Мнемозина

Мнемозина
Parnassius.mnemosyne.mounted.jpg
Научная классификация
Царство:

Животные

Тип:

Членистоногие

Класс:

Насекомые

Отряд:

Чешуекрылые

Надсемейство:

Булавоусые

Семейство:

Парусники

Род:

Парнассиусы

Вид:

Мнемозина

Международное научное название

Parnassius mnemosyne Linnaeus, 1758

Красная книга Саратовской области
статус не определён

Вид в таксономических базах
CoL

11522055

Мнемози́на (лат. Parnassius mnemosyne) — дневная бабочка семейства парусников (Papilionidae).

Описание

Длина переднего крыла — 24—35 мм, в размахе крылья 50—70 мм. Передние крылья по вершине полупрозрачные, основной фон белый с чёткими чёрными пятнами. Задние крылья белые с размытым центральным черноватым пятном. Брюшко у самцов имеет серое опушение, у самок — желтоватое с коричнево-чёрными пятнами.

Распространение

Ареал

Распространена в Европе, на европейской части России, Урале, Турции, Кавказе, в Закавказье, Ливане, Сирии, Иране, Ираке, Афганистане, Таджикистане, Киргизии, Узбекистане.

В Саратовской области встречается в лесостепных биотопах Правобережья (в том числе в Ртищевском районе), в Левобережье отмечался только для Балаковского и Краснокутского районов. По области проходит юго-восточная граница европейского ареала этого вида.

Места обитания

Вид приурочен к луговинам, опушкам лесостепи, склонам балок с байрачным лесом. Популяции локальны. На открытых лугово-степных ландшафтах не держится, но может делать кратковременные залёты из прилегающих биотопов для кормления.

Образ жизни

Время лёта

В год даёт одно поколение. Бабочки летают с середины мая до конца июня, лёт протекает с 10 до 17 часов.

Размножение

Гусеница. Гусеницы активны только ночью. Окукливаются в конце июля — начале августа в подстилке, делая плотный кокон.

Куколка. Зимует.

Кормовые растения

Бабочки активно перелетают с цветка на цветок, кормятся на аносме, одуванчике, спирее и других цветущих розоцветных.

Гусеницы развиваются на хохлатке.

Лимитирующие факторы и статус

Вид занесён в Красную книгу Саратовской области. Статус охраны: 4 — неопределённый по статусу вид. Известные в области популяции имеют достаточно стабильную численность. Во время массового выхода имаго, что наблюдается спорадически раз в 3—5 лет, число особей может достигать 100—110 экземпляров на 300—500 м². Лимитирующие факторы не установлены, но вероятно, в первую очередь связаны с состоянием популяций кормового объекта гусениц, которые часто «страдают» от человека в лесных экосистемах — вследствие сбора ранневесенних первоцветов, массового отдыха и т. п.

Литература

  • Красная книга Воронежской области. В двух томах. Т. 2. Животные / Правительство Воронежской области, Управление по экологии и природопользованию Воронежской области, Воронежский государственный университет. — Воронеж: МОДЭК, 2011. — С. 84
  • Красная книга Саратовской области: Грибы. Лишайники. Растения. Животные / Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратов. обл. — Саратов: Изд-во Торгово-промышленной палаты Саратов. обл., 2006. — С. 297