Овчинникова, Александра Степановна

Александра Степановна Овчинникова
Александра Степановна Овчинникова
Александра Степановна Овчинникова
(2020 год)
 
Рождение: 22 апреля 1936(1936-04-22) (84 года)
с. Чиганак, Мало-Сестренский сельсовет, Кистендейский район, Саратовская область, РСФСР, СССР[П 1]
Имя при рождении: Александра Степановна Тесёлкина
Образование: Балашовский государственный педагогический институт
Профессия: педагог
Деятельность: краевед, общественный деятель
 
Творческая деятельность
Род деятельности: поэтесса
Дебют: Пусть на нашей великой планете никогда не погаснет звезда… (2015)
 
Семья
Отец: Степан Иванович Тесёлкин
Мать: Мария Фёдоровна Тесёлкина
Супруг: Валерий Борисович
Дети: сын
 
Награды
Медаль «Ветеран труда» Медаль «В ознаменование 130-летия со дня рождения И. В. Сталина» (КПРФ) Медаль «90 лет Советским Вооружённым Силам» (КПРФ)
Медаль «Лауреат ВВЦ» Отличник народного просвещения Почётный гражданин города и района.png

Александра Степановна Овчинникова (ур. Тесёлкина; род. 22 апреля 1936, с. Чиганак Кистендейского района) — основатель и руководитель школьного музея боевой славы «Хранитель памяти» МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Ртищево Саратовской области», поэтесса; ветеран труда, Почётный гражданин города Ртищево и Ртищевского района (2000).

Биография

Александра Тесёлкина (сер. 1950-х)
А. С. Овчинникова (первая слева) в ряду Почётных граждан Ртищевского района, 7 ноября 2000
А. С. Овчинникова (2008)

Александра Овчинникова (ур. Тесёлкина) родилась в 1936 году в селе Чиганак Кистендейского района[1]. В 1938 году[2] семья Тесёлкиных переехала в Казахстан на строительство Карагандинской железной дороги. Жили они в небольшом пристанционном посёлке Апановке Тарановского района Кустанайской области[3]. В 1948 году[2] Тесёлкины переехали в Саратовскую область, где сначала жили в Ртищево, а с 1950 года[2] — в Балашове[4].

В середине 1950-х годов Александра поступила в Балашовский государственный педагогический институт, где её избрали секретарём комитета комсомола[3].

Ещё будучи студенткой А. С. Овчинникова каждое лето работала старшей вожатой в пионерском лагере «Ясный», расположенном в селе Потьма, позже — в бековском лагере «Костёр», сначала старшей пионервожатой, затем — начальником лагеря[4].

С 1959 года Александра Степановна начала работать в средней школе № 96 Приволжской ЖД (СОШ № 6) пионервожатой, затем — учителем немецкого языка, заместителем директора по воспитательной работе. В 1962 году А. С. Овчинникова принимала участие в работе семинара секретарей комсомольских организаций вузов в Москве. В 1972 году с «Поездом Дружбы» работников просвещения посетила Чехословакию[4].

А. С. Овчинникова занимается общественной работой в составе Ртищевского районного Совета ветеранов, была заместителем председателя совета ветеранской организации Ртищевского отделения дороги (на 2007 год), ведёт большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи, курировала работу детской организации «Магистраль» школы-интерната № 3 (ныне МАОУ «СОШ № 8»)[4].

В 2000 году Александра Степановна Овчинникова была удостоена звания «Почётный гражданин г. Ртищево и Ртищевского района». В 2007 году её портрет был занесён на Доску почёта Ртищевского района[4].

Поисковая, краеведческая и творческая деятельность

А. С. Овчинникова в музее Боевой славы в СОШ № 6 (2009)

Ещё в институте А. Овчинникова впервые занялась поисковой работой. Она собирала материал о выпускнике пединститута В. Д. Ревякине, который в годы Великой Отечественной войны возглавлял подпольную организацию в Севастополе. Позже, по ходатайству комитета комсомола вуза, В. Д. Ревякину было присвоено звание Героя Советского Союза[3].

В 1965 году Александра Степановна Овчинникова создала в школе № 96 клуб интернациональной дружбы и отряд «Красный следопыт», который занялся сбором материалов о героях-земляках[3]. В 1970 году, откликнувшись на призыв «Пионерской правды», отряд включился в поиск сынов полка[4].

В 1977 году следопыты под руководством А. С. Овчинниковой начали поиск ветеранов 100-го отдельного батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи[3]. В 1984 году следопыты Овчинниковой включились в поиск ветеранов 243-го отдельного артдивизиона. В 2001 году А. С. Овчинникова возглавила работу по увековечиванию памяти ртищевцев, погибших при исполнении воинского долга в Афганистане и Чечне[4].

В 1980 году на базе школы № 96 был открыт музей боевой славы «Хранитель памяти», руководителем которого стала Александра Степановна[4]. В 2010 году, по инициативе А. С. Овчинниковой, музей был переведён в здание средней общеобразовательной школы № 7.

