Музей боевой славы «Хранитель памяти»

Музей боевой славы
«Хранитель памяти»
Зал воинской славы защитников Ртищевского неба (2011)
Дата основания

9 мая 1980

Местонахождение

г. Ртищево, ул. Железнодорожная, 21, СОШ № 7

Руководитель

Овчинникова, Александра Степановна

Телефон

+7 (84540) 4-45-20

Официальный сайт

Официальный сайт

Музей боевой славы «Хранитель памяти» — школьный музей, располагающийся в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7». Посвящён событиям Великой Отечественной войны и локальных войн (Афганской войны, 1-й и 2-й Чеченских кампаний). Значительное место в экспозиции музея занимают материалы, рассказывающие об истории формирования и боевом пути 100-го отдельного батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи и 243-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона.

Концепция

Музей раскрывает историю формирования и боевой путь 100-го отдельного батальона ВНОС и 243-го ОЗАД, которые во время Великой Отечественной войны прикрывали ртищевский железнодорожный узел от налётов вражеской авиации, а также рассказывает об участии ртищевцев в локальных войнах.

История

А. С. Овчинникова в музее Боевой славы в СОШ № 6 (2009)

В 1965 году при средней школе № 96 Приволжской ЖД был организован поисковый отряд «Красный следопыт» (ныне «Следопыт»), руководителем которого назначили учителя немецкого языка Александру Степановну Овчинникову. В начале следопыты вели сбор материала воинах-земляках, затем включились во Всесоюзный поиск сынов полка. Позже за успех в этой работе они были награждены медалью ВДНХ.

В 1977 году учащиеся включились в поиск ветеранов 100-го ОБ ВНОС. В 1978 году состоялась первая встреча ветеранов батальона. Всего в Ртищево приехало около 150 человек. Во время встречи ветераны передали поисковцам личные вещи, фронтовые письма, дневники военных лет. В связи с этим встал вопрос о создании при школе музея боевой славы. Эскиз музея был изготовлен в саратовской художественной мастерской и утверждён художественным советом 17 февраля 1980 года, а открытие музея состоялось 9 мая 1980 года.

В 1981 году о работе следопытов школы № 96 был снят сюжет, показанный по Центральному телевидению в передаче «Служу Советскому Союзу». На третьей встрече ветеранов председателю первой поисковой группы Валентине Шутовой был вручён почётный знак Советского комитета ветеранов войны за большую поисковую работу.

С 1984 года начался поиск ветеранов 243-го ОЗАД, и вскоре была организована первая встреча ветеранов дивизиона в Ртищево.

В 1995 году в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 15 экспонатов музея боевой славы экспонировались во Всероссийском выставочном центре.

В мае 2001 года в музее началась поисковая работа по увековечению памяти ртищевцев, погибших в локальных войнах. Музей пополнился новыми экспонатами, переданными родителями бойцов, погибших в Афганистане и Чечне, ветеранами афганской войны и чеченских кампаний. Через год, в мае 2002 года, состоялось торжественное открытие экспозиции «Солдатами не рождаются», посвящённой воинам-интернационалистам.

7 мая 2010 года музей был переведён в среднюю общеобразовательную школу № 7. 19 февраля 2013 года музей был паспортизирован (№ 14614).

Всего за время поисковой работы было найдено 330 ветеранов, для них организовано 10 встреч на ртищевской земле. По ходатайству следопытов в городе было открыто три мемориальные доски, сооружён памятник «Защитникам ртищевского неба 1941—1945», а также Стела в честь бойцов 100-го ОБ ВНОС.

С 2009 по 2012 год работа музея освещалась в изданиях «Ветеран», «Известия», «Молодой комсомолец», «Парус» «Саратовские вести», «Наш город Саратов», «Вперёд» и др. Материалы музея использовались при написании ряда книг: Д. Д. Ченокал «Военное небо Поволжья», Н. А. Шишмарёв «Город Ртищево», А. А. Громов, И. А. Кузнецов «Ртищево — перекрёсток России», «Дорога. Регион. Россия» — под ред. А. И. Володько, Книга Памяти «Они сражались за Родину на фронте и в тылу» (изд. СРОО «Фонд Книги Памяти». Саратов, 2011). В 2013 году была издана книга «Они служили Родине с честью», посвящённая памяти воинов-земляков, участников событий в Афганистане, в основу которой вошёл материал школьного музея.

Материалы музея использовались так же при создании комнаты Боевой Славы средней школы № 4 и школы-интерната посёлка Ширингуши Мордовии.

Описание музея

Зал воинской славы воинов локальных войн (2012)

Помещение музея состоит из двух залов, общей площадью — 70 м². Площадь зала воинской славы защитников Ртищевского неба — 100-го ОБ ВНОС и 243-го ОЗАД составляет 40 м²; зала воинской славы воинов локальных войн — 30 м². Залы между собой разделены колоннами. Вход в воинский зал защитников Ртищевского неба символизирует декоративная решетка, на лицевой стороне которой изображён плакат «Родина — мать зовёт!». Над ним вывеска «100 отдельный батальон в годы ВОВ», а выше падающий горящий немецкий самолёт.

Экспозиция музея включает 3466 единиц основного фонда. Среди экспонатов музея — документы, письма, фотографии и личные вещи ветеранов Великой Отечественной и локальных войн; письма и другие материалы поисковой работы; награды музея боевой славы.

Награды музея

  • Свидетельство ВДНХ о награждении медалью за поиск сынов полка (1970)
  • Почётный знак советского комитета ветеранов войны (1980)
  • Грамота Всесоюзного конкурса-викторины (1986)
  • Грамота Министерства просвещения РСФСР за умение искать и находить (1986)
  • Грамоты редакции газеты «Пионерская правда»
  • Грамота ЦК ВЛКСМ
  • Диплом ВВЦ
  • Медали ВВЦ руководителю музея А. С. Овчинниковой и поисковикам (1995) — за участие в выставке ВВЦ
  • Дипломы и грамоты поисковиков за призовые места на районных, областных краеведческих конференциях и слётах поисковиков
  • Диплом 2 степени в областном конкурсе музеев (2010)
  • Грамота Саратовского областного музея боевой славы (2010)
  • Почётная грамота и удостоверение на Почётный знак «Воинская Слава поколений» за подписью генерала Б. В. Громова (2012)

См. также

Литература

Источники

  • Акт обследования музея боевой славы «Хранитель памяти» (на 2012 год)
  • Учётная карточка школьного музея боевой славы «Хранитель памяти» (на 2012 год)

Ссылки