Ртищевский мясокомбинат

(перенаправлено с «Мясокомбинат»)
ОАО «Мясокомбинат „Ртищевский“»
Ртищевский мясокомбинат, общий вид (2007 год)
Тип

Открытое акционерное общество

Год основания

1911

Прежние названия

Мясохладобойня АО «Братья Барсельманъ»;
Беконно-экспортный мясокомбинат

Основатели

Ричард и Джеймс Барсельман

Год закрытия

2001

Расположение

Ртищево

Отрасль

пищевая промышленность

Продукция

мясо и мясопродукты

ОАО «Мясокомбинат „Ртищевский“» — предприятие мясопереработки, действовавшее в городе Ртищево с 1911 по 2001 год.

История

1911—1930 год

Братья Джеймс Иванович и Ричард Иванович Барсельман с работниками ртищевской мясохладобойной фабрики (начало 1910-х годов)
Аттестат (характеристика), выданный уволившемуся работнику АО «Братья Барсельман» (1914)
Сертификат-этикетка, прилагаемый к экспортируемой в Англию свинине АО «Братья Барсельман» (ст. Ртищево РУЖД). Подписывался утверждённым Правительством ветеринарным врачом.

Мясохладобойня акционерного общества торговли, хранения и экспорта сельскохозяйственных пищевых продуктов «Братья Барсельман» начала действовать в посёлке Ртищево в 1911 году. Ртищевский холодильник был одним из четырёх, построенных в Российской империи английской компанией «Richard Barselman & C°». Три остальных располагались в Санкт-Петербурге, Белгороде и на станции Есипово Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Головное предприятие находилось на станции Есипово, оно было основано в 1897 году британским подданным Ричардом Ивановичем Барсельманом.

Предприятие занималось скупкой и экспортом за границу куриных яиц, домашней битой птицы, свинины, дичи и других скоропортящихся товаров. На предприятии в Ртищево имелось: склад-холодильник на 200 вагонов, оборудованный двумя компрессорами аммиачной системы; бойни со специальными приспособлениями для массового убоя свиней, салотопней, колбасной, подвалом, предназначенным для солки свинины и прочими помещениями; три корпуса кормушек для откорма кур, вместимостью на 36000 пар, кормушки для живых свиней по 500 штук, здание для ощипки битой птицы и её сортировки. На мясохладобойне была своя электростанция, оснащённая двигателями английских фирм.

Основную продукцию мясохладобойни — бекон (малосольную свинину особого приготовления) до 1920-х годов экспортировали в основном в Англию под именем зелёного шпика «Беконъ». За день перерабатывали не более 20—30 голов свиней.

1930—1950 год

До начала 1930-х годов свиньи на бекфабрику завозились с Нижней и Средней Волги, центрально-чернозёмных областей и даже с Урала. Животные заготавливались в Тамбове, Воронеже, Самаре, Златоусте, Абдулине, Уфе, а затем по железной дороге отправлялись в Ртищево. 1 февраля 1930 года Наркомзем СССР принял решение о строительстве в Ртищево агроиндустриального комбината. 7 ноября того же года недалеко от бекфабрики состоялась торжественная закладка первого в СССР свинсовхоза, получившего название «Выдвиженец».

В 1930-е годы производство стало расширяться. За день перерабатывали больше тысячи голов свиней и по 30—40 голов крупного рогатого скота. На предприятии преобладал ручной труд. В 1935 году предприятие реорганизовали в экспортный беконный комбинат союзного значения. С 1936 по 1939 год была произведена надстройка шкуроволосяного цеха, расширены колбасный цех и субпродуктовое отделение, построен утильный цех. В первичном цехе работали только мужчины, в остальном производстве были заняты в основном женщины. К 1939 году работоспособное население города Ртищево было занято в основном на предприятиях железнодорожного узла и беконно-экспортного мясокомбината.

В июле 1941 года из-за нехватки квалифицированных кадров мясокомбинат оказался на грани закрытия. В связи с этим было принято решение об организации на его базе фабрично-заводского училища. ФЗУ № 43 при ртищевском мясокомбинате (с 1963 года — ГПТУ-28) прекратило существование в октябре 1991 года.

