Мятеж чехословацкого корпуса

Мятеж чехословацкого корпуса
Гражданская война в России
ЧехословакиРтищево.jpg
Чехословаки отмечают 1 мая в Ртищево (1918)
Дата: 27—30 мая 1918
Место: п. Ртищево Саратовской губернии — г. Пенза
Противники
Flag of the Russian Soviet Federative Socialist Republic (1918-1920).svg РСФСР Flag of Bohemia.svg Чехословацкий корпус
Командующие
В. Ф. Рябов, Солонин С. Чечек, Я. Гайер
Военные силы
Ртищевский красногвардейский отряд;
2-й красный латышский полк;
отряд аткарских красногвардейцев;
135-й Балашовский пехотный полк
4-й стрелковый Прокопа Великого полк;
1-й стрелковый Яна Гуса полк 1-й гуситской стрелковой дивизии
Военные потери
н/д н/д

Мятеж чехословацкого корпуса — вооружённое выступление Чехословацкого корпуса в мае — августе 1918 года в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, создавшее благоприятную ситуацию для ликвидации советских органов власти, образования антисоветских правительств (Комитет членов Учредительного собрания, Временное Сибирское правительство, позднее — Временное Всероссийское правительство) и начала широкомасштабных вооружённых действий белых войск против Советской власти.

История

Предыстория

26 марта 1918 года Совнарком РСФСР заключил с отделением Чехословацкого Национального Совета в России официальный договор, по которому чехословакам предоставлялось право проезда по территории России во Владивосток в качестве частных граждан. Чехословацкие части обязывались сдать оружие при проезде через Пензу. Для несения караульной службы им разрешалось оставить в каждом эшелоне 168 винтовок и 1 пулемёт. Артиллерийское вооружение сдавалось полностью.

К маю 1918 года во Владивосток прибыло 14 тысяч чехословаков, 4 тысячи было в районе Ново-Николаевска (ныне Новосибирск), 8 тысяч в районе Челябинска и 8 тысяч в районе Пензы (в том числе и на станции Ртищево РУЖД).

14 мая в Челябинске произошёл инцидент, который создал враждебную напряженность между чехословацкими легионерами и Советами. На железнодорожной станции встретились эшелоны с чехословаками и с венгерскими и немецкими военнопленными, отпущенными по условиям Брестского договора. Брошенной из венгерского эшелона чугунной ножкой от печки был тяжело ранен чешский солдат. В ответ чехословаки линчевали виновного, по их мнению, военнопленного — венгра. Ему были нанесены несколько штыковых ударов в грудь и шею. На следующий день власти Челябинска арестовали десять чехословацких легионеров из 6-го Чехословацкого стрелкового полка. 17 мая 1918 года солдаты 3-го и 6-го Чехословацких стрелковых полков и заняли железнодорожную станцию в Челябинске, а затем весь город и освободили заключённых солдат. Легионеры разоружили красногвардейцев и захватили городской арсенал — 2 800 винтовок и артиллерийскую батарею[1].

23 мая чехословацкими радистами были перехвачены две секретные телеграммы из Москвы с приказом местным Советам, о начале разоружения чехословацких легионеров и заключении солдат в концлагеря[1]. 25 мая Народный комиссар по военным делам Л. Д. Троцкий издал приказ, в котором, в частности, говорилось: «Все Советы депутатов обязаны под страхом ответственности разоружить чехословаков. Каждый чехословак, найденный вооружённым на железнодорожной линии, должен быть расстрелян на месте. Каждый эшелон, в котором окажется хотя бы один вооружённый солдат, должен быть выгружен из вагонов и заключён в концлагерь…».

События на линии Ртищево—Пенза

Поручик С. Чечек (1918)
Родион Тусеев
Знамя 4-го стрелкового полка
Ртищево. Похороны Р. Тусеева и Николаева, погибших в Пензе в боях с чехословаками (2 июня 1918)

Эшелон четвёртого стрелкового полка первой чехословацкой дивизии прибыл в Ртищево со станции Умёт 19 апреля 1918 года[2]. На первом пути стоял пассажирский поезд с командным составом; на третьем и четвёртом пути — товарные вагоны, в которых размещались солдаты[3]. 27 мая[4] чехословаки отказались сдать оружие представителям исполкома Ртищевского совета. Офицеры на переговорах объявили, что при попытке разоружить их силой легионеры окажут сопротивление.

