Октябрьская улица

Октябрьская улица
Дома № 1 и 3 по Октябрьской улице
Дома № 1 и 3 по Октябрьской улице
Упоминается с

1902

Прежние названия

Монопольская улица

Протяжённость

0,340 км

Начало

Пролетарская улица

Конец

улица Левице

Почтовые индексы

412031

Октябрьская улица — одна из старейших улиц центральной части города Ртищево.

Расположение и общие сведения

Октябрьская улица расположена в центральной части города, проходит с запада на восток. Начинается от улицы Пролетарской и заканчивается примыканием к улице Левице.

Протяжённость улицы составляет около 340 метров. Нумерация начинается от Пролетарской улицы. Застроена нечётная сторона, на чётной лишь в начале улицы расположена пиццерия. Застройка смешанная — низковысотная (малоэтажная) и средневысотная (многоэтажная).

Происхождение и история названий

Изначально улица называлась Монопольская. Вероятно это название произошло от располагавшихся на улице или рядом с ней государственных винных лавок (монополий), торговавших водкой, которые в народе назывались «монопольки». В 1922 году, на основании распоряжения «О смене названий улиц и площадей, отражающих названия церквей и уничтоженных революцией сословий», улице было присвоено название Октябрьская.

История

Карта-схема Октябрьской улицы начала 1960-х, наложенная на современную (2013) карту города

Начало формирования улицы относится к началу XX века. Первое упоминание в документах, хранящихся в архиве Бюро технической инвентаризации, относится к 1902 году. Земля арендовалась у крестьян 2-го Ртищевского общества (село Ртищево). Улица застраивалась частными одноэтажными деревянными домами. Застройка шла в два этапа: в 1902—1909 годах была сформирована практически вся нечётная сторона улицы (до дома № 33) и небольшая часть чётной (до дома № 12); в 1921—1932 годах формирование улицы закончилось и она вышла к закрытому поселковому кладбищу (ныне на этом месте расположен Городской парк культуры и отдыха). Начиналась Октябрьская улица от жилого массива, образуемого домами Ямской и Кузнечной улиц и шла с северо-запада на юго-восток, а затем с домов № 14 и 21 поворачивала на восток. До 1929 года чётная нумерация шла слева, нечётная — справа.

В 1935 году по улице Октябрьской был отведён участок для строительства городской бани, однако этот проект так и не был реализован, баню построили на Большой Элеваторской улице (ныне — Рябова).

На 31 августа 1938 года в 36 домовладениях, расположенных на Октябрьской улице, проживали 257 человек.

В октябре 1957 года Ртищевскому горкому КПСС был отведён участок по улице Октябрьской площадью 600 м² для строительства 8-квартирного дома. Дом, получивший № 42, был сдан в эксплуатацию в 1959 году. Он был обращён главным фасадом в сторону парка. Позднее, в марте 1982 года, во время перенумерации зданий и строений, дому № 42 присвоили номер 5 по Парковскому переулку (ныне улица Левице). В это же время пятиэтажный дом № 40, построенный на улице Октябрьской в 1980 году, получил номер 7 по Парковскому переулку.

Предположительно до конца 1970-х годов на улице Октябрьской за домом № 42 располагалась городская метеостанция.

С начала 1960-х годов начался поэтапный снос частновладельческого сектора по улице Октябрьской. Первый этап проходил с 1960 по 1978 год и был связан с формированием улицы Левице. Второй проходил с 1987 по 1989 год. В это время, в связи с началом строительства здесь детского сада, была снесена большая часть улицы. В 19911995 годах снесли дома, располагавшиеся в начале улицы, на их месте заложили 90-квартиный жилой дом. Последний частновладельческий дом № 35 по улице Октябрьской сгорел в июле 2008 года.

Дом № 5 по улице Октябрьской (2007)

Сооружение двухэтажного здания детского сада на 280 мест по улице Октябрьской началось в сентябре 1989 года. Строительство вела бригада СМУ № 41. В 1990 году строящемуся детскому саду был присвоен номер 8 и дано название «Золотой ключик», было закуплено всё необходимое оборудование, начали принимать заявления от родителей. Однако к 1992 году стройка оказалась замороженной, так как у заказчика — Управления капитального строительства Саратовского облисполкома не было средств для её финансирования. В 1993 году строительство было окончательно прекращено ввиду нецелесообразности: большинство существующих детских садов в городе были в то время укомплектованы детьми всего на 50 %. Шло дальнейшее сокращение групп. Чуть более десяти лет здание детского сада простояло бесхозным. В конце 2003 года в рамках реализации федеральной программы «Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилищного фонда» ООО «А-Скорпио» начало реконструкцию здания детского сада под 36-квартирный жилой дом. Дом № 5 по улице Октябрьской был сдан в эксплуатацию в июле 2004 года.

В 1994 году в начале улицы Октябрьской СМУ АО «Саратовтрансстрой» заложило фундамент 90-квартирного жилого дома. Однако заказчики оказались неплатёжеспособными и строительство было заморожено. Лишь накануне 2001 года Строительное управление № 1 сдало в эксплуатацию дом № 1 по улице Октябрьской.

14 декабря 2005 года состоялось открытие отдела фирменной птицеводческой продукции ЗАО «Птицевод» и пиццерии по адресу: улица Октябрьская, 2.

Летом 2013 года в конце улицы Октябрьской началось строительство 3-х этажного детского сада на 245 мест. Тендер на строительство выиграла подрядная организация ООО «Энгельсстрой». Торжественное открытие МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 1 „Мечта“» состоялось 30 мая 2014 года. Он стал самым большим дошкольным образовательным учреждением Правобережья Саратовской области.

Октябрьская 35.jpg Октябрьская 2.jpg ЦРР Мечта.jpg
Руины последнего частновладельческого дома № 35
по улице Октябрьской (2008)
Отдел фирменной птицеводческой продукции ЗАО «Птицевод» и пиццерия (2012) Центр развития ребёнка — Детский сад № 1 «Мечта» (2014)

Литература

  • В действии программа «Ветхое жильё» // Город в час пик. — 2 июня 2004
  • Власова О. Не будет очереди в детсады // Перекрёсток России. — 4 июня 2013 (Архивировано из первоисточника 9.09.2015).
  • Власова О. Строится жильё // Перекрёсток России. — 28 февраля 2004
  • Нужен ли детский сад? // Перекрёсток России. — 19 июня 1993
  • Об итогах социально-экономического развития Ртищевского района в 2003 году и задачах на 2004 год // Перекрёсток России. — 24 января 2004
  • Перекрёсток России. — 28 апреля 1992
  • Перекрёсток России. — 15 марта 2001
  • Перекрёсток России. — 9 декабря 2005
  • Сдобников А. История страны в названиях улиц. Переименования улиц в городе Ртищево. — Ртищево, 2016. — 25 с.
  • Тошин С. Почему уходят люди? // Путь Ленина. — 27 марта 1990
  • Фёдоров С. Заказчики оказались неплатёжеспособными // Перекрёсток России. — 23 июля 1994
  • Филиппова Л. Где спрятан «золотой ключик»? // Перекрёсток России. — 8 августа 1992
  • Фотоновости // Перекрёсток России. — 9 июля 2004

Источники

  • Архив Ртищевского отделения Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ»
  • Архив Ртищевского горрайисполкома:
    • Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 4. Протокол № 16 заседания Президиума Ртищевского городского Совета Саратовского края от 14 сентября 1935 года. — С. 94
    • План районирования гор. Ртищево для проведения переписи населения в 1939 году

Ссылки