Ольшанка

Ольшанка
Ольшанка в районе города Ртищево
Ольшанка в районе города Ртищево
Координаты
Характеристика
Длина

42 км

Площадь бассейна

400 км²

Водоток
Исток

-

- местоположение

близ железнодорожного разъезда Платицинский

Устье

река Хопёр

- местоположение

Нижнее Голицыно

Ольша́нка — река в Ртищевском районе Саратовской области, левый приток Хопра.

География

Длина 42 км. Берёт начало близ железнодорожного разъезда Платицинский. Впадает в Хопёр в 806 км от устья близ села Нижнее Голицыно.

На реке расположен город Ртищево.

Притоки

Населённые пункты

По порядку от истока:

Гидрология

Исток реки Ольшанки
Водосброс на реке Ольшанке

Протекая по равнине, река Ольшанка имеет спокойное течение, извилистое русло, перекаты, чередующиеся с плёсами. Скорость течения изменяется по сезонам года. Наибольшей она бывает весной, когда река становится более полноводной, наименьшей — летом и зимой.

Режим реки имеет преимущественно снеговое питание, меньшую долю составляет дождевое и грунтовое. Весной в долины поступает много талой снеговой воды и начинается половодье, река широко разливается и затопляет пойму. Весенний подъём воды в реке продолжается в среднем 12—15 дней. Половодье длиться 25 дней. Во время весеннего половодья сток реки составляет в среднем 80—85 %. Летняя межень начинается в начале мая и обычно устойчива. Летом питание происходит в основном за счёт грунтовых вод.

Подъём воды в реке колеблется по годам и зависит от количества выпавшего снега и от характера весны: при малоснежной и затяжной половодье не особенно большое, а при дружной бывает значительным. Зимой река замерзает, ледостав обычно наступает в конце ноября — начале декабря, а заканчивается в начале апреля. Продолжительность его 3—4 месяца.

Хозяйственное использование

Железнодорожная водокачка на Ольшанке (2007)

С конца XIX века со станции Ртищево спускалась нефть в овраг, по которому она попадала в реку Ольшанку. От загрязнённой воды заболевал скот, в ней тонули утки. Дело о спуске нефти в реку Ольшанку стало предметом судебного разбирательства, затянувшегося на несколько лет в различных судебных инстанциях. Известно, что к 1905 году по нему так и не было принято решение.

Железнодорожная водокачка на реке Ольшанке, также снабжающая водой часть города Ртищево, существует с начала XX века. К 1936 году в наличии имелось два водопровода железнодорожного транспорта. В это же время остро встал вопрос водоснабжения городского населения. На заседании Президиума Ртищевского горсовета было принято решение удовлетворить городское население снабжением водой при условии присоединения дополнительной водоразводящей сети к старому и к вновь строящемуся водопроводам с реки Ольшанки.

В связи с тем, что Ольшанка пересыхала и вода из неё по сущности не была пригодна для употребления населению, в 1938 году на заседании Президиума Ртищевского горисполкома было принято решение о проведении работ по очистке и углублению реки Ольшанки в районе водокачки.

К середине 1980-х годов часть городских сточных вод — около 4000 кубометров — сбрасывалось в реку Ольшанку минуя очистные сооружения.

Мосты

Мост в районе улицы Песчаной (Ртищево)
  • Автомобильно-пешеходный мост на Сердобском проезде, в районе бывшего села Ртищево
  • Пешеходный мост на старой дороге в районе бывшего села Ртищево
  • Автомобильно-пешеходный (бывший железнодорожный) мост в районе улицы Песчаной города Ртищево (бывшая деревня Благодатка)
  • Пешеходный (бывший автомобильный) мост в районе заброшенного дачного посёлка (остановочная платформа 116 км)
  • Пешеходный в районе улицы Лесной (бывшее село Ртищево)
  • Железнодорожный на линии Ртищево — Кривозёровка между остановочными пунктами 116 и 117 километр
  • Автомобильно-пешеходный в селе Нижнее Голицыно

Интересные факты

В 1974 году по инициативе Ртищевского горкома ВЛКСМ и актива городской комсомольской организации на берегу Ольшанки, при водоёме, образованным вновь построенной плотиной, была начата закладка нового парка культуры и отдыха, который должен был называться парком имени XVII съезда Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи. Закладка велась по специально разработанному проекту, площадь парка должна была составлять 3,2 гектара. Проектом предусматривалась разбивка цветников, газонов, асфальтированные площадки, аллея героев-комсомольцев гражданской и Великой Отечественной войн с монументом, аллеи молодых передовиков предприятий железнодорожного транспорта и промышленности города. Также планировалось соорудить площадки спортивного комплекса, эстрадную площадку с кинобудкой, торговый комплекс, а на водоёме — прокатную лодочную станцию, плавательный бассейн, бассейн водного поло, вышку для прыжков в воду. Однако этот план так и остался нереализованным.

Литература

  • Иванов К. Комсомольский парк // Путь Ленина. — 1 мая 1974
  • Кузнецов И. Очередь у колодца // Путь Ленина. — 21 мая 1986
  • Лихарев Н. Лже-Сахаров // Новое время. (Белград). — 1930. — 18 сентября

Источники

  • Архив Ртищевского горрайисполкома:
    • Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 7. Протокол № 18 заседания Президиума Ртищевского горсовета от 05.09.36. — С. 74 об.
    • Выписка из протокола № 8 Заседания Пленума Ртищевского Горсовета от 16 сентября 1938 года

Ссылки