Пожарная часть № 57

Пожарная часть № 57
Депо ПЧ-57 (2007)
Депо ПЧ-57 (2007)
Тип

казённое учреждение

Направления деятельности

Обеспечение пожарной безопасности

Год основания

1930

Прежние названия

Ртищевская городская пожарная охрана
Ртищевская профессиональная пожарная часть № 30

Расположение

Ртищево, Школьный пер., 1

Начальник

Аксёнов, Олег Анатольевич

Пожарная часть № 57 по охране г. Ртищево — структурное подразделение ФГКУ «6 отряд федеральной противопожарной службы по Саратовской области».

История

До 1930 года

Квитанция об уплате субсидий в пользу Ртищевской вольной пожарной дружины (1915)

Небольшая вольная пожарная дружина существовала в посёлке Ртищево ещё до 1917 года. В 1920-х годах из неё была образована пожарная команда.

1930-е — 1940-е годы

Ртищевская городская пожарная охрана (1930-е)
Оттиск печати Ртищевской вольной пожарной дружины (1920)

Ртищевская городская пожарная команда (ГПК) была организована в 1930 году из рабочих и служащих города Ртищево и Ртищевского района, согласно решения исполкома Ртищевского городского совета депутатов и трудящихся № Р-564613/8. Она содержалась за счёт местного бюджета. Первым начальником ГПК был А. П. Ильин.

ГПК дислоцировалась на улице Почтовой (ныне Алексея Громова), 9. Здание пожарной команды было деревянным, рядом находилась конюшня и смотровая вышка высотой 30 метров. Личный состав насчитывал 35 человек, на вооружении которых находилось два ручных двухцилиндровых пожарных насоса Пч-100 завода «Красный факел». Для выезда на пожары использовались три конно-бочечных упряжки.

К 1934 году здание пожарного депо пришло в полную негодность, инвентарь и оборудование находились в крайне изношенном состоянии. В связи с этим Ртищевский горсовет ходатайствовал перед Оргкомитетом ВЦИК о строительстве нового пожарного депо в городе, а также о включении пожарной команды на централизованное снабжение. На приобретение спецодежды для команды пожарного депо были выделены средства из местного бюджета. В августе 1936 года Президиум Ртищевского горсовета утвердил место под постройку пожарного депо по Почтовой улице между зданиями учпункта и пожарной каланчи.

В 1940 году в Ртищевскую профессиональную пожарную часть № 30 (ППЧ-30) поступила трёхкубовая автоцистерна на шасси ЗИС-5 с центробежным насосом, а чуть позднее ещё одна — типа ПМГ-10. В годы войны личный состав ГПК состоял в основном из женщин. Среди них: А. П. Мельникова, командиры отделений В. Авдонина, А. Емельянова, телефонистка Е. С. Чушкина-Тимофеева, рядовые А. Седышева, П. Степанкина и другие. В 1944 году силами личного состава был организован кружок художественной самодеятельности. Самодеятельные артисты-пожарные выступали перед жителями города, раненными бойцами. Особой популярностью пользовались частушки бойца пожарной охраны М. Катковой, песни «Огонёк», «Офицерский вальс» в исполнении Е. С. Чушкиной.

В 1949 году в сёлах Ртищевского района начали организовываться добровольные пожарные дружины, на жилых домах вывешивался противопожарный инвентарь. В начале 1950 годов, учитывая недостаточное водоснабжение и отсутствие запасов воды для тушения пожаров в городе Ртищево, были построены три подземных водоёма в безводных местах по улицам Весёлой (ныне — 50 лет Октября), Кирова и Заводской (ныне — 60 лет Октября) в районе питомника РУЖД.

1950-е — 1990-е годы

В 1953 году было принято решение об отводе земельного участка по улице Красной под строительство нового пожарного депо. Для этого предполагалось изъять часть смежного пустующего участка, принадлежащего мельнице № 45. Однако в дальнейшем это решение отменили.

