Отделенческая больница на станции Ртищево-1

Отделенческая больница на станции Ртищево-1 ОАО «РЖД»
Главный корпус Отделенческой больницы
Главный корпус Отделенческой больницы
Расположение

Ртищево

Тип

ведомственное учреждение

Форма

негосударственное учреждение здравоохранения

Дата основания

~1893

Прежние названия

Железнодорожная больница

Главный врач

Асанов, Андрей Николаевич (и.о.)

Характеристики
Отделений

4 стационарных и 2 поликлинических

Сотрудников

более 350 человек (стационар на 2014)[1]

   Врачей

38 (2014)[1]

   Среднего
   медперсонала

более 200 (2014)[1]

Койкомест

100

Адрес

412030, г. Ртищево, ул. Крылова, 1

Официальный сайт

Отделенческая больница на станции Ртищево-1 ОАО «РЖД» — негосударственное учреждение здравоохранения в городе Ртищево.

История

Конец XIX — начало XX века

Карта-схема территории железнодорожной больницы (красным отмечено снесённое здание)

Первое документальное упоминание о железнодорожной больнице относится к 1 ноября 1893 года, когда врачом Ртищевского участка с жалованием в 1200 рублей и за заведование больницей — 300 рублей в год при общественной квартире был определён В. Громов. Он был одним из первых врачей на станции Ртищево[2]. На 1894 год в штате больницы также состояли фельдшеры Зимин и Ферулин (уволен в начале того же года), смотрительница Ю. А. Зимина и дворник Е. Рубцов[3].

К 1898 году врачом участка стал Николай Егорович Соседов[3].

Согласно приказам от 1902 года на станции Ртищево было уже два врачебных участка. Врачом 8-го участка оставался Н. Е. Соседов, 9-м заведовал надворный советник, лекарь (окончил курс в 1893 году) Октавиан (Иван) Казимирович Лучинский[3] (1868 — ?), проживавший в селе Ртищево[4].

Первоначально корпуса больницы были деревянными. В 1907 году были построены кирпичные здания. При строительстве корпусов железнодорожной больницы на станции Ртищево впервые было применено паробетонное отопление — изобретение саратовского инженера Вячеслава Августовича Яхимовича[5]. На заседании Саратовского отделения Русского технического общества его председатель Дмитрий Александрович Матрёнинский сообщал:

« Постановка такой системы отопления в родильном доме (ныне кабинет ортопедической стоматологии[6]) на станции Ртищево являлась попыткой изыскания способа, как нагреть до надлежащей температуры комнату с тремя световыми сторонами. Обычными голландскими печами этого достичь было нельзя, потому что морозы от окон с трёх сторон веяло холодом, а близ печей было невозможно жарко, так как их приходилось топить до накаливания. Равномерности температуры по всей комнате не могло быть, и только устройством отопления по системе Яхимовича была достигнута эта равномерность, чем сразу выяснилось преимущество данной системы[7]. »

Согласно отчётам о расходах по эксплуатации за 1909 год Ртищевская железнодорожная больница по затратам на содержание занимала 2—3 места на Рязано-Уральской железной дороге после Саратовской. В 1909 году к приёмному покою была сделана пристройка и капитально отремонтирована сама больница[3].

Больница обслуживала рабочих и служащих железной дороги[8], здесь же лечились чины жандармской полиции, жёны и дети служащих, их родственники и пассажиры[3]. Участие в лечении остального населения больница не принимала и не входила в сеть здравоохранения Сердобского уезда[8].

1930—1940-е годы

Первая страница списка умерших военнослужащих, находившихся на лечении в железнодорожной больнице станции Ртищево (1942)

В 1930-е годы железнодорожная больница располагала стационаром на 105 коек. Также железнодорожников обслуживала поликлиника на 100 посещений в день. В состав поликлиники входили детская консультация с молочной кухней, врачебный здравпункт при паровозном депо, комната матери и ребёнка на вокзале и фельдшерский медицинский пункт на вокзале (пункт первой помощи)[9].

В годы Великой Отечественной войны медицинский персонал железнодорожной больницы обслуживал раненых бойцов, поступавших на станцию Ртищево с проходящих эшелонов[2].

С 1939 по 1942 год Ртищевская больница входила во Врачебно-санитарный отдел Пензенской железной дороги. В это время в состав больницы входила ртищевская санэпидслужба. После окончания войны она была выделена в отдельную структурную единицу[10].

1950—1960-е годы

В 1954 году в железнодорожной больнице работали 259 человек.

