Новая улица

Новая улица
Новая улица, общий вид
Новая улица, общий вид
Упоминается с

1906

Протяжённость

0,515 км

Начало

территории двора дома № 9 по улице Советской

Конец

территория Района гаражей улицы Новой

Почтовые индексы

412031

Новая улица — центральная улица города Ртищево, возникшая в начале XX века.

Расположение и общие сведения

Улица Новая расположена в центральной части города, проходит с запада на восток между улицами Красной и 60 лет Октября. Начинается от территории двора дома № 9 по улице Советской и заканчивается территорией Района гаражей улицы Новой (бывшая территория мельницы). Пересечений с другими улицами нет. С чётной стороны к улице примыкает Народная улица, а также проезд до улицы 60 лет Октября. Протяжённость улицы составляет около 515 метров. Застройка — малоэтажная («частный сектор»).

Происхождение и история названий

Улица Новая — одна из немногих улиц города, сохранившая своё дореволюционное название. В ознаменовании 50-летия Октябрьской революции её планировалось переименовать в честь ртищевского революционера в улицу имени Серёжникова М. В. Соответствующее решение Ртищевский горисполком принял 12 октября 1967 года[1]. Однако 26 октября по неизвестным причинам вышло новое решение горисполкома, согласно которому название улицы изменению не подлежало[2].

История

Карта-схема улицы Новой 1929 года, наложенная на современную (2013) карту города

Начало формирования улицы относится к началу XX века. Первое упоминание в документах, хранящихся в архиве Бюро технической инвентаризации, относится к 1906 году. Земля арендовалась у крестьян Шуклинского общества (сельцо Шуклино). Формирование улицы в основном закончилось к середине 1910 годов. До конца 1970-х годов она примыкала к Советской (быв. Сергиевской) улице и заканчивалась территорией мельницы купца Михайлова[3].

Новая была окраинной улицей посёлка Ртищево вплоть до 1919 года. В 1925 году улица была продолжена за территорию мельницы и дальше, за территорию вет- и баклабораторий, однако в 1929 году эти дома вошли в состав Безымянной улицы[3].

На 31 августа 1938 года в 54 домовладениях, расположенных на Новой улице, проживали 387 человек[4].

В середине августа 1965 года дома на улице Новой были газифицированы[5].

В доме № 3 по улице Новой, снесённом в 1978 году, располагалось мельуправление[3].

В 1931 году в деревянном доме № 48 по улице Новой, который ртищевцы называли «дом мельника» расположился вновь образованный Народный суд 2-го участка Ртищевского района[6], реорганизованный в 1960 году в Ртищевский городской народный суд. Суд находился в этом здании до 1982 года располагался, затем, недолгое время, здесь располагалось Ртищевское «Трансагенство» (на 1986 год), а затем Касса взаимопомощи пенсионеров (на 1988 год). В конце 1980-х этот дом был снесён[3].

В мае 2014 года дом № 10 по улице Новой был снесён и на его месте построен двухэтажный жилой дом.

Новая ул.RE.jpg Новая 10 2014.jpg
Дом № 10 по улице Новой 1906 года постройки (2007; снесён в мае 2014) Дом № 10 по улице Новой 2014 года постройки

Территория мельницы

Самодельный аншлаг на доме № 5 (утрачен)

Четырёхэтажную мельницу из красного кирпича построил в 1911 году в конце улицы Новой для своего сына Михаила[7] купец Степан Михайлов. Работала она на нефтяном дизельном двигателе[8]. Национализированная в 1918 году советской властью бывшая мельница Михайлова находилась первоначально на консервации и использовалась как ссыпной пункт Союзхлеба[9]. Затем мельница, получившая номер 45, стала вновь использоваться по назначению. К началу 1960-х Ртищевская мельница стала одним из передовых предприятий Саратовского мельничного управления[10]. Однако в 1970-х годах её эксплуатация была прекращена. К началу 1990-х годов здание мельницы пришло в полный упадок и в июне 1991 года было взорвано воронежскими специалистами-взрывотехниками.

На месте разрушенной мельницы предполагалось построить квартальную котельную, к которой планировалось подключить объекты, расположенные между улицами 60 лет Октября и Железнодорожной, а также между улицами Левице и Советской, а также здания Центральной районной больницы. В котельной предусматривалось установить четыре водогрейных котла, работающие как на природном газе, так и на мазуте. Возле основного корпуса намечалось соорудить дымовую трубу высотой 60 метров. Заказчиком являлось Управление Юго-Восточной железной дороги, которое финансировало стройку[11].

Мельница Михайлова.jpg НедостройНовая.jpg Территория мельницы 5.jpg
Мельница купца Михайлова (1911) Недосторой на Новой улице (2011) Дом, расположенный по адресу
Территория мельницы, 5 (2006)

По вине дортреста Юго-Восточной железной дороги, который не включил котельную в план[12], строительно-монтажные работы начались только в конце июля 1994 года[11], их осуществляло СУ-1[12]. По графику объект должны были сдать заказчику в октябре 1997 года. К октябрю 1995 года основной корпус котельной был собран из железобетонных панелей. Однако технологическое оборудование для котельной так и не было заказано[11]. Её строительство законсервировали. К 2008 году здание котельной оказалось полностью разобранным, а территория застроена гаражами.

Летом 2008 года остов котельной был использован для строительства нового объекта, который так и не был достроен.

По адресу Территория мельницы располагались семь жилых домов. Все они, кроме дома № 5, были снесены в начале 1980-х годов[3].

Источники

  1. Протокол № 19 заседания исполкома Ртищевского городского Совета депутатов трудящихся от 12 октября 1967 года. — С. 96 (АРГРИ: Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 289)
  2. Протокол № 19 заседания исполкома городского Совета народных депутатов от 18 сентября 1981 года. — С. 321 (АРГРИ: Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 779)
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Архив Ртищевского отделения Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ»
  4. План районирования гор. Ртищево для проведения переписи населения в 1939 году. Приложение к протоколу президиума Ртищевского горсовета от 31/VIII-38 г. — С. 162—162об (АРГРИ: Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 13)
  5. Булда Ф. Газ — городу // Путь Ленина. — 4 августа 1965. — С. 2
  6. Воронихин А. В. История Ртищевского (народного, городского) районного суда (Архивировано из первоисточника 9.09.2015).
  7. Алексеева Н. По историческим местам родного города // Перекрёсток России. — 22 июля 1997. — С. 3
  8. Васильев Л. Ртищево накануне революции // Путь Ленина. — 5 августа 1987. — С. 2
  9. Павлова О. Ржаной край // Перекрёсток России. — 16 июля 1998. — С. 1—2
  10. Паршютин В. С перевыполнением плана // Путь Ленина. — 27 января 1961. — С. 2
  11. 11,0 11,1 11,2 Фёдоров С. Основной корпус котельной уже возведён // Перекрёсток России. — 3 октября 1995. — С. 2
  12. 12,0 12,1 Капридова Л. Что построено в этом году в городе // Путь Ленина. — 9 октября 1991. — С. 2