Рейн, Фёдор Александрович

Фёдор Александрович Рейн
Фёдор Александрович Рейн
 
Рождение: 3 марта (15 марта) 1866(1866-03-15)
с. Урусово, Сердобский уезд, Саратовская губерния, Российская империя[П 1]
Смерть: 30 сентября 1925(1925-09-30) (59 лет)
г. Москва, СССР
Имя при рождении: Фридрих Карл Рейн
Образование: Московский университет (1890)
Профессия: врач-хирург, преподаватель
Деятельность: общественный деятель
 
Научная деятельность
Научная сфера: урология, топографическая анатомия, практическая хирургия, оперативная хирургия
Место работы: Московский университет,
Московские высшие женские курсы,
Московская I Градская больница им. Н. И. Пирогова
Учёная степень: доктор медицины
Учёное звание: профессор
 
Награды
Орден Святого Владимира IV степени
4 ст.
Орден Святой Анны III степени
3 ст.
Орден Святого Станислава II степени
2 ст.

Фёдор Александрович Рейн (3 (15) марта 1866, с. Урусово Сердобского уезда — 30 сентября 1925, Москва) — врач-хирург, общественный деятель, потомственный почётный гражданин (1891), действительный статский советник (1913). Доктор медицины (1894).

Биография

Фёдор (Фридрих Карл) Рейн родился в 1866 году в селе Урусово Сердобского уезда[1][2].

Работа в Московском университете

По окончании с отличием в 1890 году медицинского факультета Московского университета со званием лекаря[3], Фёдор Рейн был оставлен А. А. Бобровым при Институте топографической анатомии и оперативной хирургии. Через два года он получил должность помощника прозектора[П 2][4]. В 1894 году Ф. А. Рейн защитил докторскую диссертацию «О подкожных повреждениях почки»[5] и начал преподавательскую деятельность в Московском университете в качестве прозектора при кафедре оперативной хирургии. Одновременно Рейн работал практическим хирургом в нескольких московских больницах[3].

В 1902 году, со смертью А. А. Боброва, Рейн был избран профессором (до 1910 года — экстраординарным[П 3], в 1910—1911 годах — ординарным) по кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии медицинского факультета Московского университета[4][5][3][1].

В 1910 году профессор Фёдор Рейн был назначен тутором (наблюдателем) урологической клиники медицинского факультета[5].

В 1911 году Фёдор Александрович Рейн, вместе с большой группой профессоров и доцентов, уволился из Московского университета в знак протеста против реакционных действий министра народного просвещения Л. А. Кассо, уволившего правление университета[5][6][3].

В 1918 году Рейн вернулся на кафедру оперативной хирургии и топографической анатомии медицинского факультета, которой руководил до 1919 года. Им была проведена большая работа по восстановлению кафедры и организации учебного процесса[6].

Работа в МВЖК

Фёдор Александрович Рейн являлся одним из членов-учредителей созданных в 1900 году Московских высших женских курсов (с 1918 года — 2-й Московский государственный университет). В 1906 году при курсах был открыт медицинский факультет (ныне Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова), где Рейн преподавал хирургию на кафедре топографической анатомии и оперативной хирургии[4]. В 1907 году Рейна избрали деканом медицинского факультета. Он был также заведующим медицинской клиникой факультета[3], а с 1917 года преподавал и на кафедре факультетской хирургической клиники[4].

В 1919 году Фёдор Александрович Рейн был избран деканом медицинского факультета 2-го Московского государственного университета.

Общественная и практическая деятельность

Могила Ф. А. Рейна на Новодевичьем кладбище (2012)

Фёдор Рейн был одним из членов-учредителей, созданного в 1896 году, Общества российских хирургов. С 1900 года он был членом правления, в 1904 году состоял товарищем председателя, а в 1905 году избран председателем этого Общества. Одновременно с 1905 года Рейн работал врачом-консультантом по хирургическим болезням при Московских учебно-воспитательных заведениях Ведомства императрицы Марии[3].

В 1907 году Рейн был избран председателем Общества русских врачей в память Н. И. Пирогова. Он также являлся членом Московского хирургического общества, Русского хирургического общества и многих других обществ и учреждений. Фёдор Александрович принимал активное участие в ежегодных съездах хирургов[3].

