Мещеряков, Александр Николаевич

Александр Николаевич Мещеряков
Александр Николаевич Мещеряков
 
Рождение: 14 мая 1914(1914-05-14)
Российская империя
Смерть: 12 июля 2005(2005-07-12) (91 год)
г. Ртищево, Саратовская область, Российская Федерация
Место погребения: кладбище «Шмели»
Профессия: машинист локомотива
 
Семья
Супруга: Анастасия Лаврентьевна
 
Награды
Герой Социалистического Труда
Орден Ленина Орден Красной Звезды Орден Отечественной войны I степени
Почётный железнодорожник Почётный гражданин города и района.png

Александр Николаевич Мещеряко́в (14 мая 1914 — 12 июля 2005) — ртищевский машинист, Почётный железнодорожник (1961), Почётный гражданин города Ртищево и Ртищевского района (2001), Герой Социалистического Труда (1959).

Биография

А. Н. Мещеряков (1959)

Александр Мещеряков родился в 1914 году в семье железнодорожника. По окончании в 1934 году Ртищевской школы ФЗУ Александр Мещеряков начал работать на железнодорожном транспорте. Сначала он трудился слесарем-ремонтником в депо станции Ртищево РУЖД; в январе 1935 года Мещеряков отправился в первый рейс помощником кочегара на паровозе. В том же году он был делегирован в Москву на Всесоюзный съезд железнодорожников. В 1937 году Александр — помощник машиниста. В 1938 году год ему доверили управление паровозом серии «ФД». Это были новые машины, поступившие в депо Ртищево-II в сентябре 1937 года. В начале 1939 года, сдав на отлично испытания на должность машиниста, Мещеряков начал самостоятельно водить грузовые, а затем и пассажирские поезда.

А. Н. Мещеряков — участник Великой Отечественной войны с 1942 года, также он принимал участие в войне с Японией. С 1944 года Мещеряков служил старшим машинистом в 11 отдельном эксплуатационном железнодорожном полку, с которым он дошёл до Восточной Пруссии. Затем до 1946 года Мещеряков водил паровозы на Дальнем Востоке. В феврале 1947 года Александр Николаевич вернулся в Ртищево.

Александр Николаевич Мещеряков первым на сети дорог СССР выступил инициатором обслуживания тепловоза ТЭ3 вдвоём вместо трёх человек и предложил сменный способ обслуживания тепловозов, эксплуатации составов на длинных тяговых плечах. Это позволило высвободить из рабочего парка депо Ртищево-II 9 локомотивов и только за один год снизить стоимость перевозок на 18,6 %. Почин Мещерякова нашёл широкое распространение в локомотивных депо страны. К концу 1959 года переход на удлинённые тяговые плечи был осуществлён уже по всей дороге.

За самоотверженный труд и высокие производительные показатели при освоении нового вида тяги указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года А. Н. Мещеряков был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

А. Н. Мещеряков был удостоен звания «Почётный железнодорожник». В 1961 году был избран делегатом XXII съезда КПСС, был участником Всесоюзного совещания работников сети железных дорог.

В 2001 году Александру Николаевичу было присвоено звание Почётного гражданина города Ртищево и Ртищевского района.

Могила А. Н. Мещерякова на кладбище «Шмели» (2016)

Умер Александр Николаевич Мещеряков 12 июля 2005 года; похоронен на кладбище «Шмели».

Интересные факты

В мае 1993 года Н. А. Мещеряков возглавлял бригаду машинистов ретро-поезда, в котором в качестве почётных гостей совершали экскурсионную поездку от станции Грязи до Астрахани английская королева Елизавета II с дочерью — принцессой Контской. Этот рейс стал одним из последних в трудовой биографии Мещерякова.

Награды и звания

Мемориальная доска Александру Николаевичу Мещерякову на станции Ртищево-2
  • Герой Социалистического Труда (1 августа 1959)
  • Орден Ленина (1 августа 1959)
  • Орден Красной Звезды
  • Орден Отечественной войны
  • Медали
  • Знак «Отличный паровозник» (апрель 1947)
  • Почётный железнодорожник (1961)
  • Почётный гражданин города Ртищево и Ртищевского района (2001)

Память

На административном здании станции Ртищево-2 установлена мемориальная доска в память о Александре Николаевиче Мещерякове.

Литература

  • Александр Николаевич Мещеряков (некролог) // Перекрёсток России. — 19 июля 2005
  • Громов А. А., Кузнецов И. А. Ртищево — перекрёсток России. — Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1997. — 176 с. — ISBN 5-7633-0784-4. — С. 46
  • Дмитриева О. Он вёз английскую королеву // Перекрёсток России. — 27 июня 2008
  • Шишмарёв Н. А. Город Ртищево. — Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1986. — (Города Саратовской области). — С. 53—55