1950—1992 год

В 1950-е годы мясокомбинат, наряду с железнодорожным узлом, составлял основу промышленности города. Он давал около 84 % всей валовой продукции промышленности города. В 1959 году открылся птице-кулинарный цех, в котором перерабатывалось мясо птицы и кролики.

В 1968 году была осуществлена большая реконструкция производства, после которой значительно улучшились условия труда, повысилась производительность, качество продукции. Мощности мясокомбината позволяли перерабатывать за сутки более 30 т скота. За год, при стабильной поставке сырья, он вырабатывал более 7000 т мяса и субпродуктов, 3000 т колбас, около 200 кг варёных кормов для животных и птицы, до 300 т жиров. На мясокомбинате производили полуфабрикаты, варёные, полукопчёные и копчёные колбасные изделия, была запущена новая технологическая линия по выпуску мясных консервов, оборудован участок по выработке копчёных деликатесов. В 1989 году хозяйства Прихопёрья реализовали мясокомбинату 34 тысячи голов крупного рогатого скота, 90 тысяч свиней и 12 тысяч овец.

Колбасный цех.jpg Обвальщики Ртищевский мясокомбинат.jpg
Колбасный цех (1970—80-е годы) Обвалка мяса

1992—2001 год

Этикетка от колбасы «Московская» ОАО «Мясокомбинат „Ртищевский“» (конец 1990-х)

В начале 1990-х годов на мясокомбинате резко упали объёмы производства. Так, в 1992 году объёмы продукции были на 26 % ниже чем в 1991 году. Падение в первую очередь было связано с нехваткой сырья. По сравнению с 1989 годом в 1993 году хозяйства реализовали мясокомбинату крупного рогатого скота почти в два раза меньше, свиней — в 11 раз, овец — на одну треть. Два хозяйства — агрофирма «Ртищевская» и АО «Темп» в 1993 году начали осуществлять переработку мяса у себя на местах. В 1993 году производство мяса снизилось на 45 %, колбасных изделий — на 32 %, производство полуфабрикатов практически прекратилось.

В конце 1993 года мясокомбинат был преобразован в открытое акционерное общество «Мясокомбинат „Ртищевский“». В том же году начались закупки мяса за границей, в частности, в Нидерландах и Румынии. В январе 1994 года из-за нехватки сырья мясокомбинат временно прекратил выпуск продукции. В том же году здесь была запущена линия по изготовлению чипсов. За смену выпускалось до 30 кг продукции, расфасованной в стограммовые пакетики.

В середине 1990-х производство мясной и колбасной продукции возобновилось. В 1995 году на мясокомбинате пустили в эксплуатацию автоматическое оборудование, предназначенное для изготовления сосисок в целлофановой оболочке. К 1996 году в ассортименте мясокомбината было 25 видов продукции, а к 1998 году — 70 наименований, в том числе: сосиски, сардельки, колбасы украинская, краковская, одесская, докторская, чайная, диетическая, московская, а также деликатесы: ветчина охотничья, шейка, филе говяжье копчёно-запечёное, бастурма. До 30 % выпускаемой продукции поставлялось в Пензу и в Саратове, в Ртищево работали несколько фирменных магазинов.

Бывший холодильный цех мясокомбината (2005 год)

В 1998 году в одном из цехов мясокомбината была смонтирована пекарня и начался выпуск хлеба и хлебобулочных изделий, а в 1999 году была введена в эксплуатацию линия по изготовлению макаронных изделий.

В 1999 году на мясокомбинате началась реорганизация производства. Производственные цеха из производственных зданий, сооружённых в начале XX века, начали переводить в другие помещения. Были закрыты холодильный цех, вместо него установили два железнодорожных вагона с рефрижераторным оборудованием, цех по производству колбас. Их выпуск был налажен в одном из помещений перопуховой фабрики, закрытой в августе 1998 года. В декабре 1999 года туда был переведён мясожировой цех.

