердобскій уѣзд. — Саратовъ: Изд-во Оцѣночно-статистическаго отдѣленія Саратовской губернской земской управы, 1912. — С. 26—27
  7. 7,0 7,1 7,2 Водоснабженіе въ Саратовской губерніи въ санитарномъ отношеніи. Выпускъ восьмой. Сердобскій уѣздъ / сост. сан. врачъ А. М. Ильинъ. — Саратовъ: Изданіе Саратовской губернской земской управы, 1914. — С. 51
  8. Вся Россия. Адрес-календарь Российской империи (Справочная книга по торговле и промышленности на 1902 год). — Издание А. С. Суворина, 1903. — ст. 1796—1798
  9. 9,0 9,1 Куванов А. Деды и отцы в борьбе за наше счастье: Крестьянские волнения в селе Малиновке в 1905 году // Путь Ленина. — 16—19 июля 1969
  10. 10,0 10,1 10,2 Куванов А. Ртищевская земля пылала в огне // Путь Ленина. — 1975. — 28—29 октября, 1—4 ноября (Цикл статей к 70-летию революции 1905—1907 годов в России)
  11. 11,0 11,1 11,2 Авдошин И. С., Бирюков Ф. Г. Малиновский погром // Вопросы истории. — 1969. — № 3. — С. 205—213
  12. Материалы дела № 137 хранятся в Сердобском краеведческом музее.
  13. Никишов С. Накануне Октября // Путь Ленина. — 28 октября 1967
  14. 14,0 14,1 Куванов А. Малиновская трагедия: крестьянские волнения в 1905 году // Путь Ленина. — 10—18 февраля 1981
  15. Бывшие комсомольцы села Крутец: А. И. Матюшкин (г. Астрахань), Н. И. Мочалов (Москва), Н. Ф. Кочетков (Саратов), И. С. Авдошин (Саратов). Полвека назад // Путь Ленина. — 12 июля 1974
  16. Мещеряков С. Первые комсомольцы Малиновской волости // Путь Ленина. — 19 июля 1961
  17. Щербакова Л. Новые задачи и трудности // Путь Ленина. — 10 октября 1980
  18. 18,0 18,1 18,2 Куванов А. Надежда Константиновна Крупская — шеф города и Ртищева и района: По документам центральных, областных архивов и музеев // Путь Ленина. — 30 марта 1974
  19. Щербакова Л. Первые пионеры Салтыковки // Путь Ленина. — 26 мая 1983
  20. Путь Ленина. — 1 января 1986
  21. 21,0 21,1 21,2 Саратовская губернія. Списокъ населенныхъ мѣстъ по свѣдѣніямъ 1859 года. — Спб: Изд-во ЦСК МВД, 1862. — С. 89
  22. 22,0 22,1 Алфавитный список населённых пунктов Сердобского уезда на 20 июля 1927 года / Купцова Ю. А. История административно-территориального деления Саратовской губернии 1917—1928 годы. Справочник. Сердобский уезд // ОГУ ГАСО
  23. Закон Саратовской области от 29 декабря 2004 г. № 117-ЗСО «О муниципальных образованиях, входящих в состав Ртищевского муниципального района»
  24. Численность и размещение населения Саратовской области. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Статистический сборник. — Саратов: Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области, 2012. — С. 84
  25. Постановление Саратовской областной Думы от 18 апреля 2001 г. № 53-2378 «Об утверждении реестра административно-территориального деления Саратовской области»
  26. Справочная книга Саратовской Епархии. — Саратов: Типография Союза печатного дела, 1912. — С. 366
  27. Никишов С. История здравоохранения Ртищевского района // Путь Ленина. — 20 июня 1970
  28. Сведения об организации // Официальный сайт ГУЗ СО «Ртищевская РБ» (Архивировано из первоисточника 8.09.2015).
  29. Михель Д. В. Медицинская антропология: что это такое? // библиотека сайта «Культурология» (Архивировано из первоисточника 8.09.2015).
  30. Анатолий Михайлович Мозяков. Некролог // Путь Ленина. — 17 мая 1985
  31. Биография Михаила Ивановича Толкунова на официальном сайте Московского окружного военного суда (Архивировано из первоисточника 8.09.2015).
  32. Объекты культурного наследия на сайте ФГУП ГИВЦ Минкультуры России (Архивировано из первоисточника 8.09.2015).