К началу 1960-х годов Ртищевское железнодорожное лечобъединение являлось крупным медицинским учреждением в Ртищевском районе. В нём работало 279 человек, из них 36 врачей и 101 работник со средним медицинским образованием. В больнице было введено бесплатное обеспечение молочными продуктами физически слаборазвиты детей, бесплатное зубопротезирование. Больные дизентерией и туберкулёзом бесплатно обеспечивались дорогостоящими медикаментами. В это время в железнодорожной больнице был введён новый метод исследования заболеваний сердечно-сосудистой системы — электрокардиография. При больнице была построена механизированная прачечная, введено центральное отопление лечебных корпусов[11].

Ртищево.СЭС.jpg Роддом жд.jpg Прачечная жд больницы.jpg
Здание бывшей железнодорожной больницы
(ныне Испытательный лабораторный центр отделенческого центра Госсанэпиднадзора на станции Ртищево I ЮВЖД)
Здание бывшего роддома железнодорожной больницы
(ныне кабинет ортопедической стоматологии)
Бывшая прачечная (2005)

1970—1990-е годы

В 1969 году на пустыре в конце Советской улицы началось сооружение комплекса железнодорожного больничного городка. Были заложены фундаменты главного корпуса, пищеблока, перехода к зданию больницы и поликлиники. Строительство осуществлял коллектив Строительного управления № 1[12].

20 февраля 1973 года больничный комплекс на 350 коек был сдан в эксплуатацию. На то время больница была лучшей на Приволжской железной дороге. На первом этаже располагались 5 комнат-лабораторий: клиническая, биохимическая, бактериологическая, физиолечения и рентген-кабинет. Девять палат на первом этаже были выделены под детское отделение, здесь также имелась специальная веранда для сна, холл с лечебными процедурами и кислородная палата с централизованной подачей кислорода. Второй этаж был отведён под хирургическое отделение с тремя операционными кабинетами. Третий этаж занимали акушерское и гинекологическое отделения; здесь имелись родильный зал, комнаты для новорождённых и палаты для женщин-рожениц. Девять палат терапевтического отделения располагались на четвёртом этаже[13].

С 1970 по 1998 годы родильное и гинекологическое отделения больницы возглавляла Жаннета Александровна Маркова — Почётный гражданин города Ртищево и Ртищевского района (2002)[14].

Деревянные корпуса хирургического и детского отделений на улице Железнодорожной были снесены в 1970-х годах. В 1979 году здесь началось строительство железнодорожной поликлиники. Строительство вело строительное управление № 1. В декабре 1981 года новое четырёхэтажное здание поликлиники с детским поликлиническим отделением было сдано в эксплуатацию. Поликлиника была рассчитана на 375 посещений в смену (до 600 человек в день)[15] В марте — апреле 1982 года поликлиника была переведена в новое здание[16].

В поликлинике начали работать новые кабинеты: доврачебного приёма, наркологический, хирургической стоматологии, ингаляторий, водолечебница. Ежедневный приём взрослых вели 35 врачей по 14 специальностям, по 5 специальностям был выделен приём детей.

После введения в эксплуатацию новых корпусов отделенческой больницы и поликлиники освободившиеся здания заняла железнодорожная санэпидслужба (ныне Испытательный лабораторный центр отделенческого центра Госсанэпиднадзора на станции Ртищево-1 ЮВЖД)[10].

ЖД Больница строительство.jpg Палата новорожденных жд больницы.jpg Строительство жд поликлиники.jpg
Строительство железнодорожной больницы
в юго-западном микрорайоне (1972)
Зав. отделением Ж. А. Маркова и медсестра А. Ф. Шутова
палате новорожденных (1973)
Строительство поликлиники (1981)

С 2000 года

Бывшее неврологическое отделение (ранее инфекционное отделение); на 2018 год здание сдаётся в аренду

В ходе начавшейся с 2000 года реструктуризации на железной дороге в отделенческой больнице были ликвидированы отделения родовспоможения, детское и инфекционное, в стационаре осталось 180 коек[2].

По итогам четвёртого квартала 2002 года отделенческая больница заняла первое место по Юго-Восточной железной дороге с вручением диплома и денежной премии[2].

К 2003 году в штате больницы состояло 440 человек[2].

В 2003 году по инициативе заведующей Г. М. Дюкаревой при поликлинике открылся Центр реабилитации и восстановительной медицины для локомотивных бригад, оснащённый специализированным оборудованием, позволяющим проводить комплексную оценку функционального состояния человека и реализовать систему реабилитационных мероприятий. Центр включал в себя также кабинеты гипертоников, массажа и лечебной физкультуры, релаксации; фитобар, тренажёрный зал, ванна с глубоким гидромассажем[17][18].

