Памятник на могиле Яблочкова

Памятник на могиле Яблочкова
Pamjatnik Jablochkov.jpeg
Современный
статус

ВООПИК.png Объект культурного наследия РФ № 6410046000

Село

Сапожок, кладбище

Автор проекта

Валентин Леонидович Фудельман

Начало строительства

конец апреля 1948

Окончание
строительства

27 сентября 1952

Состояние

хорошее

Высота

0,45 м

Материал

бетон, шлифовальный гранит, бронза

Памятник на могиле П. Н. Яблочкова — надгробный памятник-обелиск, установлен в 1952 году на кладбище села Сапожок Ртищевского района.

Описание памятника

Барельефы на памятнике

Памятник представляет собой бетонное изваяние с облицовкой из шлифованного камня[1] (гранита), высотой от стилобата 0,45 м[2]. На фронтальной стороне обелиска — обрамлённый лавровым венком бронзовый барельефный портрет изобретателя[3], ниже установлена мемориальная доска, на которой выбиты слова: «Павел Николаевич Яблочков. / Выдающийся русский электротехник / и изобретатель / 1847—1894 гг.». На тыльной стороне обелиска — барельеф с изображением «свечи Яблочкова» и надпись: «В недалёком будущем электричество сделается дешёвым и удобным способом освещения. П. Яблочков. 1879 г.». По бокам — бронзовые барельефы с изображениями электрической машины Яблочкова — эклипса, гальванических элементов, а также выбито высказывание Павла Николаевича: «Электрический ток будет подаваться в дома также, как газ или вода»[4][5].

С четырёх сторон к памятнику ведут ступени из гранита[4]. Территория около памятника занимает площадь 600 м², она обнесена художественно оформленной металлической оградой, на ней разбиты цветники[1].

Барельефы
Барельеф на памятнике П.Н.Яблочков.jpg Барельеф на памятнике гальванические элементы.jpg Барельеф на памятнике эклипс.jpg Барельеф на памятнике свеча.jpg
П. Н. Яблочков Гальванические элементы Электрическая машина «Эклипс» Свеча Яблочкова

История

с. Сапожок Ртищевского района. Могила П. Н. Яблочкова (2019)
В. Л. Фудельман

В конце 1930-х годов Михайло-Архангельскую церковь в селе Сапожок разрушили, при этом пострадал и фамильный склеп Яблочковых. Затерялась бы и сама могила изобретателя свечи, однако накануне 100-летия учёного президентом Академии наук СССР С. И. Вавиловым было принято решение уточнить место захоронения Павла Николаевича. По его инициативе создали комиссию, члены которой объехали более 20 сёл Ртищевского и Сердобского районов. Они опрашивали старожилов, работали с архивными документами. В Саратовском областном архиве ЗАГСа им удалось отыскать метрическую книгу приходской церкви села Сапожок[5].

17 сентября 1947 года вышло постановление Совета министров СССР «Об увековечивании памяти выдающегося русского электротехника Яблочкова П. Н.», которое, помимо прочего, обязывало Саратовский облсовет привести в порядок могилу П. Н. Яблочкова в селе Сапожок и установить на могиле надгробную плиту[6].

На могиле П. Н. Яблочкова было решено воздвигнуть памятник[5]. Исполком Саратовского облсовета отпустил на его сооружение 50 тысяч рублей[1]. В марте 1948 года, рассмотрев представленный архитектурно-планировочной мастерской города Саратова проект строительства надгробной плиты по увековечению памяти П. Н. Яблочкова, президиум Ртищевского райисполкома утвердил представленный проект в первом варианте[2]. Автором проекта памятника стал саратовский архитектор Валентин Леонидович Фудельман[П 1]. Строительство памятника началось в конце апреля 1948 года[1].

Открытие памятника состоялось 27 сентября 1952 года[П 2]. На торжественное событие собралось около тысячи человек: колхозников, рабочих и служащих совхозов, железнодорожников, представителей партийных, комсомольских и общественных организаций города и района. Митинг открыл представитель Саратовского облисполкома Никитин. С речами выступили также председатель колхоза «12 лет Октября» Задков, преподаватель Саратовского электротехнического техникума имени Яблочкова Сарафонов, секретарь горкома ВКП(б) Куванов, секретарь райкома ВКП(б) Щербаков и другие. Право открыть памятник было предоставлено председателю комиссии по открытию памятника Никитину[7].

Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» могила Павла Николаевича Яблочкова была внесена в список исторических памятников, подлежащих охране как памятники государственного значения[8].

Примечания

  1. Г. А. Малинин ошибочно утверждал, что автор памятника неизвестен[5].
  2. Г. А. Малинин указывает ошибочную дату — 26 октября[5].

См. также

Источники

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Памятник П. Н. Яблочкову в селе Сапожок // Путь Ленина. — 28 марта 1948. — С. 1
  2. 2,0 2,1 Протокол № 14 заседания Президиума Ртищевского Райисполкома от 16.03.48 (АРГРИ: Ф. 29, Оп. 1, Ед. хр. 75)
  3. Открытие памятника-обелиска П. Н. Яблочкову // Правда. — 1 октября 1952. — С. 4
  4. 4,0 4,1 Сорокин Б. На родине П. Н. Яблочкова // Балашовская правда. — 27 июня 1954
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Малинин Г. А. Памятники и памятные места Саратовской области (издание 3-е, испр. и доп.). — Саратов: Приволжское книжное издательство, 1979. — С. 215—217
  6. Постановление Совета Министров СССР № 3248 от 17 сентября 1947 года
  7. Открытие памятника П. Н. Яблочкову // Путь Ленина. — 28 сентября 1952. — С. 1
  8. Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года (Архивировано из первоисточника ).