По всей видимости, такая попытка была предпринята[5]. Разбив ртищевский отряд красногвардейцев, чехословаки захватили станцию. Вечером того же дня известие о мятеже получил Саратовский губернский исполком. На его подавление из Саратова в Ртищево был направлен отряд 2-го красного латышского полка и отряд красногвардейцев из Аткарска, которые прибыли на станцию 28 мая утром. Латыши открыли по чехословакам артиллерийский огонь из развёрнутых на платформах трёхдюймовых орудий, в частности обстрелу подвергся район Сердобского тупика, где находились легионеры[3]. Восставших чехословаков удалось окружить и обезоружить. Днём со стороны Тамбова к станции подошёл двухтысячный[6] отряд легионеров под командованием поручика Станислава Чечека. Мятежники окружили посёлок, перерезали телеграфные провода и начали осаду.

В тот же день, 28 мая, в Балашове общее собрание рабочих и служащих железнодорожного узла приняло решение о создании отряда для борьбы с чехословацким мятежом. Для этого из железнодорожников в возрасте от 18 до 50 лет, за исключением служащих и рабочих, необходимых для поддержания малого движения поездов, ремонта путей и паровозов, был сформирован Балашовский 135-й пехотный полк (в дальнейшем он вошёл в дивизию Чапаева). Во второй половине дня экстренным эшелоном полк во главе с председателем Балашовского исполкома Солониным прибыл в Ртищево.

Гражданская война на территории Саратовской области и прилегающих к ней районов (1918 год)

На борьбу с мятежом была организована и крестьянская беднота Сердобского уезда. Некоторые волости дали до тысячи бойцов. Например, Лопуховский волостной Совет привёл 1000 человек, Байковский — 700, Малиновский — 900, Студёновский — 1000.

Совместными усилиями объединённых отрядов железнодорожников, крестьян, аткарских, балашовских и саратовских красногвардейских рабочих отрядов, первого чехословацкого революционного полка утром 29 мая легионеры были выбиты из Ртищево и отброшены к северо-востоку.

Угнав со станции три паровоза, чехословацкие части направились в сторону Пензы и, видимо, опасаясь преследования, разобрали часть железнодорожного пути недалеко от разъезда Дубасовский. Председатель Ртищевского волисполкома В. Ф. Рябов связался по телефону с военкомом И. С. Тусеевым, который вместе с М. В. Серёжниковым и Г. С. Фомичёвым находился в это время на уездном съезде Советов в Сердобске, и предложил ему организовать силы красногвардейцев для удара с тыла по отступающим из Ртищево чехословакам. И. С. Тусеев тут же объявил о восстании чехословаков, работа съезда была прервана. Участники его стали разъезжаться по сёлам Сердобского уезда для организации на местах крестьянских отрядов.

Узнав от дежурного по станции, что чехословацкий эшелон проследовал разъезд Колдобаш, делегаты съезда приняли предложение Серёжникова пустить навстречу эшелону неуправляемый паровоз. К паровозу прицепили 5 вагонов, в которых разместился отряд сердобских и ртищевских красногвардейцев во главе с Серёжниковым, и платформу с балластом и вывели состав со станции Сердобск. Миновав мост через реку Сердоба, отряд высадился и организовал засаду на заречной окраине Сердобска, а паровоз был пущен навстречу чехословакам. крушение поездов, стоившее чехословакам больших жертв и крупного материального ущерба, произошло на выемке между Сердобском и Колдобашем. Покинув с потерями горящий эшелон, мятежники рассыпным строем пошли на Сердобск, но были встречены из засады пулемётным и ружейным огнём. Не принимая боя чехословаки стороной обошли город и направились на станцию Байка.