В июне 2005 года было принято решение о ликвидации Государственного учреждения здравоохранения «Отделенческая больница Юго-Восточной железной дороги» на станции Ртищево-1[19]. Организация была ликвидирована 19 декабря того же года[20], с последующим преобразованием её в Негосударственное учреждение здравоохранения «Отделенческая больница на станции Ртищево-1 ОАО „РЖД“».

22 июня 2007 года в здании Отделенческой больницы состоялось открытие и освящение молельной комнаты во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона[21].

На 2011 год в штате больницы числилось более 400 человек, из них около 50 врачей и более 200 средних медицинских работников. При больнице имелись 2 линейные амбулатории, 2 фельдшерско-акушерских пункта, 3 здравпункта и 1 медпункт[22].

По итогам 2011 года Отделенческая больница стала призёром Всероссийского конкурса «Лучший страхователь года по обязательному пенсионному страхованию»[23].

К концу 2012 года количество койка-мест в стационаре сократилось с 350 до 150[24].

Во исполнении распоряжения ОАО «РЖД» от 18 октября 2012 года № 2069р «О мероприятиях по реорганизации негосударственных учреждений здравоохранения ОАО „РЖД“» в июне 2014 года НУЗ «Узловая поликлиника на станции Балашов ОАО „РЖД“» была реорганизована путём присоединения к НУЗ «Отделенческая больница на станции Ртищево-1 ОАО „РЖД“». В результате этого НУЗ «Узловая поликлиника на станции Балашов ОАО „РЖД“» сменила своё название на НУЗ «Отделенческая больница на станции Ртищево-1 ОАО „РЖД“ поликлиника № 2 на станции Балашов»[25].

Поликлиника Отделенческой больницы.jpg Фельдздравпункт Сердобск.jpg Поликлиника №2.jpg
Поликлиника (Ртищево) Бывший фельдшерский здравпункт на станции Сердобск Поликлиника № 2 (Балашов)

Структура лечебно-профилактического учреждения

В состав лечебно-профилактического учреждения входят (на 2014—2016 год):

Отделения Количество койко-мест
на 2011 на 2014
Стационар[1]
Хирургическое (2 этаж главного корпуса) 40[26] 45[27]
из них для лечения больных с гнойно-воспалительными
заболеваниями клетчатки кожи
для лечения больных
с проктологическими заболеваниями
гинекологического профиля 15[27]
операционный блок на 3 операционных[26]
Терапевтическое (4 этаж главного корпуса) 30[28] 33 (с 1.01.2012)[29]
Неврологическое 30[30]
Реанимации и интенсивной терапии
(на 2011 — Реанимационное)[31]
6[32]
Приёмное отделение
Отделение сестринского ухода (с 2016)
Параклинические подразделения
Клинико-диагностическая лаборатория[33]
отделы в стационаре клинический
биохимический
микробиологический
отделы в поликлинике клинический
Паталогоанатомическое отделение
обслуживаемая
территория
НУЗ «Отделенческая больница
на ст. Ртищево-1 ОАО „РЖД“»
стационар и поликлиника Ртищевской
районной больницы
г. Ртищево
стационар и поликлиника ЦРБ г. Аркадак
Амбулаторно-поликлинические подразделения
Поликлиника (Ртищево); общая мощность (посещений в смену) 325 325[34]
отделения терапевтическое
стоматологическое
дневного стационара 6
медицинской реабилитации
медицинской профилактики
кабинеты хирургический
неврологический
гинекологический
офтальмологический
эндокринологический
кожно-венерологический
оториноларингологический
функциональной диагностики
ортопедической стоматологии
здравпункты
(закрыты)
фельдшерский здравпункт ПМС-35
медицинский пункт вокзала станции Ртищево-1
фельдшерский здравпункт на станции Сердобск
фельдшерский здравпункт локомотивного
депо
на станции Ртищево-1
фельдшерский здравпункт локомотивного
депо на станции Ртищево-2
Поликлиника № 2 (Балашов); общая мощность (посещений в смену) 173[25]
отделения терапевтическое
дневного стационара
кабинеты хирургический
гинекологический
офтальмологический
кожно-венерологический
оториноларингологический
ортопедической стоматологии
психиатра-нарколога
стоматологический
эндоскопический
рентгеновский
ультразвукового исследования
клинико-диагностической лаборатории
физиотерапевтический
здравпункты фельдшерский здравпункт локомотивного
депо на станции Балашов
медицинский пункт вокзала станции Балашов
фельдшерский здравпункт на станции Аркадак
фельдшерский здравпункт ПМС-153 (до 2016)

