Поляков, Владимир Фомич

Владимир Фомич Поляков
Владимир Фомич Поляков
Лейтенант Поляков (1942 год)[И 1]
 
Рождение: 14 января 1923(1923-01-14)
с. Пугачёв, Балашовский уезд, Саратовская губерния, РСФСР, СССР[П 1]
Смерть: 26 сентября 1943(1943-09-26) (20 лет)
близ с. Глебовки, Верхне-Дубеченский район, Киевская область, Украинская ССР, СССР[П 2]
Место погребения: братская могила в селе Ясногородка Вышгородского района Киевской области
 
Военная служба
Годы службы: 1941—1943
Род войск: мотострелковые
Звание: Лейтенант
лейтенант
Командовал: взвод пешей разведки 212-го гвардейского стрелкового полка
Сражения: Великая Отечественная война
 
Семья
Отец: Фома Степанович
Мать: Дарья Романовна
 
Награды
Герой Советского Союза
Орден Ленина Орден Красной Звезды

Владимир Фомич Поляко́в (14 января 1923, с. Пугачёв Балашовского уезда — 26 сентября 1943, близ с. Глебовки Киевской области) — участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1943, посмертно).

Биография

В. Ф. Поляков (1930-е годы)[И 2]

Довоенные годы

Владимир Поляков родился в 1923 году в селе Пугачёв (Макарово) Балашовского уезда в крестьянской семье[1]. Отец — Фома Степанович, мать — Дарья Романовна[2]. До 1933 года семья Поляковых жила в Макарово, затем переехала в рабочий посёлок Электровоз (с 1938 года — город Ступино)[3]. Первые классы Владимир Поляков окончил в Макаровской школе[4], с 4-го класса он учился в школе посёлка Электровоз (с 1939 года — Ступинская средняя школа № 1). По окончании школы в 1941 году Владимир работал в 19-м цехе учеником токаря[5][П 3].

В годы Великой Отечественной войны

27 июля 1941 года в Ступине был сформирован Ступинский истребительный батальон № 56 УНКВД Московской области, в который Владимир Поляков был зачислен добровольцем[3]. Батальон полностью был укомплектован из граждан Ступино и по сути являлся военизированным добровольческим формированием. До ноября 1941 года батальон охранял оборонный завод № 150 наркомата авиационной промышленности, в конце ноября переброшен в Каширу, где до февраля 1942 года нёс боевое дежурство. Затем В. Ф. Поляков был призван в армию и направлен в Московское пехотное училище имени Верховного Совета РСФСР[6].

18 октября 1942 года, после окончания пехотного училища, В. Ф. Поляков был направлен в действующую армию. До 12 декабря 1942 года сражался на Западном фронте, с 8 апреля 1943 года участвовал в боевых действиях на Центральном фронте[5] в составе 75-й гвардейской стрелковой дивизии[Н 1] 60-й армии; командир взвода пешей разведки[1].

Описание подвига

В период Черниговского-Припятской операции 1943 года гвардии лейтенант Поляков, умело руководя вверенным подразделением, обеспечивал командование полка важными и своевременными сведениями о группировках и действиях противника, позволявшими принимать нужные решения[1][Н 1].

При наступлении на город Бахмач в ночь на 9 сентября 1943 года взвод пешей разведки под командованием Полякова первым проник в город и своевременно предупредил командование 241-го гвардейского стрелкового полка о засаде противника[3][Н 1]. За освобождение города Бахмач 75-я гвардейская стрелковая дивизия была удостоена наименования «Бахмачская», а гвардии лейтенант Поляков был представлен к награждению орденом Красной Звезды.

В ночь на 22 сентября 1943 года взвод первым форсировал реку Десна и разведал её правый берег[Н 1].

