Памятник Александру II

Памятник Александру II
Памятник Александру II в посёлке Ртищево
Современный
статус

утрачен

Посёлок при станции

Ртищево РУЖД

Окончание
строительства

1911

Материал

цинк, гранит (бетон?)

Памятник Александру II был установлен в посёлке при станции Ртищево РУЖД в 1911 году; разрушен около 1918 года.

Описание памятника

Памятник представлял собой цинковый бронзированный бюст Александра II в мундире с погонами. Бюст крепился болтами к цинковому постаменту в виде усечённой пирамиды. Высота бюста с постаментом составляла 2,3 метра[1].

На лицевой грани постамента была помещена надпись золочёными буквами: «Государь Император Самодержец Всероссийский Александр II Царь-Освободитель, царствовал с 1855 по 1881 год». Ниже располагался гербовый двуглавый орёл[1], а под ним заключительный абзац манифеста об освобождении крестьян: «Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с Нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного»[2].

Памятник был установлен на каменное основание (тумбу) и трёхступенчатую базу и ограждён металлической решёткой[1].

История

Никольская церковь и памятник Александру II

Памятник был открыт в посёлке Ртищево 22 июля 1911 года в честь 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости[3]. Он был установлен перед Царскими вратами Никольской церкви[4]. На торжестве присутствовали представители крестьянских обществ, официальные лица и окрестные помещики. После молебна и провозглашения вечной памяти Александру II, на бюст были возложены венки. От общества крестьян с надписью: «Царю Освободителю — благодарные крестьяне-владельцы земли посёлка Ртищево», от ртищевской вольной пожарной дружины, также были возложены венки и цветы от частных лиц. По окончании церемониала, под звуки марша был проведён развод отряда стражников и отряда вольной пожарной дружины[3].

Спустя несколько месяцев после Октябрьского переворота 1917 года, памятник Александру II был разрушен[4].

В ртищевской прессе встречается информация о том, что этот памятник был якобы изваян в 1888 году и его изготовление обошлось Сердобскому уездному земству в 2500 рублей[4]. Однако это был типовой памятник, изготовленный на Художественном металло-литейном заводе Эдуарда Эдуардовича Новицкого. Его стоимость составляла всего лишь 150 рублей[1]. В 1911 году Сердобское земство заказало для города Сердобска 7 подобных памятников, и ещё 5 были отправлены в волости Сердобского уезда, в том числе Голицынскую и Борковскую. Кроме того, Балашовское земство приобрело в том же году памятник для села Макарово[5].

В селе Борки Сердобского уезда памятник Александру II был установлен перед волостным правлением. В апреле 1917 года по решению собрания крестьян села бюст был снят с постамента и разбит[6].

Источники

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Сокол К. Г. Монументы империи. — М.: Издательство «Грантъ», 2001. — С. 158—159 ISBN 5-89135-190-0
  2. Памятники, построенные по велению души // Призыв. — 22 октября 2011 (Архивная копия от 10.09.2015)
  3. 3,0 3,1 Ртищево. Открытие памятника // Саратовскiй листокъ. — 28 июля 1911. — № 165. — С. 4
  4. 4,0 4,1 4,2 Селиванов Д. Чёрно-белая история // Перекрёсток России. — 9 ноября 2000. — С. 4
  5. 50-й юбилейный год освобождения крестьян от крепостной зависимости. Каталог завода Э. Э. Новицкого. — Спб, 1911. — С. 11
  6. Куванов А. Против угнетателей // Путь Ленина. — 4 мая 1967. — С. 2—3