Деятельность

НУЗ «Отделенческая больница на станции Ртищево-1 ОАО „РЖД“» оказывает плановую и экстренную медицинскую помощь железнодорожникам и городскому населению. Работа стационара построена по круглосуточному режиму. Для оказания экстренной и неотложной помощи в больнице дежурит бригада врачей в составе хирурга, терапевта и анестезиолога-реаниматолога[1].

Хирургическое отделение оказывает все виды экстренной хирургической и травматической помощи, выполняет плановые операции на органах брюшной полости, при варикозной болезни вен[1], а также операции с использованием эндоскопического метода (желчная хирургия, операции при остром аппендиците спаечной непроходимости). В отделении имеется несколько маломестных палат, в том числе платная палата повышенной комфортности[27].

Терапевтическое отделение осуществляет обследование и лечение больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, заболеваниями органов дыхания, органов пищеварения, эндокринной системы, костно-мышечной системы, мочеполовой системы[29].

В работе неврологического отделения применяются следующие методы исследования: реоэнцефалография (РЭГ) сосудов головного мозга, электроэнцефалография, ультразвуковое исследование, фиброгастродуоденоскопия, R-исследования; биохимические, клинические лабораторные исследования; компьютерная томография и МРТ на договорной основе в клиниках Воронежа и Саратова; консультации узких специалистов[35].

Отделение реанимации и интенсивной терапии обеспечивает круглосуточную экстренную и плановую анестезиологическую помощь, интенсивную терапию и реанимационные мероприятия больным хирургического, гинекологического, терапевтического, кардиологического и неврологического профиля[32].

С 2016 года работает отделение сестринского ухода, которое оказывает услуги по квалифицированному сестринскому уходу, предназначенные для пациентов преимущественно пожилого и старческого возраста, одиноких, страдающих хроническими заболеваниями, требующими постоянного круглосуточного медицинского наблюдения и ухода, но не требующими интенсивного оказания медицинской помощи в стационарных условиях. Отделение сестринского ухода осуществляет: квалифицированный медицинский уход за больными и престарелыми; симптоматическую поддерживающую терапию; динамическое наблюдение за состоянием больных и престарелых; обучение родственников правилам ухода за тяжелобольными[36].

Основные экономические показатели

2011 2012 2013 2014 2015 2016
Выручка (тыс. руб.) 63 473 71 522 69 518 85 303 98 929 102 892
Чистая прибыль (убыток)(тыс. руб.) 86 2 545 5 501 5 113 2 303 4 071[37]
Выручка и прибыль по годам
Отделенческая больница выручка.png Отделенческая больница прибыль.png
Выручка НУЗ «Отделенческая больница на станции Ртищево-1 ОАО „РЖД“» за 2011—2016 год Прибыль НУЗ «Отделенческая больница на станции Ртищево-1 ОАО „РЖД“» за 2011—2016 год

Руководство

начальники железнодорожного лечобъединения
главные врачи

Интересные факты

Часто на стенах старого железнодорожного роддома родители писали имена и год рождения своих детей.