15 августа 1957 года исполкомом районного Совета депутатов трудящихся было принято решение об организации в городе Ртищево добровольного пожарного общества (ВДПО). Общество начало работу в 1958 году, у его истоков стояли Н. Д. Антонов, ставший первым председателем районного совета ВДПО, и начальник пожарной части Иван Алексеевич Тимофеев. Вначале в него входили единицы. Потом общество разрослось, и к 1974 году в нём насчитывалось 115 первичных организаций с числом членов в них 7773 человека. Добровольное пожарное общество оказывало большую помощь пожарной охране: организовывало проведение соревнований добровольных пожарных дружин (ДПД) и пожарно-спасательных отрядов (ПСО) района, занималось зарядкой огнетушителей, кладкой печей и многим другим. Также при его участии в колхозах и совхозах и на объектах были созданы ДПД и ПСО, которые несли круглосуточное дежурство. На их вооружении находились 21 пожарная машина, 8 бензовозов и пожарная мотопомпа М-1200.

Автопарк ППЧ-30.jpg Автопарк ПЧ-57.jpg
Автопарк ППЧ-30 (1970-е) Автопарк ПЧ-57 (2013)

И. А. Тимофеев добился переноса пожарного депо с улицы Почтовой в Школьный переулок, где было построено новое одноэтажное здание. В его строительстве Иван Алексеевич принимал личное участие. С 1963 года Ртищевская пожарная часть размещается по адресу: Школьный переулок, 1.

В 1978 году, в связи с ростом промышленных предприятий в городе, развитием сельского хозяйства в районе и увеличением жилищного фонда, в городской пожарной охране, а также на других объектах произошло техническое перевооружение. В пожарной части появились автомашины с повышенной проходимостью, большим запасом воды на шасси автомобилей «ЗИЛ-157», «ЗИЛ-130» и «ЗИЛ-131».

В 1993 году ППЧ-30 переименовали в пожарную часть № 57 по охране города Ртищево (ПЧ-57). К 1996 году в части служили 70 человек. Из техники имелось 7 пожарных автомашин и автомеханическая лестница.

2000-е годы

Отряд ПЧ-57 (2012)

К 2011 году на вооружении ПЧ-7 стояло четыре единицы техники: 3 основных машины и одна специальная с автолестницей на базе ЗИЛ-130 и 131 с ёмкостью цистерны соответственно 2 и 3 тонны. В сентябре 2011 и в августе 2012 года автопарк пожарной части № 57 пополнился двумя автоцистернами ёмкостью 5,5 тонн на базе автомобиля марки «Урал». В штате пожарной части на 2011 год числилось 44 человека.

14 августа 2013 года команда ПЧ-57 заняла первое место в конкурсе на звание «Лучшее звено газодымозащитной службы», который проводился между подразделениями 6-го отряда ФПС по Саратовской области. Лучшим газодымозащитником был признан начальник караула ПЧ-57 по охране г. Ртищево Василий Владимирович Грицков.

Некоторые начальники

Начальник ПЧ-57, подполковник внутренней службы О. А. Аксёнов (2013)
  • Ильин А. П. (1930—1933)
  • Козлов (на 1934)
  • Герасимов (на 1939)
  • Процветов (на 1953—1959)
  • Тимофеев, Иван Алексеевич (1950-е — 1960-е)
  • Строев Ф. С. (на 1969)
  • Бодров, Геннадий Афанасьевич (1991—1998)
  • Гусенков, Виктор Николаевич (1998—2001)
  • Аксёнов, Олег Анатольевич (с 2001)

Литература

  • Антонов Н. ВДПО исполнилось 50 лет // Путь Ленина. — 13 июля 1974
  • Борисов В., инспектор городской пожарной охраны. 40 лет советской пожарной охраны // Путь Ленина. — 16 апреля 1958
  • Борисов Ю. Такая у них работа: Из истории Ртищевской пожарной охраны // Перекрёсток России. — 16 апреля 1996
  • Пожарная часть получила новую технику // Перекрёсток России. — 23 сентября 2011

Источники

  • Аксёнов Д. История развития пожарного дела. Дети против пожара // конкурсная работа. — Ртищево, 2013
  • Архив Ртищевского горрайисполкома:
    • Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 3. Протокол заседания Президиума Ртищевского горсовета от 15 сентября 1934 года. — С. 34—35
    • Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 7. Протокол № 17 заседания Президиума Ртищевского горсовета от 26.08.36. — С. 66

Ссылки