Мемориал павшим в годы Великой Отечественной войны

Обелиск Славы и Стена памяти (2012)
Обелиск Славы и Стена памяти (2012)
Город

Ртищево

Автор проекта

Герман Николаевич Кашин

Строитель

СУ № 1; УММПОЖКХ; ООО «Фаворит»; ООО «НИК–Строй»

Начало строительства

1975

Окончание
строительства

2015

Мемориал павшим в годы Великой Отечественной войны — мемориальный комплекс, расположенный на площади Городского культурного центра (бывший Дворец культуры железнодорожников имени В. И. Ленина) в городе Ртищево, посвящённый ртищевцам, погибшим в Великую Отечественную войну. Мемориал открыт в 2000 году.

Описание мемориала

Обелиск Славы и Стена памяти в ночное время (2007)

Мемориальный комплекс состоит из нескольких элементов:

  • Обелиска Славы с Вечным огнём;
  • Стены памяти;
  • Аллеи Героев;
  • Четырёх пьедесталов с военной техникой;
  • Памятника «Защитникам Ртищевского неба»;
  • Памятника «Пограничникам Отечества».

Обелиск Славы

Обелиск Славы представляет собой стелу высотой 12 м. В верхней её части укреплён бронзовый барельеф солдата, сжимающего в руке автомат; в центре написаны слова: «Никто не забыт, и ничто не забыто»[1]; в нижней части — изображение раскрытой Книги памяти[П 1]. Все изображения и надписи серебристого цвета. У подножия обелиска горит Вечный огонь.

Обелиск Славы был сооружён по эскизам Германа Николаевича Кашина — преподавателя Саратовского художественного училища[2].

Стена памяти

Стена памяти расположена с правой и с левой сторон Обелиска Славы. На ней закреплены мраморные плиты с фамилиями погибших воинов-ртищевцев. Всего на стене начертаны 9412 фамилий[3].

Аллея Героев

Памятник представляет собой монолит шириной 15 метров и высотой 2,5 метра, выложенный облицовочным кирпичом и мраморной плиткой[4], на котором закреплены 20 портретов ртищевцев — Героев Советского Союза, работы художника Николая Андреевича Фёдорова. По краю справа смонтирована медаль «Золотая Звезда», слева — орден Великой Отечественной войны[5].

Пьедесталы с военной техникой

Автомобиль ГАЗ-ММ. Саратов. Музей Боевой славы на Соколовой горе (2008)

На четырёх постаментах установлены следующие образцы военной техники: две 76-мм дивизионные пушки ЗИС-3 (приняты на вооружение в 1942 году), учебный самолёт Л-29 (принят на вооружение в 1963 году) и плавающий танк ПТ-76 (принят на вооружение в 1952 году).

Ранее слева от танка находился постамент с автомобилем ГАЗ-ММ 1938 года выпуска с установленным на нём зенитным прожектором. В настоящее время он экспонируется в Саратове в Музее Боевой славы на Соколовой горе.

Памятник «Защитникам Ртищевского неба»

Памятник представляет собой 37-миллиметровую зенитную пушку образца 1939 года, установленную на постаменте. Перед зениткой на специальной подставке закреплена мраморная плита с изображением девушки-наблюдателя с биноклем и надписью: «Защитникам ртищевского неба: 243 отдельному артиллерийскому дивизиону[П 2] и 100-му отдельному батальону воздушного наблюдения, оповещения и связи от благодарных горожан».

До середины апреля 2015 года на этом месте располагалась стела в честь бойцов ртищевского женского 100-го отдельного батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи. Она представляла собой мраморную плиту на кирпичной постаменте. На плите была изображена девушка-наблюдатель с биноклем и дана надпись: «Защитникам ртищевского неба — стойким и мужественным девушкам 100-го отдельного батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи от благодарных горожан».

Памятник «Пограничникам Отечества»

Памятник представляет собой пограничный столб с гербом СССР, установленный рядом с гранитным валуном, на котором закреплена памятная мраморная плита. На плите изображены: медаль «За отличие в охране государственной границы СССР», знак организации «Часовые Родины», пограничники с собакой на контрольно-следовой полосе и карта России, с лозунгом служащих пограничных войск — «Границы Родины священны и неприкосновенны». Также на плите дана памятная надпись: «Пограничникам Отечества / Павшим при охране и защите / священных рубежей Родины».