В 1985 году по инициативе Александры Степановны Овчинниковой в Ртищево был открыт памятник «Защитникам ртищевского неба 1941—1945», который представляет собой 37-миллиметровую зенитную пушку. Александра Степановна лично договаривались с руководством «Мосфильма», которое согласилось предоставить орудие[5].

В 2010 году на площади Городского культурного центра (бывший Дворец культуры железнодорожников имени В. И. Ленина) была торжественно открыта Стела в честь бойцов ртищевского женского 100-го отдельного батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи (ныне утрачена), которая стала частью мемориального комплекса павшим в годы Великой Отечественной войны[6]. Инициатива создания этого памятника принадлежала руководителю школьного музея боевой славы «Хранитель памяти» А. С. Овчинниковой.

6 мая 2016 года, на месте демонтированного в апреле 2015 года памятника «Защитникам ртищевского неба 1941—1945», состоялось торжественное открытие памятника «Детям войны 1941—1945 годов»[7]. Инициатором создания в городе Ртищево памятника, посвящённого детям войны, на протяжении многих лет выступала Александра Степановна Овчинникова[8]. Она же стала прототипом девочки — одной из двух фигур, изображённых на памятнике[7].

Защитники ртищевского неба.jpg Овчинникова Сборник стихов.jpg Фрагмент памятника (девочка).jpg
Обложка сборника «Защитники ртищевского неба» Обложка первого сборника стихов А. С. Овчинниковой Фрагмент памятника (девочка)

Александра Степановна Овчинникова сотрудничает с местными печатными органами, в которых рассказывает о судьбах ртищевских ветеранов и пишет стихи о Великой Отечественной войне и о городе Ртищево[5]. В частности, она уже более 50-ти лет публикуется в ртищевской районной газете «Перекрёсток России», также её материалы печатаются в газете «Вперёд» — печатном органе Юго-Восточной железной дороги[4].

В 2000 году к 55-летию Победы и 35-летию поисковой работы[4] А. С. Овчинниковой был составлен и вышел в свет сборник «Защитники ртищевского неба», в который вошли материалы об истории 100-го батальона и 243-го артдивизиона, опубликованы фотографии ветеранов и стихи Овчинниковой[3].

10 декабря 2015 года в Центральной районной библиотеке прошла презентация первого сборника стихов А. С. Овчинниковой «Пусть на нашей великой планете никогда не погаснет звезда…». Инициатором его издания стал депутат Саратовской областной Думы V созыва, глава регионального Отделения Пенсионного фонда России Александр Сергеевич Романов[9][10].

Семья

Со своим будущим мужем Валерием Борисовичем Овчинниковым Александра Степановна познакомилась в школе, где он работал учителем музыки. В браке родился сын[3].

Награды и звания

Примечания

  1. Ныне — с. Чиганак, Аркадакский район, Саратовская область, Российская Федерация

См. также

Источники

  1. 1,0 1,1 Воскресенская О. Память — основа жизни // Перекрёсток России. — 2 июля 2010. — С. 1
  2. 2,0 2,1 2,2 Петрова С., Светличная П., Баранова А., Костерина П. Детство длиною в жизнь (рук. О. В. Рябкова) // работа на Большой краеведческий форум «Дети войны. Воспоминания». — Ртищево, 2020
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Чувилкина Н. Дело её жизни (очерк) // Перекрёсток России. — 7 ноября 2000. — С. 3
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 Капридова Л. Частица малая России // Перекрёсток России. — 28 сентября 2007. — С. 2
  5. 5,0 5,1 В память о защитниках ртищевского неба // Известия. Саратов. — 7 мая 2009 (Архивировано из первоисточника 27.09.2013).
  6. Состоялось открытие стелы бойцам 100-го батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи // новости на официальном сайте администрации Ртищевского МР. — 7 мая 2010 (Архивная копия от 25.11.2015)
  7. 7,0 7,1 В нашем городе состоялось знаменательное и очень трогательное событие — открытие памятника «Детям войны» // новости на официальном сайте администрации Ртищевского муниципального района. — 6 мая 2016 (Архивировано из первоисточника 8.05.2016).
  8. Скрябина Н. Война и дети — понятия несовместимые // КИС Ртищево. — 12 мая 2016. — С. 20
  9. Год литературы // новости на официальном сайте МУК Ртищевская межпоселенческая центральная библиотека. — 11 декабря 2015 (Архивировано из первоисточника 28.12.2015).
  10. Первый сборник стихов на пенсии // новости Отделения Пенсионного фонда России по Саратовской области. — 14 декабря 2015 (Архивировано из первоисточника 28.12.2015).
  11. Овчинникова А. С. С днём рожденья, милый город! // Перекрёсток России (спецпроекты). — 10 сентября 2013 (Архивировано из первоисточника 9.09.2015).
  12. Дмитриева Г. Ртищево моё… // Перекрёсток России. — 16 ноября 2000. — С. 1—2