См. также

Источники

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Стационар. Официальный сайт НУЗ Отделенческая больница на станции Ртищево-1 ОАО «РЖД» (Архивировано из первоисточника 12.10.2018).
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Дмитриева Г. Железнодорожной больнице — 110 лет // Перекрёсток России. — 14 июня 2003. — С. 2
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Селиванов Д. Первая в городе. В этом году железнодорожной больнице — 110 лет // Перекрёсток России. — 26 июля 2003. — С. 3
  4. Нижне-Волжская биобиблиографическая энциклопедия / Проект Царицынского генеалогического общества
  5. Паровой уникум // Время. — 2 июля 2009 (Архивная копия от 27.05.2012)
  6. Дмитриева Г. Из фотолетописи нашего города // Перекрёсток России. — 7 ноября 1998. — С. 2
  7. Гусакова З. Е. О тех, кто жил, о том, что было. Заметки архивиста. — Саратов, 2012. — С. 188—195
  8. 8,0 8,1 Никишов С. История здравоохранения Ртищевского района // Путь Ленина. — 20 июня 1970. — С. 3—4
  9. Селиванов Д. Ртищевский железнодорожный узел 70 лет назад // Перекрёсток России. — 27 июля 2004. — С. 3
  10. 10,0 10,1 Бикмухаметов С. На страже здоровья людей // Перекрёсток России. — 21 сентября 2002. — С. 2—3
  11. 11,0 11,1 Фоменко Н. Улучшается медицинская помощь населению // Путь Ленина. — 17 ноября 1961. — С. 4
  12. Больничный городок // Путь Ленина. — 12 декабря 1969. — С. 2
  13. Татарникова А. Открыты двери новой больницы // Путь Ленина. — 23 февраля 1973. — С. 4
  14. Маркова Жаннета Александровна. Биография на сайте «Галерея славы» (Архивировано из первоисточника 22.09.2016).
  15. Фёдоров С. Строится поликлиника // Путь Ленина. — 17 апреля 1981. — С. 2
  16. Копёнкина В. Новая поликлиника // Путь Ленина. — 21 мая 1982. — С. 4
  17. Кузнецов И. Заслуженный врач Российской Федерации Галина Дюкарева: мы должны свести на «нет» заболевания железнодорожников // Вперёд. — 6 сентября 2007. — № 34 (Архивировано из первоисточника 6.09.2015).
  18. Ашкапова С. В рейс — без стрессов // Вперёд. — 26 февраля 2009. — № 7 (Архивировано из первоисточника 9.09.2015).
  19. [Объявление] // Перекрёсток России. — 10 июня 2005. — С. 4
  20. ГУЗ «Отделенческая Больница Ю-В. Ж. Д.» на ст. Ртищево-1 на сайте Rusprofile
  21. Воскресенская О. Открыта часовня // Перекрёсток России в пятницу. — 29 июня 2007. — С. 1
  22. НУЗ «Отделенческая больница на ст. Ртищево-1 ОАО „РЖД“» (старая версия сайта) (Архивная копия от 7.01.2014)
  23. Плюс для репутации // Вперёд. — 15 июня 2012. — № 23 (Архивировано из первоисточника 9.09.2015).
  24. Приходите завтра: Неработающие пенсионеры сетуют на организацию корпоративной медицинской помощи // Гудок. — 18 декабря 2012 (Архивировано из первоисточника 9.09.2015).
  25. 25,0 25,1 Поликлиника № 2. Официальный сайт НУЗ Отделенческая больница на станции Ртищево-1 ОАО «РЖД» (Архивировано из первоисточника 12.10.2018).
  26. 26,0 26,1 Хирургическое отделение (старая версия сайта) (Архивная копия от 9.12.2013)
  27. 27,0 27,1 27,2 Хирургическое отделение. Официальный сайт НУЗ Отделенческая больница на станции Ртищево-1 ОАО «РЖД» (Архивировано из первоисточника 14.10.2018).
  28. Терапевтическое отделение (старая версия сайта) (Архивная копия от 9.12.2013)
  29. 29,0 29,1 Терапевтическое отделение. Официальный сайт НУЗ Отделенческая больница на станции Ртищево-1 ОАО «РЖД» (Архивировано из первоисточника 14.10.2018).
  30. Неврологическое отделение (старая версия сайта) (Архивная копия от 9.12.2013)
  31. Реанимационное отделение (старая версия сайта) (Архивная копия от 9.12.2013)
  32. 32,0 32,1 Реанимационное отделение. Официальный сайт НУЗ Отделенческая больница на станции Ртищево-1 ОАО «РЖД» (Архивировано из первоисточника 14.10.2018).
  33. Клинико-диагностическая лаборатория. Официальный сайт НУЗ Отделенческая больница на станции Ртищево-1 ОАО «РЖД» (Архивировано из первоисточника 14.10.2018).
  34. Поликлиника. Официальный сайт НУЗ Отделенческая больница на станции Ртищево-1 ОАО «РЖД» (Архивировано из первоисточника 13.10.2018).
  35. Неврологическое отделение. Официальный сайт НУЗ Отделенческая больница на станции Ртищево-1 ОАО «РЖД» (Архивировано из первоисточника 14.10.2018).
  36. Отделение сестринского ухода. Официальный сайт НУЗ Отделенческая больница на станции Ртищево-1 ОАО «РЖД» (Архивировано из первоисточника 14.10.2018).
  37. НУЗ «Отделенческая больница на станции Ртищево-1 ОАО „РЖД“» на сайте «Контрагент»
  38. Власова О. Заслуженный врач России // Перекрёсток России. — 14 июня 2013. — С. 2 (Архивировано из первоисточника 6.09.2015).