Элементы Мемориала
Стена памяти.jpg Аллея Героев.jpg Самолёт Л-29.jpg
Стена памяти Аллея Героев (2012) Учебный самолёт Л-29
ЗИС-3.jpg Защитникам Ртищевского неба 2015.jpg Пограничникам Отечества.jpg
76-мм пушка ЗИС-3 Памятник «Защитникам ртищевского неба» (2015) Памятник «Пограничникам Отечества»
Панорама Мемориала павшим в годы Великой Отечественной войны (2013)

История

1975—1999 годы

Герой Советского Союза В. П. Гордеев направляется с факелом к памятнику, чтобы зажечь Вечный огонь
Открытие Обелиска Славы. 9 мая 1975
Обелиск Славы (1975~1980-е)

Строительство Обелиска погибшим в Великой Отечественной войне воинам-ртищевцам было предусмотрено планом мероприятий по подготовке празднования 30-летия Победы над фашистской Германией. В связи с началом строительства на новое место был перенесён памятник борцам, погибшим за Советскую власть в 1918—1921 годах (ныне утрачен), который до этого располагался на площади Дворца культуры[6]. К началу марта 1975 года полностью были выполнены бетонные работы по строительству пьедестала и стелы, подведён газ, электропроводка, средства связи, велась заготовка материалов для отделочных работ. Производство отделочных работ было поручено дистанции гражданских сооружений; работы по освещению и радиофикации объекта велись специалистами энергоучастка, газификация — треста «Ртищевомежрайгаз»; работниками Локомотивного депо были изготовлены фигуры и буквы для надписи на стеле и звезда для Вечного огня[7].

Торжественное открытие Обелиска Славы в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне на площади Дворца культуры железнодорожников имени В. И. Ленина состоялось 9 мая 1975 года. На специальной машине в Ртищево был доставлен факел, зажжённый на Мамаевом кургане в городе-герое Волгограде. Право зажечь Вечный огонь у Обелиска Славы было предоставлено Герою Советского Союза В. П. Гордееву[1].

В 1976 году Обелиск Славы в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне был поставлен на учёт и включён в перечень памятников истории и культуры[2][8].

1999—2010 годы

Мемориал павшим в годы Великой Отечественной войны с автомобилем ГАЗ-ММ (2000)
Мемориал павшим в годы Великой Отечественной войны (2007)

12 апреля 1999 года с целью увековечивания памяти 20 Героев Советского Союза, уроженцев города Ртищево и Ртищевского района, на площади Дворца культуры состоялась закладка фундамента Аллеи Героев, в который была замурована капсула с посланием к будущим поколениям. Строительство постамента выполнила бригада городского жилищно-коммунального хозяйства. Строительство памятника осуществляло Строительное управление № 1 (СУ-1), художественно-оформительские работы проводили художник Сергей Григорьевич Хлебалин[4] и рабочие цеха нестандартного оборудования локомотивного депо И. Малофеев и В. Авдошин. Торжественное открытие Аллеи Героев состоялось 9 мая 1999 года. Право открыть монумент было предоставлено ветеранам, активным участникам боевых действий С. В. Васильеву, П. И. Ядренцеву, М. С. Внукову, председателю совета ветеранов А. Н. Ломакину[5].

15 октября 1999 года в 17 часов глава администрации ОМО Ртищевского района А. А. Громов, заместитель председателя районного комитета С. П. Мирная и председатель совета ветеранов А. Н. Ломакин заложили первые камни в фундамент стенда, посвящённого воинам-ртищевцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В фундамент была заложена капсула с обращением к потомкам[9].

11 февраля 2000 года вышло распоряжение администрации ОМО Ртищевского района, которым предписывалось в целях увековечивания памяти о погибших ртищевцах в Великой Отечественной войне и в ознаменовании 55-летия победы над фашистской Германией построить на площади Дворца культуры Стену памяти воинам-ртищевцам погибшим в Великой Отечественной войне, дополнить существующую Аллею Героев и установить у вновь сооружаемого стенда четыре вида вооружения и боевой техники: самолёт, танк, «Катюшу» и орудие[10].

Строительную работу по сооружению Стены памяти выполнило УММПОЖКХ. Сооружением пьедесталов под технику занималось СУ-1. Приобретение и установку боевой техники поручили воинской части при содействии райкома профсоюза. Доставка облицовочного мрамора в количестве 45 м², а также выполнение всех облицовочно-мраморных и отделочных работ были поручены руководителю ритуального агентства «Доверие» А. В. Поспелову. Основным источником финансирования строительства мемориала были определены денежные и материальные взносы предприятий, организаций, коммерческих структур и частных предпринимателей. Локомотивному депо было поручено произвести работы по реконструкции стелы[10]. Торжественное открытие Стены памяти состоялось 9 мая 2000 года[3].

Между тем строительство мемориального комплекса продолжилось. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2000 года в государственную собственность Саратовской области для создаваемого в Ртищево мемориала были переданы списанные образцы вооружения и военной техники:

  • Две 76-мм пушки ЗИС-3;
  • Самолёт МИГ-23;
  • Самолёт Л-29;
  • Танк ПТ-76[11].

В том же 2000 году техника была установлена на подготовленные постаменты. Помимо образцов техники, переданной по распоряжению Правительства РФ, в экспозиции был представлен автомобиль ГАЗ-ММ, так называемая «Полуторка», с установленном на нём зенитным прожектором. Этот автомобиль принимал участие в Великой Отечественной войне, затем долгое время работал в колхозе имени Чапаева в селе Потьма. После списания автомобиль остался у шофёра Василия Салямина, который использовал его для подвоза дров и сена колхозникам. После смерти В. Салямина автомобиль перешёл к Григорию Мазанову, который к 55-летию Победы передал его для мемориала. В ртищевском автохозяйстве автомобилю придали первозданный вид и установили на нём прожектор[П 3][12]. К 60-летию Победы автомобиль передали в Саратов для Музея Боевой славы на Соколовой горе, где он экспонируется по сей день.