В 1912 году Рейн был избран главным доктором (врачом) Московской I Градской больницы им. Н. И. Пирогова; в этой должности он оставался до конца жизни[4]. Рейн состоял членом Государственного учёного совета, медицинской методической комиссии Главного управления профессионального образования, Учёного медицинского совета Наркомздрава РСФСР[3].

Умер Фёдор Александрович Рейн 30 сентября 1925 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище в некрополе Новодевичьего монастыря (М I)[7].

Научная деятельность

Научная деятельность Ф. А. Рейна была посвящена отдельным вопросам урологии и топографической анатомии. К особым заслугам профессора Ф. А. Рейна следует отнести выполненные им в 1912—1925 годах совместно с профессором И. П. Алексинским 89 операций при заболеваниях желчных путей, по результатам которых клиника факультетской хирургии выдвинула положение о необходимости расширения показаний к операции при остром холецистите, выступила за раннюю операцию в первые дни заболевания, настаивая при этом на том, что операция должна быть методом выбора.

Перу Ф. А. Рейна принадлежит ряд глав «Русской хирургии»[4].

Основные труды

Лекции по топографической анатомии и оперативной хирургии. Учебное пособие, 1908
  • О подкожных повреждениях почки. Диссертация на степень доктора медицины. М., 1894[4]
  • Приготовление препаратов по топографической анатомии (совместно с Ф. И. Берёзкиным и И. К. Лысенковым, М., 1895)[4]
  • Бородавчатые разращения на поверхности собственной влагалищной оболочки яичка (Хирургия, 1897, № 4)[4]
  • Результаты оперативного лечения Джексоновской эпилепсии и показания к нему (Хирургия, 1897, № 5)[4]
  • Краткое руководство из общей хирургии (М., 1901; выдержало семь изданий)[4]
  • Лекции по оперативной хирургии (совместно с П. И. Дьяконовым и И. К. Лысенковым, Москва, 1901—05)[4]
  • Общая оперативная хирургия совм. с П. И. Дьяконовым. СПБ, 1903
  • Повреждения и заболевания брюшных стенок. СПБ, 1904
  • Краткое руководство по общей хирургии. М., 1901 [последнее издание в 1923]
  • Лекции по топографической анатомии и оперативной хирургии. Учебное пособие (2-е изд., соавт., 1908—1909)[4]
  • Медицинский отчёт Московской 1-й городской имени Н. И. Пирогова больницы за 1924 г. М., 1926

Награды и звания

  • Орден Святого Владимира 4-й степени[3]
  • Орден Святой Анны 3-й степени[3]
  • Орден Святого Станислава 2-й степени[3]
  • Герой Труда[3]

Примечания

  1. Ныне — с. Урусово, Ртищевский район, Саратовская область, Российская Федерация
  2. Прозектор — врач, заведующий патолого-анатомическим отделением (прозектурой), производящий вскрытия трупов.
  3. Должность в учебном заведении, которую занимал сверхштатный профессор (противоположенное — ординарный).

Источники

  1. 1,0 1,1 Рейн Фёдор Александрович // Летопись Московского университета на сайте МГУ им. М. В. Ломоносова (Архивировано из первоисточника 7.11.2014).
  2. Урусово (из истории села) // Перекрёсток России. — 31 октября 1998. — С. 1
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 Рейн Фёдор Александрович на сайте «Российские немцы» (Архивная копия от 11.09.2015)
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 Рейн Фёдор Александрович / Биография в Медицинской энциклопедии (Архивировано из первоисточника 11.09.2015).
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 История кафедры урологии Первого московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова (Архивная копия от 2.02.2012)
  6. 6,0 6,1 Оперативная хирургия и топографическая анатомия / Под ред. В. В. Кованова. — 4-е изд., дополнен. — М.: Медицина, 2001. — С. 5—6 (Уч. лит. для студентов мед. вузов)
  7. Рейн Фёдор Александрович на сайте «Новодевичий некрополь» (Архивировано из первоисточника 2.11.2017).