Пруд на Овражной улице

Пруд на Овражной улице
Вид с плотины
Вид с плотины
Регион

г. Ртищево

Длина

312 м

Ширина

10—82 м

Площадь

0,012 км²

Год наполнения

конец 1860-х, 1950, 1996

Пруд на Овражной улице — старейший родниковый пруд, существующий в городе Ртищево с конца 1860-х — начала 1870-х годов.

Описание

Родниковый пруд устроен в широкой части Дубового оврага. По берегам пруда расположены жилые дома нечётной стороны Овражной улицы и дворы жилых домов нечётной стороны Первомайской улицы. Пруд также рассекает нечётный порядок жилых домов Первомайской улицы. Площадь пруда — 0,012 км²[1].

История

Иван Яковлевич Святогоров (фото нач. XX в.)
Вид на пруд со спутника

Первоустроителем пруда, по воспоминаниям старожил, был предприниматель, личный почётный гражданин Иван Яковлевич Святогоров (ум. после 1916). Прибыв на строящуюся станцию Ртищево, он сделал запруду родникового оврага в одной версте южнее неё и организовал ручное производство и обжиг кирпича из местных глин[2].

В дальнейшем вода из пруда использовалась для заправки паровозов. Она поступала по подземному деревянному водоводу, сооружённому из дубовых плах, в специальный резервуар, располагавшийся на станции[3]. Позднее пруд был спущен.

30 октября 1948 года было принято решение о восстановлении пруда по Овражной улице[4]. Инициатором этого выступил секретарь Ртищевского горкома КПСС Н. М. Валекжанин[5]. Строительство водоёма началось в 1949 году. Оно велось силами горожан и было закончено в начале 1950 года. Пруд был зарыблен. К началу 1950-х годов в нём водились караси, весом до 300 грамм[6].

В 1951 году на пруду была сооружена водная база, оборудованная стартовым плотом с двумя стартовыми тумбочками, отталкивающим щитом, трамплином, пятью скамеечками, раздевалкой и двумя лодками. Заведовал базой Ртищевский Райпрофсожд[7].

В середине 1960-х в Ртищево провели канализационную систему, при этом коллектор прошёл недалеко от пруда. В него стали попадать сточные воды с фабрики «Гигровата», отравившие воду. В пруду было прекращено купание, водившаяся в нём рыба приобрела специфический привкус, а в дальнейшем стала непригодной в пищу[8]. Произошло заболачивание водоёма[9].

Осенью 1993 года пруд спустили для очистки[8]. К 1996 году были очищены берега и дно, пруд снова наполнили водой и зарыбили. В том же году, по инициативе председателя комитета по экологии Ю. И. Федотова, на пруду была сооружена пристань и закуплены три водных велосипеда (катамарана). Летом открылся аттракцион — катание на водном велосипеде, который работал ежедневно[9].

В плане развития города, опубликованном в 2001 году, в районе пруда по улице Овражной предусматривалось создание зоны отдыха, постройка спортивных сооружений, читальни, кафе, эстрады, аттракционов[10]. Однако этот план остался не реализованным.

Источники

  1. Шишмарёв Н. А. Город Ртищево. — Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1986. — (Города Саратовской области). — С. 54
  2. Селиванов Д. Станция Ртищево: шаги становления // Перекрёсток России. — 27 января 2001. — С. 2
  3. Васильев Л. Ртищево накануне революции // Путь Ленина. — 5 августа 1987. — С. 2
  4. Протокол № 28 заседания Исполнительного Комитета Ртищевского городского Совета депутатов трудящихся от 30 октября 1948 года. — С. 204 (АРГРИ: Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 58)
  5. Краснослободцев Н. Ещё Тарапунька и Штепсель обратили внимание на Ртищево // Перекрёсток России. — 2 декабря 1995. — С. 1
  6. Куликов С. Оберегать городские водоёмы // Путь Ленина. — 5 августа 1955. — С. 2
  7. Протокол № 18 заседания Исполнительного Комитета Ртищевского городского Совета депутатов трудящихся от 19 июля 1951 года (АРГРИ: Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 86)
  8. 8,0 8,1 Селиванов Д. Спасая пруд, спасём себя // Перекрёсток России. — 14 мая 1994. — С. 4
  9. 9,0 9,1 Александрова Л. Хотите прокатиться на катамаране? // Перекрёсток России. — 13 июля 1996. — С. 1
  10. Каким будет Ртищево в XXI веке? // Перекрёсток России. — 4 января 2001. — С. 1