с 2001 года

В начале 2000-х на базе ОАО «Мясокомбинат „Ртищевский“» были образованы несколько организаций: ЗАО «Ртищевские продукты», выпускавшие мясные и колбасные изделия, ООО «Ритм» — хлеб и хлебобулочные изделия и ЗАО «Даргез-Ртищево» (бывшая перопуховая фабрика). Также на территории бывшего мясокомбината находится ООО «Стройдвор». На сегодняшний день производственные здания мясокомбината 1911 года постройки находятся в аварийном, полуразрушенном состоянии. В 2012 году начался снос старых корпусов.

Перопуховая фабрика

Основная статья: Даргез-Ртищево.

Перопуховая фабрика была сдана в эксплуатацию в начале января 1978 года. Основной её продукцией были перо-пуховые одеяла и подушки. Предприятие закрылось в августе 1998 года. В 2000 году перопуховая фабрика была приобретена Московским торговым домом «Даргез».

Некоторые директора

  • Шмаков (на 1932—1934)
  • Савин (на 1935)
  • Бутузов (на 1939)
  • Феофанов, Андрей Михайлович (на 1939—1940)
  • Аверченков (на 1953)
  • Бондарь Ф. П. (на 1980)
  • Фролов, Владимир Петрович (на 1985)

См. также

Литература

  • Алексеева Н. Одно из старейших // Путь Ленина. — 23 ноября 1991
  • Бородина Л. Г, Одина Ю. А., Сдобников А. К., Селиванов Д. Ю. Кузница рабочих кадров: история Ртищевского профессионального училища № 12. — Ртищево: Издательство ГОУ НПО «Профессиональное училище № 12», 2010. — 36 с.
  • Диденко З. Расширяем ассортимент, улучшаем качество // ПР. — 1.01.1998)
  • Из доклада А. А. Громова, главы администрации города и района // Перекрёсток России. — 27 апреля 1993
  • Краснослободцев Н. Беседа с машинистом газового завода Карныгиным // Путь Ленина. — 22 декабря 1966
  • Кузнецов И. Вместо колбас — хрустящая картошечка // Перекрёсток России. — 15 марта 1994
  • Кузнецов И. Замерзают ртищевские молочные реки. Скоро ли они растают? // Перекрёсток России. — 4 января 1994
  • Лазарева С. Как сработала промышленность за 5 месяцев // Перекрёсток России. — 22 июня 2002
  • Полевой А. А. Холодильная машина появилась на четыре года раньше паровоза // Холодильный бизнес. — октябрь 2001. — № 10. — С. 40—46
  • Рязанско-Уральская желѣзная дорога и ея районъ. — Спб.: Издание Правления Общества Рязанско-Уральской Ж. Д., 1913. — С. — 127.
  • Седьмой фирменный магазин // Перекрёсток России. — 7 мая 1996
  • Список фабрик и заводов России 1910 г. По официальным данным фабричного, податного и горного надзора. — М, Спб, Варшава: Торговый дом "Л. и Э. Метцель и К°, 1910. — С. 463
  • Тошин С. К столу ртищевцев // Перекрёсток России. — 20 февраля 1999
  • Тошин С. На прилавке — новинка // Перекрёсток России. — 26 декабря 1998
  • Тошин С. Переработчики взялись за реорганизацию производства // Перекрёсток России. — 18 ноября 2000
  • Фёдоров С. Из-за нехватки сырья // Перекрёсток России. — 18 ноября 1995
  • Фёдоров С. Почему снижается выпуск мясных изделий? // Перекрёсток России.— 27 января 1994
  • Шишмарёв Н. А. Город Ртищево. — Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1986. — (Города Саратовской области). — 120 c.
  • Штурм Н. Даёшь мясо! // Путь Ленина. — 27 января 1931

Источники

  • Архив Екатериновского райисполкома:
    • Ф. 1, Оп. 1, Ед. хр. 14. Протокол № 78 заседания Президиума Нижне-Волжского Краевого Исполкома Советов РК и К депутатов от 18 марта 1930
  • Архив Ртищевского горрайисполкома