Нестеровы

Нестеровы
Герб рода Нестеровых
Герб рода Нестеровых
Том и лист Общего гербовника:

V, 119

Губернии, в РК которых внесён род:

Владимирская, Вологодская, Воронежская, Екатеринославская, Калужская, Курская, Нижегородская, Новгородская, Олонецкая, Орловская, Пензенская, Рязанская, Санкт-Петербургская, Саратовская, Симбирская, Смоленская, Тамбовская, Тульская, Харьковская, Ярославская

Части родословной книги:

VI, III, II, I

Родоначальник:

Шель (Шалый, Шалай)

Близкие роды:

Шепелевы

Период существования рода:

с XIV века

Место происхождения:

Швеция

Подданство:

Великое княжество Московское
Царство Русское
Российская империя

Имения:

с-цо Архангельское (д. Нестеровка), д. Малая Нестеровка

Нестеровы на «Родоводе»

Нестеровы — старинный русский дворянский род, условно относимый к потомкам Облагини.

Происхождение рода

Согласно легенде род Нестеровых происходит от выехавшего из Швеции в Великое княжество Литовское к князю Ольгерду «мужа честен именем Шель» (Шалый, Шалай), который по крещении был назван Георгием (Юрием). В 1375 (или 1376) году он перешёл на службу к великому князю московскому Дмитрию Донскому. При составлении родословных, Шеля причислили к сыновьям Облагини, якобы выехавшего из Швеции в то же самое время. Старший сын Шеля-Георгия Пётр прозывался Шепель, от него пошёл род Шепелевых; от второго сына Нестера — род Нестеровых.

Нестеровы упоминаются среди служилых людей с первой четверти XVII века. Представители рода служили посланниками, стольниками, воеводами, с 1684 года были жалованы поместьями. В эпоху Петра I они быстро выдвинулись, закрепили свое положение браками как с родовитым дворянством (Ртищевы), так и с богатыми фабрикантами. Род Нестеровых внесён в VI часть родословных книг Владимирской (1854), Пензенской (1792), Рязанской (1811, 1851), Тульской (1795) и Ярославской губерний; в III часть родословных книг Владимирской (1856;), Калужской (1840), Курской, Нижегородской (1828), Орловской и Харьковской губерний; во II часть родословных книг Калужской (1856), Нижегородской (1849), Новгородской (1836), Олонецкой (1832), Рязанской (1838), Смоленской и Тульской (1832, 1869) губерний; в I часть родословной книги Симбирской (1795) губернии, а также в родословные книги Вологодской, Воронежской, Екатеринославской, Санкт-Петербургской, Саратовской и Тамбовской губерний.

Герб рода Нестеровых

Щит разделён перпендикулярно на две части, имеет золотое и голубое поля, в коих изображены два до половины вылетающие орла, держащие в лапе по одному длинному кресту, в золотом поле чёрный, а в голубом поле золотой.

Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою на нём короною и тремя страусовыми перьями. Намёт на щите голубой, подложен золотом. Герб внесён в V часть Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи.

Связь рода с Ртищевским краем

С XVIII до начала XX века Нестеровы владели сельцом Архангельское (ныне д. Нестеровка Ртищевского района) и деревней Малая Нестеровка (ныне не существует). Согласно переписным книгам второй ревизии (1744—1747) поместные наделы в сельце имели:

  • Матвей Васильевич Нестеров (169? — 1762) — прибыльщик, денщик князя А. Д. Меншикова, вальдмейстер; коллежский асессор. В 1712 году, по указу Петра I он занимался осмотром и описанием годных для кораблестроения дубовых лесов Азовской губернии. Матвей Нестеров был женат; жена — Надежда Зиновьевна (ум. 1779).
  • Племянник Матвея Васильевича Пётр Степанович Нестеров (ок. 1715 — 28 апреля 1794) — вязниковский уездный предводитель дворянства (Владимирская губерния). На военной службе с 1742 года. В 1744 году — солдат лейб-гвардии Измайловского полка, в 1745 году — капрал, в 1754 году — поручик, в 1763 году — армии капитан. 14 апреля 1764 года был назначен прокурором Суздальской провинции Московской губернии и занимал её до середины 1773 года. В 1767 году был избран предводителем дворянства Суздальского уезда и депутатом Уложенной комиссии. В 1782 году был произведён в чин надворного советника. По выбору Вязниковского дворянства два трёхлетия подряд состоял уездным предводителем дворянства в 1785—1787 и 1788—1790 годах. В своем имении в селе Старое Татарово Вязниковского уезда Владимирской губернии в 1789 году он выстроил новую каменную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, при этом храме он и был похоронен, однако могила не сохранилась. Был женат, имел пятерых детей.
  • Николай Семёнович Нестеров — поручик

Часть деревни Нестеровка на конец XIX века принадлежала коллежскому асессору Аполлону Ивановичу Нестерову. Он родился на рубеже XIX века, был женат на Елизавете Ивановне Муравьёвой (ок. 1806—1897). В дальнейшем вотчина перешла во владение наследников Аполлона Ивановича. На 1854 год за ними числилось 618 десятин 26 саженей земли и 94 души крепостных[1][2].

Источники