Памятник на могиле Яблочкова

Памятник на могиле Яблочкова
Pamjatnik Jablochkov.jpeg
Современный
статус

ВООПИК.png Объект культурного наследия РФ № 6410046000

Село

Сапожок, кладбище

Окончание
строительства

26 октября 1952

Состояние

хорошее

Высота

0,45 м

Памятник на могиле П. Н. Яблочкова был установлен в 1952 году на кладбище села Сапожок Ртищевского района. Автор памятника неизвестен.

Описание памятника

Барельефы на памятнике
с. Сапожок Ртищевского района. Могила П. Н. Яблочкова (2012)

Памятник представляет собой каменное изваяние, высотой от стилобата 0,45 м. На лицевой стороне обелиска — бронзовый барельеф с изображением изобретателя, ниже установлена мемориальная доска, на которой выбиты слова: «Павел Николаевич Яблочков. / Выдающийся русский электротехник / и изобретатель / 1847—1894 гг.». С другой стороны обелиска барельеф с изображением «свечи Яблочкова» и надпись: «В недалёком будущем электричество сделается дешёвым и удобным способом освещения. П. Яблочков. 1879 г.». На другой стороне обелиска бронзовые барельефы — электрическая машина Яблочкова — эклипс; гальванические элементы и высказывание Павла Николаевича: «Электрический ток будет подаваться в дома также, как газ или вода».

С четырёх сторон к памятнику ведут ступени из гранита.

История

В конце 1930-х годов Михайло-Архангельскую церковь в селе Сапожок разрушили, при этом пострадал и фамильный склеп Яблочковых. Затерялась бы и сама могила изобретателя свечи, однако накануне 100-летия учёного президентом Академии наук СССР С. И. Вавиловым было принято решение уточнить место захоронения Павла Николаевича. По его инициативе создали комиссию, члены которой объехали более 20 сёл Ртищевского и Сердобского районов. Они опрашивали старожилов, работали с архивными документами. В Саратовском областном архиве ЗАГСа им удалось отыскать метрическую книгу приходской церкви села Сапожок.

На могиле П. Н. Яблочкова было решено воздвигнуть памятник. В марте 1948 года, рассмотрев представленный архитектурно-планировочной мастерской города Саратова проект строительства надгробной плиты по увековечению памяти П. Н. Яблочкова, Президиум Ртищевского райисполкома утвердил представленный проект в первом варианте.

Открытие памятника состоялось 26 октября 1952 года. Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» могила Павла Николаевича Яблочкова была внесена в список исторических памятников, подлежащих охране как памятники государственного значения.

См. также

Источники