Репейница

Репейница
Cynthia carduiRE.jpg
Научная классификация
Царство:

Животные

Тип:

Членистоногие

Класс:

Насекомые

Отряд:

Чешуекрылые

Семейство:

Нимфалиды

Подсемейство:

Nymphalinae

Род:

Cynthia

Вид:

Репейница

Международное научное название

Cynthia cardui Linnaeus, 1758

Вид в таксономических базах
CoL

10689240

Репейница, или Чертополоховка, или Репейница чертополоховая (лат. Cynthia cardui, син. Vanessa cardui) — дневная бабочка семейства нимфалид (Nymphalidae).

Описание

Испод крыльев

Длина переднего крыла 28—35 мм; размах крыльев — 47—65 мм. Верхняя сторона крыльев от желтовато-рыжей до красно-розовой, с чёрными пятнами, развитыми особенно в апексильной области передних крыльев содержащими там белые точки внутри. У внешнего края задних крыльев проходит ряд из округлых чёрных точек. Низ передних крыльев розоватый, с чёрными пятнами, задних крыльев — коричнево-серый с белыми пятнами и глазками. Вершина передних крыльев несколько вытянута.

Распространение

Ареал

Ареал вида огромен. Репейница живет повсюду в мире, за исключением Южной Америки. Это одна из немногих дневных бабочек, обнаруженных в Ирландии и Исландии.

В Ртищевском районе отмечена в окрестностях посёлка Платцовка и в роще Третьяк.

Места обитания

Обитает по разнотравным лугам, на полях и в степях.

Образ жизни

Одна из самых известных перелётных бабочек. В Центральную и Западную Европу прилетает с юга в апреле и затем летает здесь до позднего лета. В Северной Европе и России перелётные экземпляры появляются гораздо позднее, обычно лишь в июне, они прилетают из Северной Африки и Аравии. Осенью бабочки отправляются в обратный путь. Перелёты репейниц наблюдались и в горах на значительной высоте (до 3000 м над уровнем моря).

Время лёта

Одно поколение в год. Период лёта с начала июля по сентябрь, после зимовки — с апреля по май.

Размножение

Самка откладывает яйца по одному на листья кормового растения гусениц. Яйцо округлое, зеленоватой окраски с характерными 16 продольными рёбрышками на поверхности. Эмбриональный период длится 8—12 дней.

Гусеница. Тёмно-серая, с красновато-бурыми шипами и рисунком из желтоватых или белесых пятен, полос, штрихов. Окраска гусеницы отличается сильной изменчивостью. Живёт в рыхло сплетённых гнёздах из листьев чертополоха и крапивы, которыми питается.

Куколка. Светло-коричневая, с блестящими золотистыми пятнами; на стеблях различных растений. Продолжительность стадии около 12—14 дней.

Кормовые растения

Кормовые растения взрослых особей — различные астроцветные.

Гусеница питается на чертополохе (Carduus), бодяке (Cirsium), крестовнике (Senecio), тысячелистнике (Achillea), серпухе (Serratula), подорожнике (Plantago), крапиве (Urtica), мяте (Mentha), клевере (Trifolium), люцерне (Medicago), мальве (Malva) и др. На юге гусеницы иногда отмечались как вредители культурных растений.

Этимология

Carduus (лат., бот.) — чертополох, одно из кормовых растений гусениц.

Литература

  • Моргун Д. В. Булавоусые чешуекрылые европейской части России и сопредельных стран. Определитель-справочник. — М.: МГСЮН, 2002. — С. 121
  • Моуха Й. Бабочки. — Прага: Артия, 1979. — С. 114
  • Мурзин В. С. Бабочки. — М.: Тропа, 1993. — С. 28
  • Татаринов А. Г., Долгин М. М. Булавоусые чешуекрылые. — Спб.: Наука, 1999 (Фауна европейского Северо-Востока России. Булавоусые чешуекрылые; Т. VII, ч. 1). — С. 63—64