Норов, Александр Сергеевич

Александр Сергеевич Норов
Александр Сергеевич Норов
Александр Сергеевич Норов
Герб Норовых
 
Рождение: 8 апреля 1798(1798-04-08)
село Ключи, Сердобский уезд, Саратовская губерния, Российская империя[1]
Смерть: 1870(1870)
село Ключи, Сестренская волость, Балашовский уезд, Саратовская губерния, Российская империя
Род: Норовы
Профессия: переводчик
 
Творческая деятельность
Род деятельности: поэт
 
Семья
Отец: Сергей Александрович
Мать: Татьяна Михайловна (ур. Кошелева)
Супруга: Марфа Финогенова

Александр Сергеевич Но́ров (8 апреля 1798, с. Ключи Сердобского уезда — 1870, с. Ключи Балашовского уезда) — литератор, поэт, переводчик. Член Вольного общества любителей словесности, наук и художеств (с 1819). Автор перевода «Философического письма» П. Я. Чаадаева (1836).

Биография

Александр Норов родился в 1798 году в селе Ключи Сердобского уезда в дворянской семье. Отец — отставной майор, саратовский губернский предводитель дворянства Сергей Александрович Норов (1762—1849); мать — Татьяна Михайловна Кошелева (11 марта 1766 — 23 ноября 1838). При рождении младенец был назван Леонидом, однако при крещении ему дали имя Александр.

Учился А. С. Норов в Благородном пансионе при Московском университете. В 1818 году он экзаменовался по языкам и наукам в Комитете испытания при Московском университете и получил аттестат. Был принят на службу в Московский архив коллегии иностранных дел. Александр Норов имел слабое здоровье, с детства после ушиба был горбат, подолгу числился «в отпуску», проживая в отцовском имении Надеждино Дмитровского уезда, в 73 верстах от Москвы. Норов состоял в кружке «Общество любомудрия». В 1829 году Александр Норов получил чин титулярного советника. В 1830 году, получив чин коллежского асессора, он поселился в имении Ключи, где занялся литературным трудом. В 1840 году был удостоен чина надворного советника.

Умер Александр Сергеевич Норов в 1870 году в селе Ключи Балашовского уезда Саратовской губернии.

Творческая деятельность

Логотип «Викитеки»
В Викитеке есть статья об этом авторе — см. А. С. Норов

Александр Норов сочинял стихи, а также переводил произведения французских поэтов Ламартина, Парни. С 1819 года являлся членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Он публиковался в таких журналах как «Благонамеренный» (1819—1821), «Вестник Европы» (1821), «Новости литературы» (1823), «Библиотека для чтения» (1834), «Русская Беседа» (1842).

В 1826 году стихотворение Александра Норова «Храм. Из Ламартина» было опубликовано на страницах альманаха «Урания», выпущенного в 1826 году М. П. Погодиным. В 1827 году в альманахе «Северная лира на 1827 год» вышло стихотворение «Утро девятого мая. К другу в день его рождения», обращённое к одному из бывших любомудров А. И. Кошелеву. Современники ценили такие стихотворения Норова как «Суворов», «Крестоносец», «К детям века сего», «Заговор нечестивых». В 1830 году А. С. Норов написал поэму «Мир», посвятив её П. Я. Чаадаеву.

Перевод «Философического письма»

20 октября 1836 года в московском журнале «Телескоп» был опубликован перевод «Философического письма» Петра Чаадаева, в результате чего журнал был закрыт, а его издатель — Н. И. Надеждин сослан в Усть-Сысольск. Комиссию, созданную для рассмотрения дела о публикации этого письма, не могла также не заинтересовать личность переводчика. На допросе у обер-полицмейстера 1 ноября 1836 года П. Чаадаев сказал, что «письма сии переведены были давно, каким-то Норовым, но очень дурно, что он отдавая их, говорил и Надеждину, который отвечал: „На этот счёт не беспокойтесь, мы сами переведём“». Надеждин же утверждал, что статью получил уже на русском языке и фамилию переводчика не знает.

Поэт и переводчик Александр Норов, бывший к тому же в дружеских отношениях с Чаадаевым, сразу оказался под подозрением. Однако, благодаря вмешательству старшего брата Авраама Сергеевича Норова его дело было зарыто. В своём письме от 3 декабря 1836 года генералу Бенкендорфу Авраам Сергеевич уверял, что «напечатанный перевод не его брата». Бенкендорф сделал пометку на этом письме: «ответить ему, что я знаю от Чаадаева, что перевод был плохо сделан, а потому исправлен. Его брату можно сообщить, что его дело кончено». При этом Бенкендорф дал понять, что ему известно, что Александр Норов является переводчиком, однако он оказывает услугу семье Норовых.

Семья

Александр Сергеевич Норов был женат на своей крепостной Марфе Финогеновой.

Имение

А. С. Норов был, по всей видимости, последним владельцем родового имения в Ключах. В качестве помещика он упоминается в ревизской сказке помещичьих крестьян по Балашовскому уезду 1850 года, а в «Сведениях о помещичьих имениях», изданных в 1860 году, владельцем Ключей указан уже Г. Р. Елагин.

Примечания

  1. Ныне с. Ключи, Ртищевский район, Саратовская область, Российская Федерация

См. также

Литература

  • Наумов О. Н. Семейный летописец Норовых // Известия Русского генеалогического общества. Выпуск седьмой. — Спб, 1997. — С. 64—72
  • Приложенія къ трудамъ редакціонныхъ коммиссій, для составленія положеній о крестьянахъ, свѣдѣнія о помѣщичьихъ имѣніяхъ. Томъ III. — Спб: Типография В. Безобразова и комп., 1860
  • Шумов В. Чистой совестью путеводимый в жизни… // Перекрёсток России. — 7 апреля 1992.

Ссылки