Нилов, Михаил Александрович

Михаил Александрович Нилов
Михаил Александрович Нилов
Председатель колхоза имени Кирова
1951 — 1960
 
Рождение: 26 ноября 1918(1918-11-26)
с. Макарово, Балашовский уезд, Саратовская губерния, РСФСР[1]
Смерть: 10 ноября 2005(2005-11-10) (86 лет)
Саратовская область, Российская Федерация
 
Семья
Отец: Александр Павлович
Мать: Аграфена Дмитриевна (ур. Задумина)
Супруга: Анна Устиновна
Дети: сын — Александр Михайлович, дочь — Валентина Михайловна Суханова
 
Награды
Орден Ленина Орден Отечественной войны II степени Орден Трудового Красного Знамени
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Медаль «За оборону Москвы» Медаль «За взятие Кенигсберга» Медаль Жукова
Серебряная медаль ВСХВ Серебряная медаль ВДНХ

Михаил Александрович Ни́лов (26 ноября 1918, с. Макарово Балашовского уезда — 10 ноября 2005) — административный и хозяйственный деятель, ветеран войны и труда; председатель колхоза имени Кирова (с. Репьёвка и Юсупово) (19511960).

Биография

1918—1948 год

Семья Ниловых (1 мая 1937)
М. А. Нилов в годы Великой Отечественной войны

Михаил Нилов родился в 1918 году в селе Макарово в большой крестьянской семье. Отец — Александр Павлович занимался портняжным делом; мать — Аграфена Дмитриевна ур. Задумина, происходила из небогатой крестьянской семьи. В семье помимо Михаила было ещё семеро детей: одна дочь и шестеро сыновей.

Поначалу Михаил работал в макаровской сельхозартели имени Пугачёва, а в 1938 году, после окончания агрономических курсов, его назначили участковым агрономом Перевесинской МТС.

В октябре 1939 года Михаил Нилов был призван в ряды Красной Армии. Великая Отечественная война застала его на Украине. В самом начале войны во время бомбежки Михаил был ранен, но от медсанбата отказался. Нилов участвовал в обороне Москвы, в Курской битве. Дошёл до Берлина. После войны служил на Дальнем Востоке, потом на Западной Украине. Демобилизовался М. Нилов в марте 1948 года.

1948—2005 год

После демобилизации М. А. Нилов работал сначала в должности агронома-семеновода райсельхозинспекции Макаровского района. В дальнейшем его избирали на различные руководящие должности сельскохозяйственного производства.

В 1951 году М. А. Нилов был избран председателем колхоза имени Кирова, в который входили сёла Репьёвка и Юсупово Макаровского района. Нилов переехал из Макарово в Юсупово. Дирекция Перевесинской МТС поручила ему создать в колхозе имени Кирова, а также в крупнейших селах Прихопёрья — Перевесенке и Макарове просоводческие звенья. Опыты по разведению проса Нилов начал на небольшом участке, со звеном М. Струкачёвой. Засеяли просом 60 гектаров. Фактически всеми работами руководил Михаил Александрович: начиная с подготовки почвы и кончая сбором урожая. В тот год просоводы Нилова получили небывалый по тем временам урожай: свыше 40 центнеров с гектара. В дальнейшем Нилов так поставил работу, что даже в неблагоприятные для возделывания проса годы, его звенья получали рекордные урожаи.

В феврале 1956 года Михаил Александрович был делегирован от Балашовской области в Москву на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку с циклом лекций, в которых он делился своим опытом выращивания проса. Дабы не тратить времени, свои лекции Нилов решил не писать. Однако к чтению лекций его не допустили, так как организаторам обязательно требовалось проверить написанное. Тогда Михаил Александрович обратился к Никите Сергеевичу Хрущёву, бывшего в то время на выставке, с просьбой разрешить читать «без бумаги». Хрущёв разрешил, а после лекции похвалил Михаила Александровича. За успехи в социалистическом сельском хозяйстве М. А. Нилов был награждён большой серебряной медалью ВСХВ.