29 мая отряды 1-го стрелкового полка и части 4-го стрелкового полка заняли Пензу. Чехословакам удалось окружить город с трёх сторон: замкнуть кольцо окружения на западной окраине мешали прибывший днём ранее из Ртищева красногвардейский отряд. На стороне советских отрядов сражались 400—450 человек 1-го Чехословацкого революционного полка. Бои в Пензе были жестокие и кровопролитные. 30 мая легионеры начали отступление с боями от Пензы в сторону Сызрани. Газета «Известия Саратовского Совета» от 1 июня 1918 года сообщала: «Пенза занята нашими войсками, часть которых продолжает движение к Сызрани. Железнодорожные пути на участке Ртищево — Пенза свободны для беспрепятственного движения поездов». В боях за Пензу были смертельно ранены активные бойцы ртищевского отряда Родион Степанович Тусеев и матрос Николаев[1][7].

31 мая 1918 года газета «Известия Саратовского Совета» в № 104 опубликовала резолюцию собрания чехословацкого военного отряда в Саратове, в которой говорилось[8]:

« Мы, чехословаки и поляки, узнав о событиях в Ртищеве и других городах, признаём эти действия несправедливыми и преступными и протестуем против таковых со всей энергией.

Так как мы подозреваем, что этот инцидент подготовлен германскими агентами с целью поселить развал и ненависть между русскими братьями и нами, чехословаками, штаб отряда высылает трёхчленную делегацию для разъяснения дела с требованием прекратить братоубийственное кровопролитие.
Мы, чехословаки, сделав революцию в Австро-Венгрии, пришли сюда с целью поддержки и защиты русской революции от германо-монархических банд и контрреволюционных движений.
Мы, чехословаки, стоим на страже завоеваний революции и всецело поддерживаем Русскую[9] Федеративную Советскую Республику. Долой братоубийственную войну!
Долой империалистический строй всего мира!
Да здравствует Интернационал! Да здравствует свобода, равенство и братство! Да здравствует чешская коммуна! Да здравствует власть Советов!

»

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Den po dni // История Чехословацкого легиона день за днём (чеш.) (Архивировано из первоисточника 27.09.2013).
  2. Josef Krulich Válečný deník 1915—1920 (чеш.)
  3. 3,0 3,1 Дни незабываемые: Из воспоминаний одного из первых ртищевских комсомольцев Дмитрия Алексеевича Сиряпина // Путь Ленина. — 6 февраля 1971
  4. Л. Прокофьев указывает дату начала мятежа в Ртищево — 29 мая. Так же указывается дата — 25 мая.
  5. По воспоминаниям Д. А. Сиряпина, чехословаки решили поменять паровозы своих эшелонов на более мощные. Группа их пришла в веерное депо и потребовала от дежурного выделить паровозы. Получив отказ они стащили машиниста и помощника со стоявшего под парами локомотива и попытались провести его через поворотный круг. Произошла драка деповских рабочих с легионерами, но пока без применения оружия. А когда чехословаки, угрожая оружием, всё же захватили паровоз, над станцией прозвучал сигнал тревоги. Раздались одиночные револьверные выстрелы. Потом открылась стрельба со стороны чехословацких эшелонов. Легионеры попытались отвести свои поезда дальше от вокзала. В момент отхода штабного состава он был обстрелян в упор из ледника станционного буфета. Товарные поезда обстреливались из пулемётов из стрелочных башен. Чехословаки отвечали из винтовок и пулемётов.
  6. А. Куванов называет цифру пять тысяч.
  7. Тусеев А. Грозные испытания // Путь Ленина. — 11 августа 1967
  8. Губчека: Сборник документов и материалов из истории Саратовской губернской чрезвычайной комиссии, 1917—1921 гг. / Сост.: Н. И. Шабанов, Н. А. Макаров. — Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1980
  9. Так в оригинале

Литература

  • Губчека: Сб. документов и материалов из истории Саратовской губернской чрезвычайной комиссии, 1917—1921 гг./ Сост.: Н. И. Шабанов, Н. А. Макаров. — Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1980
  • Дни незабываемые: Из воспоминаний одного из первых ртищевских комсомольцев Дмитрия Алексеевича Сиряпина // Путь Ленина. — 6 февраля 1971
  • Куванов А. Сыны и дочери земли родной: Из цикла очерков «Ртищево» // Путь Ленина. — 13 февраля 1971
  • Куванов А. Всесоюзный староста Михаил Иванович Калинин и Ртищево (1. России перекрёсток) // Путь Ленина. — 19 ноября 1975
  • Так было…: Воспоминания старого машиниста, пенсионера А. И. Захарова // Путь Ленина. — 19 сентября 1967