Пяденица пурпурная

Пяденица пурпурная
Пяденица пурпурная (самец)
Пяденица пурпурная (самец)
Научная классификация
Царство:

Животные

Тип:

Членистоногие

Класс:

Насекомые

Отряд:

Чешуекрылые

Надсемейство:

Geometroidea

Семейство:

Пяденицы

Подсемейство:

Пяденицы волнистые

Род:

Lythria

Вид:

Переливница ивовая

Международное научное название

Lythria purpuraria Linnaeus, 1758

Вид в таксономических базах
CoL

10712329

Пяденица пурпурная (лат. Lythria purpuraria) — небольшая бабочка семейства пядениц (Geometridae).

Описание

Самка

Размах крыльев 20-24 мм; длина переднего крыла 20—27 мм. Бабочка варьирует в окраске. Основной цвет переднего крыла оливково-зеленовато-коричневый различных оттенков, заднего крыла — ржаво-красно-коричневый. На переднем крыле около терминального края имеется узкая красная полоса. Около прикорневой (базальной) области также проходит красная полоса, которая часто бывает довольно короткой или отсутствует вовсе. Внешний край обычно бахромчатый, пурпурный. Самцы имеют перистые усики.

Видом-двойником пяденицы пурпурной является Lythria cruentaria, особенно летнее поколение. Её основные отличительные особенности — широкие красные поперечные полосы, которые могут соединяться и образовывать треугольник у переднего края, также внешняя из них может вверху слабо раздваиваться.

Распространение

Ареал

Распространена в Средней и Южной Европе, Центральной Азии, на юге и в средней полосе России, в Западной и Южной Сибири.

В Ртищевском районе была отмечена в районе станции Шуклино.

Места обитания

Обитает на паровых полях, по склонам, берегам водоёмов, предпочитает ксерофитные учатски с сухой или песчаной почвой.

Образ жизни

Время лёта

Лёт первого поколения с конца апреля до начала июня, второго — с конца июня до сентября. В северной части ареала развивается только одно поколение в июле.

Размножение

Гусеница

Гусеница. Гусеницы красно-бурые с желтовато-белой боковой полосой и светлой спинной линией, нижняя часть тела зеленоватая. Встречаются с июня по июль, а затем с августа по октябрь.

Куколка. Зимует в почве, покрытая рыхлым паутинистым коконом.

Кормовые растения

Кормовые растения гусениц — спорыш птичий (Polygonum aviculare), щавель (Rumex acetosella и Rumex acetosa) и некоторые другие травянистые растения.

Литература

  • Корнелио М. П. Школьный атлас-определитель бабочек: Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1986. — С. 170
  • Peder Skou The Geometroid Moths of North Europe. — Brill Academic Publishers, 1986. — С. 62—63. — ISBN 9004078592 (англ.)

Ссылки

  • LYTHRIA PURPURARIA на сайте «Бабочки Московской области»
  • LYTHRIA CRUENTARIA на сайте «Бабочки Московской области»