Обложка книги М. А. Нилова «По 30 центнеров проса с гектара», 1958
Выступление М. А. Нилова на «Всесоюзном радио», 1955

Свой опыт М. А. Нилов обобщил в книге «По 30 центнеров проса с гектара», которая вышла в 1958 году в Саратовском книжном издательстве. Книга пользовалась большим спросом по всей стране. Московской киностудией о М. А. Нилове и о колхозе имени Кирова был снят документальный фильм. Михаил Александрович делился своим опытом по «Всесоюзному радио», выступал в печати, к нему ехали перенимать опыт. Михаил Александрович был представлен к званию Героя Социалистического труда. По неизвестной причине высокого звания он не получил, но в 1977 году был удостоен высшего ордена СССР — ордена Ленина.

По инициативе Михаила Александровича был учреждён приз имени Юрия Гагарина, который вручался лучшим просоводам.

На должности председателя колхоза имени Кирова М. А. Нилов проработал девять лет, выведя отсталый колхоз в один из передовых в России. Он построил в селе клуб, школу, радиоузел, детсад и большое количество жилых домов.

Позднее М. А. Нилов занимал должность заместителя председателя колхоза «Путь к коммунизму». С начала 1960-х годов на протяжении семнадцати лет, до пенсии, Нилов был управляющим второго отделения откормсовхоза «Шуклинский» (ранее — совхоз «Берёзовский»).

М. А. Нилов первым в Правобережье, не посоветовавшись с райкомом партии, выдал колхозникам вместо натуральной оплаты деньги за крестьянский труд. За это его вызвали в райком на проработку и едва не исключили из КПСС.

В 1954 году М. А. Нилов был выдвинут кандидатом в депутаты Балашовского областного Совета, позднее он неоднократно избирался депутатом районного и областного Совета народных депутатов, был членом районного комитета партии.

Умер Михаил Александрович Нилов 10 ноября 2005 года.

Семья

Михаил Александрович Нилов был женат. Жена — Анна Устиновна, юрист по образованию. В браке родилось двое детей: сын Александр Михайлович и дочь Валентина Михайловна.

Награды

Аверс и реверс большой серебряной медали ВСХВ
  • Орден Ленина (1977) — за особые заслуги в сельском хозяйстве
  • Орден Отечественной войны II степени (11 марта 1985)[2]
  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (28 февраля 1946)
  • Медаль «За оборону Москвы»
  • Медаль «За взятие Кенигсберга»
  • Медаль Жукова (30 декабря 1995)
  • Большая серебряная медаль ВСХВ (29 февраля 1956) — за успехи в социалистическом сельском хозяйстве
  • Малая серебряная медаль ВДНХ

Память

Памятная доска М. А. Нилову на здании администрации Макаровского МО

Примечания

  1. Ныне с. Макарово, Ртищевский район, Саратовская область, Российская Федерация
  2. Память народа 1941—1945

Источники

  • Дуюнова Г. Ниловы: след на земле: История одной семьи // Перекрёсток России. — 8 мая 2003
  • Зовский С. Солдат и землепашец // Перекрёсток России. — 6 мая 2011
  • Крылова З. Юсуповская легенда: О герое войны и труда Нилове М. А. // Перекрёсток России. — 8 мая 1999
  • Кузнецов И. Звёздный час Михаила Нилова: В Москве его наградили машиной, но он отдал её колхозу // Саратовские вести. — 22 сентября 2007
  • Кузнецов И. Сельский самородок: Наши славные земляки // Перекрёсток России. — 12 октября 2007
  • Кулаков В. Его дорога жизни // Путь Ленина. — 5 января 1980
  • Кулаков В. Мастер просяного поля // Путь Ленина. — 5 марта 1977
  • Нилов Михаил Александрович, некролог // Перекрёсток России. — 15 ноября 2005
  • Суханова В. Что твоё, твоим не будет, то, что отдал — то твоё: Портрет поколения // Саратовские вести. — 5 сентября 2009
  • Материалы Макаровской сельской библиотеки и Центральной районной библиотеки имени М. Горького