2010—2015 годы

7 мая 2010 года была торжественно открыта Стела в честь бойцов ртищевского женского 100-го отдельного батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи (ОБ ВНОС). Инициатива создания этого памятника принадлежала руководителю школьного музея боевой славы «Хранитель памяти» Александре Степановне Овчинниковой[13][14]. Изготовило стелу ООО «Фаворит».

4 ноября 2013 года состоялось торжественное открытие памятника «Пограничникам Отечества». Памятник был установлен по инициативе Ртищевской районной общественной организации ветеранов пограничной службы «Часовые Родины» при участии региональной организации ветеранов пограничной службы и помощи ООО «НИК-Строй»[15][16].

В середине апреля 2015 года стела в честь бойцов 100-го ОБ ВНОС была демонтирована. На этом месте был установлен постамент, на котором 24 апреля разместили 37-миллиметровую зенитную пушку образца 1939 года с ликвидированного памятника «Защитникам ртищевского неба 1941—1945»[17], а чуть позже новую мемориальную доску.

Стела100.jpg Зенитное орудие на площади.jpg Мемдоска Защитникам ртищнеба.jpg
Стела в честь бойцов ртищевского женского 100-го ОБ ВНОС (2012) Установка зенитной пушки на площади (апрель 2015) Мемориальная доска на памятнике
«Защитникам ртищевского неба» (2015)

Примечания

Фигуры на Обелиске Славы (1996)
  1. С начала до конца 1990-х годов на месте Книги памяти было орнаментальное украшение с двумя лавровыми ветвями и датой «1941 — 1945» под ним. Все изображения и надписи были золотистого цвета.
  2. Название формирования дано с ошибкой, правильное название — 243-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион.
  3. Подобные прожекторы использовались 243-м отдельным зенитно-артиллерийским дивизионом.

См. также

Источники

  1. 1,0 1,1 Лысенков В. В сердцах, в граните и памяти // Путь Ленина. — 12 мая 1975. — С. 1—2
  2. 2,0 2,1 Протокол № 13 заседания исполнительного комитета Ртищевского городского Совета депутатов трудящихся от 11 августа 1976 года. — С. 188 (АРГРИ: Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 589)
  3. 3,0 3,1 Дмитриева Г. Салют и слава годовщине навеки памятного дня // Перекрёсток России. — 13 мая 2000. — С. 1
  4. 4,0 4,1 Васильев Г. Будет в Ртищеве Аллея Героев // Перекрёсток России. — 17 апреля 1999. — С. 1
  5. 5,0 5,1 Васильев Г. Великий праздник нашего народа // Перекрёсток России. — 15 мая 1999. — С. 1—2
  6. Прокофьев Л. К чему ведут акты вандализма? // Путь Ленина. — 22 октября 1991. — С. 2
  7. Протокол № 4 заседания исполнительного комитета Ртищевского городского Совета депутатов трудящихся от 5 марта 1975 года. — С. 165—165 об. (АРГРИ: Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 541)
  8. Одинцова В. Не зарастёт народная тропа… // Путь Ленина. — 14 ноября 1984. — С. 4
  9. Мишин П. У Обелиска Славы // Перекрёсток России. — 28 октября 1999. — С. 1
  10. 10,0 10,1 Распоряжение Администрации ОМО Ртищевского района от 11 февраля 2000 года «О строительстве мемориала памяти погибшим воинам-ртищевцам в Великой Отечественной войне» // Перекрёсток России. — 26 февраля 2000. — С. 1
  11. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О Перечне образцов вооружения и военной техники, передаваемых в государственную собственность Саратовской области» от 31 мая 2000 г. № 723-р (Архивная копия от 8.09.2015)
  12. Васильев С. Автомобиль на постаменте // Перекрёсток России. — 17 октября 2000. — С. 3
  13. Зовский С., Воскресенская О. И будет помнить мир спасённый // Перекрёсток России. — 14 мая 2010
  14. Состоялось открытие стелы бойцам 100-го батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи // Новости на официальном сайте Администрации Ртищевского МР. — 7 мая 2010 (Архивная копия от 25.11.2015)
  15. В Ртищево состоялся торжественный митинг, посвященный открытию памятника «Пограничникам Отечества» // новости на сайте Балашовской епархии. — 4 ноября 2013 (Архивировано из первоисточника 8.09.2015).
  16. В райцентре открылся мемориал «Пограничникам Отечества» // новости информационного агентства «Взгляд-инфо». — 5 ноября 2013 (Архивировано из первоисточника 8.09.2015).
  17. Заключение специалистов в области инженерно-технологического-фототехнического исследования по договору № 26/3/И от 29 мая 2015 года. — АНО «Центр Криминалистических Экспертиз»