Особенно отличился гвардии лейтенант Поляков при форсировании реки Днепр севернее Киева, в боях при захвате и удержании плацдарма в районе сёл Глебовка и Ясногородка (ныне Вышгородский район Киевской области) на правом берегу Днепра. В ночь на 23 сентября 1943 года взвод пешей разведки форсировал реку Днепр и проник на пристань Глебовка. Добытые сведения о группировке противника позволили подразделениям 241-го полка успешно форсировать реку Днепр[Н 1].

26 сентября 1943 года[1] в бою у небольшой деревеньки неподалёку от Глебовки Владимир Поляков был тяжело ранен[Н 1]. Он подорвался на мине[3], получив множественные осколочные ранения таза и поясницы[Н 2]. В тот же день Владимир Фомич Поляков скончался в госпитале 585-го Отдельного медико-санитарного батальона 75-й гвардейской стрелковой дивизии[П 4].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1943 года гвардии лейтенанту Владимиру Фомичу Полякову за отвагу, мужество, за умелое руководство подразделением и находчивость было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно[1][Н 1].

Первоначально В. Ф. Поляков был похоронен в братской могиле на опушке леса восточнее деревни Тарасовщина Верхне-Дубеченского района (ныне Вышгородского района Киевской области)[1]. Перед затоплением села в 1965 году при заполнении Киевского водохранилища захоронение было перенесено в село Ясногородка Вышгородского района Киевской области в братскую могилу воинов 75-й гвардейской стрелковой дивизии, погибших при форсировании Днепра[6].

ДомПоляковМакарово.jpg ДоскаПоляков.jpg Братська могила в Ясногородці.jpg Мемориальная доска В.Ф.Полякову Ясногородка.jpg
Дом в с. Макарово, в котором родился В. Ф. Поляков[И 3] Мемориальная доска на доме в селе Макарово,
где родился и жил В. Ф. Поляков[И 4]
Братская могила на въезде в Ясногородку,
где похоронен В. Ф. Поляков[И 5]
Мемориальная доска В. Ф. Полякову на могиле в с. Ясногородка[И 5]

Награды и звания

  • Герой Советского Союза (17 октября 1943, посмертно) — за успешное форсировании реки Днепр севернее Киева, прочное закрепление плацдарма на западном берегу реки Днепр и проявленные при этом мужество и геройство[1][Н 1]
  • Орден Ленина (17 октября 1943)[1][Н 1]
  • Орден Красной Звезды[1][Н 1]
  • Почётный гражданин г. Ступино[7]

Память

Памятник В. Ф. Полякову в сквере имени Полякова (Ступино)[И 6]
Мемориальная доска на здании ГБОУ СПО МО «Ступинское медицинское училище»[И 7]
  • В городе Ступино именем В. Ф. Полякова назван сквер. 29 июня 1963 года в сквере был открыт бюст героя, ставший впоследствии центральным ядром общегородского мемориала в память погибших участников Великой Отечественной войны. На постаменте надпись: «Герою Советского Союза Полякову Владимиру Фомичу, отдавшему жизнь за Родину». Архитектор памятника Л. П. Крымов. Бюст выполнил скульптор С. О. Махтин[5].
  • В селе Макарово на доме по улице Корнева, где родился и жил В. Ф. Поляков, в 1983 году была установлена мемориальная доска, на которой методом гравировки вырезан текст: «В этом доме родился и жил с 1923 по 1933 г. Герой Советского Союза Поляков Владимир Фомич». На доске имеется также барельеф бюста В. Ф. Полякова, медали «Золотая Звезда» и лавровой ветви[8].
  • На здании ГБОУ СПО МО «Ступинское медицинское училище (техникум)» (бывшая средняя школа № 1 города Ступино) установлена мемориальная доска с надписью: «В этой школе в 1939—1941 гг. учился Герой Советского Союза Поляков Владимир Фомич».
  • В 1968 году делегация из города Ступино установила на могиле В. Ф. Полякова в селе Ясногородка мемориальную плиту. Поездку организовал городской комитет ВЛКСМ. В 2003 году в честь 60-летия подвига участниками экспедиции «Память» (Ступино) на могиле Владимира Фомича была установлена новая мемориальная доска[3][9].
  • В 1981 году учащиеся Ступинской средней школы № 3 совершили автопробег, посвящённый памяти В. Ф. Полякова. Школьники совершили поездку по местам боёв, в которых участвовал В. Ф. Поляков: по городам Орёл, Курск, Бахмач и другим. Конечным пунктом автопробега было село Ясногородка. Одним из участников автопробега была сестра Владимира Полякова Екатерина Фоминична. Автопробег продолжался с 30 апреля по 9 мая 1981 года[3]. Участники автопробега доставили в школьный музей села Ясногородка бюст героя В. Ф. Полякова в исполнении ступинского скульптора[9]. В Ступино они привезли капсулу, наполненную землёй с братской могилы. К 40-летию подвига героя в 1983 году состоялся второй автопробег по местам боёв, в которых участвовал В. Ф. Поляков[3].
  • После 1963 года в Ступино проходят ежегодные лыжные гонки памяти героя Советского Союза Владимира Полякова, приуроченные к 23 февраля[5].
  • Поэт Юрий Беляков написал о В. Ф. Полякове поэму «У памятника герою»[4].

