Орлов, Михаил Николаевич

Михаил Николаевич Орлов
Михаил Николаевич Орлов
М. Н. Орлов среди агав в имении Отрадино (1900~1905)
Coat of Arms of Balashov (Saratov oblast) (1780).png
Предводитель дворянства Балашовского уезда
1899 — 1902
Предшественник: Николай Николаевич Львов
Преемник: Семён Александрович Унковский
 
Рождение: 10 апреля 1866(1866-04-10)
Брюссель, Бельгия
Смерть: 22 января 1907(1907-01-22) (40 лет)
имение Отрадино, Макаровская волость, Балашовский уезд, Саратовская губерния, Российская империя[П 1]
Род: Орловы
Образование: Московский университет (1889)
 
Семья
Отец: Николай Михайлович
Мать: Ольга Павловна (ур. Кривцова)

Михаил Николаевич Орлов (16 апреля 1866, Брюссель — январь 1907, имение Отрадино Балашовского уезда) — земский деятель Саратовской губернии, предводитель дворянства Балашовского уезда (1899—1902), поручик запаса.

Биография

Михаил Орлов — гимназист (Москва, 1879~1880)

Михаил Орлов родился в 1866 году в Брюсселе в дворянской семье. Его отец — Николай Михайлович Орлов (1821—1886) был депутатом дворянства Петергофского уезда и уездным предводителем дворянства; мать — Ольга Павловна, происходила из дворянского рода Кривцовых. По отцовой линии Михаил Николаевич приходился праправнуком младшей дочери Михаила Васильевича Ломоносова — Елены Михайловны Константиновой.

В январе 1879 года Михаил поступил в Первую Московскую гимназию Поливановскую, которую окончил в 1885 году. Там он познакомился с сыном Л. Н. Толстого — Ильей, другом которого позднее стал. Михаил Орлов не раз гостил у Толстых в Ясной Поляне. Он оставил записки со своими воспоминаниями о Льве Николаевиче Толстом.

В июле — августе 1888 года по совету Дмитрия Ивановича Менделеева и с его рекомендательными письмами М. Н. Орлов вместе с Сергеем Львовичем Толстым и Дмитрием Адамовичем Олсуфьевым совершил поездку по шахтам и промышленным предприятиям Донецкого края. Этот визит был описал С. Л. Толстым в очерке «Д. И. Менделеев и самозванцы поневоле». В поездке с Михаилом Николаевичем случился казус: донские казаки приняли его за великого князя Михаила Михайловича Романова, который в тоже время отправился с визитом на Кавказ.

В 1889 году Михаил Орлов закончил юридический факультет Московского университета. В течение пяти лет он служил в Нижегородском Драгунском полку на Кавказе, корнет (на 1894, на 1899 — корнет запаса).

В 1890-х годах Михаил Николаевич поселился в имении Отрадное Балашовского уезда. В 1894 году он был избран гласным Балашовского уездного земского собрания, с 1899 по 1902 он председательствовал в этом учреждении. С 1894 по 1899 год Орлов был также гласным Саратовского губернского земского собрания от Балашовского уезда. С 1897 по 1903 год он также являлся членом Балашовского уездного училищного совета (председательствовал с 1899 по 1902).

В 1898 году его избрали на должность церковного старосты к Никольской церкви села Репьёвки Балашовского уезда на первое трёхлетие[1].

В 1899 году М. Н. Орлова избрали членом судебного присутствия Уездного съезда Балашовского уезда, в том же году он стал председателем съезда. В этой должности находился до 1902 года. С конца 1890-х годов Орлов являлся заместителем предводителя уездного дворянства Николая Николаевича Львова. В 1899 году был избран предводителем дворянства Балашовского уезда, находился в этой должности до 1902 года.

В качестве предводителя дворянства М. Н. Орлов являлся председателем ряда уездных учреждений: дворянской опеки, присутствия по воинской повинности, комитета общественного здравия, комиссии по составлению списков присяжных заседателей, отделения Комитета общества попечительного о тюрьмах (председательствующий директор), комитета попечительства о народной трезвости (ранее присутствия по питейным делам).

Михаил Николаевич являлся также председателем: попечительного совета Женской четырёхклассной прогимназии (на 1899), Балашовского местного комитета Российского общества Красного Креста (на 1900), правления Общества взаимного вспомоществования учившим и учащим в начальных народных училищах г. Балашова и его уезда (на 1899—1901); членом: Балашовского уездного отделения епархиального училищного совета (до 19 мая 1905)[2] и попечительного совета Женской четырёхклассной (с 1902 — пятиклассной) прогимназии (на 1901—1902).

М. Н. Орлов оказывал помощь в строительстве деревянной церкви в сельце Калиновке (ныне Тамалинского района), которая была освящена во имя святителя и чудотворца Николая в 1904 году (20 октября 1934 года исполком Нижне-Волжского крайсовета вынес постановление о закрытии церкви и передаче её под народный дом).

На 1906 год проживал в селе Макарово Балашовского уезда.

Михаил Николаевич Орлов умер 22 января 1907 года от брюшного тифа в имении Отрадное.

Имение

Имение Отрадное Михаил Николаевич Орлов унаследовал, по всей видимости, после смерти своего отца — Николая Михайловича. В последние годы жизни Михаил Николаевич много времени уделял управлению имением. В свои записках он гордился тем, что подшивал валенки и косил траву намного лучше, чем Л. Н. Толстой.

Так как М. Н. Орлов умер бездетным, имение перешло к его младшей сестре, Екатерине Николаевне (17 марта 1869—1957), которая была замужем за потомственным дворянином Сергеем Андреевичем Котляревским.

Произведения

  • Орлов М. Н. Воспоминания о Л. Н. Толстом. «Новые Пропилеи». — Под ред. М. О. Гершензона. Том I. ГИЗ. М. — П. 1923. Стр. 85—95.

Примечания

  1. Ныне — п. Отрадное, Ртищевский район, Саратовская область, Российская Федерация

Источники

  1. Саратовские епархиальные ведомости. — 1898. — 15 марта. — № 6. — С. 95
  2. Саратовские епархиальные ведомости. — 1905. — 29 мая. — № 13. — С. 307
  • Гершензон-Чегодаева Н. М. Первые шаги жизненного пути (Архивировано из первоисточника 24.09.2013).
  • Справочная книга Саратовской Епархии. — Саратов: Типография Союза печатного дела, 1912. — С. 176
  • Толстой С. Л. Очерки былого (Архивировано из первоисточника 12.05.2014).
  • Адрес-календарь Саратовской губернии на 1895 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1895
  • Памятная книжка Саратовской губернии на 1907 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1907
  • Воспоминания Нонны Воеводиной о своей семье на сайте Большой Русский Альбом
  • Descendants of Николай1 * Раевский. Fourth Generation
  • КАЛИНОВКА Тамалинского района Пензенской области