Овчинникова, Александра Степановна

Александра Степановна Овчинникова
Александра Степановна Овчинникова
Александра Степановна Овчинникова
(2008 год)
 
Рождение: 22 апреля 1936(1936-04-22) (82 года)
с. Чиганак, Мало-Сестренский сельсовет, Кистендейский район, Саратовская область, РСФСР, СССР[П 1]
Имя при рождении: Александра Степановна Тесёлкина
Образование: Балашовский государственный педагогический институт
Профессия: педагог
Деятельность: краевед, общественный деятель
 
Творческая деятельность
Род деятельности: поэтесса
Дебют: Пусть на нашей великой планете никогда не погаснет звезда… (2015)
 
Семья
Отец: Степан Иванович Тесёлкин
 
Награды
Медаль «Лауреат ВВЦ» Отличник народного просвещения Почётный гражданин города и района.png

Александра Степановна Овчинникова (ур. Тесёлкина; р. 22 апреля 1936, с. Чиганак Кистендейского района) — основатель и руководитель школьного музея боевой славы «Хранитель памяти» МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Ртищево Саратовской области», поэтесса; ветеран труда, Почётный гражданин города Ртищево и Ртищевского района (2000).

Биография

Александра Овчинникова (ур. Тесёлкина) родилась в 1936 году в селе Чиганак Кистендейского района. Когда ей исполнилось два года, родители переехали в Казахстан на строительство Карагандинской железной дороги. Жили они в небольшом пристанционном посёлке Апановке Тарановского района Кустанайской области. В 1949 году Тесёлкины переехали в Саратовскую область, где сначала жили в Ртищево, а затем в Балашове.

В середине 1950-х годов Александра поступила в Балашовский государственный педагогический институт, где её избрали секретарём комитета комсомола.

Ещё будучи студенткой А. С. Овчинникова каждое лето работала старшей вожатой в пионерском лагере «Ясный», расположенном в селе Потьма, позже — в бековском лагере «Костёр», сначала старшей пионервожатой, затем — начальником лагеря.

В 1959 году Александра Степановна начала работать в средней школе № 96 Приволжской ЖД (СОШ № 6) пионервожатой, затем — учителем немецкого языка, заместителем директора по воспитательной работе. В 1962 году А. С. Овчинникова принимала участие в работе семинара секретарей комсомольских организаций вузов в Москве. В 1972 году с «Поездом Дружбы» работников просвещения посетила Чехословакию.

А. С. Овчинникова занимается общественной работой в составе Ртищевского районного Совета ветеранов, была заместителем председателя совета ветеранской организации Ртищевского отделения дороги (на 2007 год), ведёт большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи, курирует работу детской организации «Магистраль» школы-интерната № 3.

В 2000 году Александра Степановна Овчинникова была удостоена звания «Почётный гражданин г. Ртищево и Ртищевского района». В 2007 году её портрет был занесён на Доску почёта Ртищевского района.

Поисковая, краеведческая и творческая деятельность

А. С. Овчинникова в музее Боевой славы в СОШ № 6 (2009)
Обложка сборника «Защитники ртищевского неба»

Ещё в институте А. Овчинникова впервые занялась поисковой работой. Она собирала материал о выпускнике пединститута В. Д. Ревякине, который в годы Великой Отечественной войны возглавлял подпольную организацию в Севастополе. Позже, по ходатайству комитета комсомола вуза, В. Д. Ревякину было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1965 году Александра Степановна Овчинникова создала в школе № 96 клуб интернациональной дружбы и отряд «Красный следопыт», который занялся сбором материалов о героях-земляках. В 1970 году, откликнувшись на призыв «Пионерской правды», отряд включился в поиск сынов полка.

В 1977 году следопыты под руководством А. С. Овчинниковой начали поиск ветеранов 100-го отдельного батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи. В 1984 году следопыты Овчинниковой включились в поиск ветеранов 243-го отдельного артдивизиона. В 2001 году А. С. Овчинникова возглавила работу по увековечиванию памяти ртищевцев, погибших при исполнении воинского долга в Афганистане и Чечне.

В 1980 году на базе школы № 96 был открыт музей боевой славы «Хранитель памяти», руководителем которого стала Александра Степановна. В 2010 году, по инициативе А. С. Овчинниковой, музей был переведён в здание средней общеобразовательной школы № 7.

В 1985 году по инициативе Александры Степановны Овчинниковой в Ртищево был открыт памятник «Защитникам ртищевского неба 1941—1945», который представляет собой 37-миллиметровую зенитную пушку. Александра Степановна лично договаривались с руководством «Мосфильма», которое согласилось предоставить орудие. В 2010 году на площади Городского культурного центра (бывший Дворец культуры железнодорожников имени В. И. Ленина) была торжественно открыта Стела в честь бойцов ртищевского женского 100-го отдельного батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи, которая стала частью мемориального комплекса павшим в годы Великой Отечественной войны. Инициатива создания этого памятника принадлежала руководителю школьного музея боевой славы «Хранитель памяти» А. С. Овчинниковой.

Обложка первого сборника стихов А. С. Овчинниковой

Александра Степановна Овчинникова сотрудничает с местными печатными органами, в которых рассказывает о судьбах ртищевских ветеранов и пишет стихи о Великой Отечественной войне и о городе Ртищево. В частности, она уже более 40 лет публикуется в ртищевской районной газете «Перекрёсток России», также её материалы печатаются в газете «Вперёд» — печатном органе Юго-Восточной железной дороги. В 2000 году к 35-летию поисковой работы А. С. Овчинниковой был составлен и вышел в свет сборник «Защитники ртищевского неба», в который вошли публикации периодической печати за 1997—2000 годы.

10 декабря 2015 года в Центральной районной библиотеке прошла презентация первого сборника стихов А. С. Овчинниковой «Пусть на нашей великой планете никогда не погаснет звезда…». Инициатором его издания стал депутат Саратовской областной Думы V созыва, глава регионального Отделения Пенсионного фонда России Александр Сергеевич Романов[1][2].

Награды и звания

Примечания

  1. Ныне — с. Чиганак, Аркадакский район, Саратовская область, Российская Федерация

См. также

Источники

  1. Год литературы // новости на официальном сайте МУК Ртищевская межпоселенческая центральная библиотека. — 11 декабря 2015 (Архивировано из первоисточника 28.12.2015).
  2. Первый сборник стихов на пенсии // новости Отделения Пенсионного фонда России по Саратовской области. — 14 декабря 2015 (Архивировано из первоисточника 28.12.2015).