Примечания

  1. Ныне — село Макарово, Ртищевский район, Саратовская область, Российская Федерация
  2. Ныне — с. Глебовка, Вышгородский район, Киевская область, Украина
  3. В словаре «Герои Советского Союза» указано, что Поляков работал в колхозе[1], этого не соответствует действительности, поскольку на момент переезда из Макарово в Ступино ему было всего 9 лет.
  4. В наградном листе о присвоении звания Героя Советского Союза указано, что Владимир Поляков умер от ранений 29 сентября[Н 1]. Однако это опровергается документами из госпиталя[Н 2] и донесением о безвозвратных потерях.

Источники

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. — Т. 2 /Любов — Ящук/ Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — С. 298
  2. Полякова Е. Память о брате // Путь Ленина. — 1 января 1972. — С. 4
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Плотникова А., Грошева С. Герой нашего сердца // Ступинская панорама. — 23 марта 2010. — С. 7—9 (Архивная копия от 4.05.2013)
  4. 4,0 4,1 4,2 Куванов А. Битва за время // Путь Ленина. — 22 июня 1971. — С. 2, 4
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Памятные места городского округа Ступино // Официальный сайт администрации, Совета депутатов и контрольно-счётной палаты Городского округа Ступино Московской области (Архивировано из первоисточника 17.04.2013).
  6. 6,0 6,1 Поляков Владимир Фомич. Биография на сайте «Герои страны»
  7. Ступинцы — Герои Советского Союза (Архивировано из первоисточника 25.12.2012).
  8. Памятники Прихопёрья на сайте «Путешествие по Прихопёрью» (Архивировано из первоисточника 2.09.2015).
  9. 9,0 9,1 Белавкина Е. Жизнь откладывать нельзя… // Ступинская панорама. — 23 марта 2013 (на сайте Агентства новостей Подмосковья) (Архивировано из первоисточника 18.12.2017).
  • Портал «Память народа» Министерства обороны Российской Федерации:

Иллюстрации

  1. Фото из семейного архива Власенко
  2. Фото из газеты «Ступинская панорама» от 23 марта 2010, С. 7
  3. Фото из презентации «Герою Советского Союза Владимиру Фомичу Полякову посвящается…», подготовленной к 65-летию Победы педагогами Макаровской средней общеобразовательной школы Ртищевского района; автор не указан
  4. Фото Дмитрия Селиванова с сайта «Путешествие по Прихопёрью»
  5. 5,0 5,1 Фото В. Власенко
  6. Фото с официального сайта администрации, Совета депутатов и контрольно-счётной палаты Городского округа Ступино Московской области; автор не указан
  7. Фото с презентации викторины «Моё призвание — медицина!», подготовленной педагогами ГОУ СПО «Ступинское медицинское училище»; автор не указан