Пяденица изменчивая хвойная

Пяденица изменчивая хвойная
Hylaea fasciaria f. prasinaria
Hylaea fasciaria f. prasinaria
Научная классификация
Царство:

Животные

Тип:

Членистоногие

Класс:

Насекомые

Отряд:

Чешуекрылые

Надсемейство:

Geometroidea

Семейство:

Пяденицы

Род:

Hylaea

Вид:

Пяденица изменчивая хвойная

Международное научное название

Hylaea fasciaria Linnaeus, 1758

Вид в таксономических базах
CoL

10718067

Пяденица изменчивая хвойная (Hylaea fasciaria) — бабочка семейства пядениц (Geometridae).

Описание

Размах крыльев 31—37 мм. Вид встречается в двух цветовых формах, имеющих довольно изменчивую, но характерную внешность. У номинативной формы крылья рыжевато-жёлтые, переднее с срединной перевязью, отграниченной беловатыми или розоватыми линиями, заднее с срединной линией той же расцветки.

У f. prasinaria крылья тускло-зелёные с очень тонким рыжеватым окаймлением вдоль костальной жилки переднего крыла. Антемедиальная и постмедиальная линии на переднем крыле и поперечные линии на заднем крыле желтовато-белые.

Распространение

Ареал

Ареал охватывает Европу. В России вид распространён в европейской части, Сибири (бореально-лесной пояс, некоторые лесостепные и горные регионы, до Предбайкалья), на Кавказе. В центре Европейской России встречается преимущественно в подзонах южной тайги и хвойно-широколиственных лесов, очень локален в других подзонах.

В Ртищевском районе отмечена в центре города Ртищево.

Места обитания

Обитает в старых лесах и лесопосадках с участием ели и сосны.

Образ жизни

Активны преимущественно ночью и могут привлекаться на свет в сотнях метров от ключевых местообитаний; днём пребывают под пологом леса, обычно в кронах и на стволах елей и сосен, легко вспугиваются.

Время лёта

Бабочки летают в середине июня — середине июля.

Размножение

Гусеница. Гусеница зимует; окукливается на поверхности почвы в редко сплетённом коконе.

Кормовые растения

По литературным данным, f. prasinaria развивается преимущественно на ели, а номинативная — на сосне.

Лимитирующие факторы и статус

Снижение численности популяций может быть вызвано сокращением кормовой базы после вырубок елей и сосен, пожаров, а также, возможно, техногенных загрязнений. В Красной книге Тульской области.

Литература

  • Красная книга Тульской области: животные: официальное издание / Правительство Тульской области; Министерство экологии и природных ресурсов Тульской области. — Воронеж: Кварта, 2013. — С. 239—240
  • Peder Skou The Geometroid Moths of North Europe. — Brill Academic Publishers, 1986. — С. 262. — ISBN 9004078592 (англ.)