Репнины

Репнины
Герб рода князей Репниных
Герб рода князей Репниных
Том и лист Общего гербовника:

I, 6

Губернии, в РК которых внесён род:

Киевская, Московская, Полтавская, Санкт-Петербургская и Ярославская

Часть родословной книги:

V

Родоначальник:

Иван Михайлович Репня-Оболенский

Близкие роды:

Оболенские

Ветви рода:

Репнины-Волконские

Место происхождения:

Черниговское княжество

Подданство:

Великое княжество Московское
Царство Русское
Российская империя

Имения:

с. Репьёвка

Репнины на «Родоводе»

Репнины — русский княжеский род из числа потомков черниговского князя Михаила Всеволодовича, ветвь князей Оболенских.

Происхождение рода

Род князей Репниных происходил из Черниговского княжеского Дома и составлял ветвь дома Оболенских. Родоначальник Репниных князь Иван Михайлович Оболенский (ум. 1523) имел прозвище Репня. Он состоял на службе у великого князя московского Ивана III дворянином (1492), затем воеводой. Участвовал в походах против Литвы, сражался со шведами в Финляндии; участвовал в неудачной осаде Смоленска (1502). После смерти Ивана III, пользуясь расположением его преемника Василия III, Иван Михайлович участвовал в походе на Казань (1506). В 1509 году он участвовал в заключении мира с Ливонией в Новгороде. В том же году он был назначен псковским наместником. Вскоре между Репней-Оболенским и псковичами возник конфликт. Псковский посадник лично пожаловался Василию III на притеснения «добровольных людей» наместником и просил защиты, а народ просил сменить Оболенского. Однако Василий III воспользовался этим случаем, чтобы уничтожить псковское вече, которому принадлежала законодательная власть. Он обвинил недовольных в неповиновении начальству. 13 января 1510 года в Пскове было разогнано вече, а вечевой колокол отослан в Москву. В 1513 году князь Иван Михайлович Репня-Оболенский был возведён в боярское достоинство. После неудачной осады Смоленска, во время которой Иван Михайлович действовал как главнокомандующий, князь утратил доверие государя, вследствие чего был отстранён от военных дел.

Потомки Ивана Михайловича первоначально именовались Репнины-Оболенские; позднее осталось только прозвище, превратившееся в фамилию. Род Репниных был признан угасшим в связи со смертью в 1801 году генерал-фельдмаршала князя Николая Васильевича Репнина. Однако в том же году, 12 июля, Указом Александра I, внуку (по дочери Александре Николаевне) последнего Репнина, князю Николаю Григорьевичу Волконскому, повелено было именоваться Репниным-Волконским.

Род князей Репниных помещён в Бархатную книгу (Глава 12, 123). Род Репниных внесён в V часть родословных книг Киевской (1852), Московской, Полтавской, Санкт-Петербургской (1862) и Ярославской губерний.

Герб рода Репниных

Щит разделён горизонтально на две неравные части. Верхняя, большая часть, разделена перпендикулярно на две части. В правой части герб Великого княжества Киевского (поле червлёное, а не лазуревое): в червлёном поле ангел в сребротканной одежде, держащий в правой руке серебряный обнажённый меч, а в левой — золотой щит. В левой части герб Великого княжества Черниговского: в золотом поле чёрный одноглавый орёл с распростёртыми крыльями и с золотой короной на голове, держащий в левой лапе большой золотой крест. В нижней части герба, в серебряном поле две птицы обращённые друг против друга, у которых крылья лазурево-чёрные, а туловище и хвост жёлтые. Каждая из птиц держит в клюве золотую стрелу, а в левой лапе — золотой шар.

Щит покрыт княжеской мантией и российско-княжеской шапкой. Герб полностью повторяет родовой герб князей Оболенских. Герб внесён в I часть Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи.

Связь рода с Ртищевским краем

Род Репниных в XVIII — начале XIX веков владел вотчиной в селе Архангельское (ныне с. Репьёвка Ртищевского района). Первым владельцем вотчины в Архангельском был, по всей видимости, генерал-фельдмаршал князь Аникита (Никита) Иванович Репнин (1668—1726). В 1714 году все полученные им вотчины он разделил между сыновьями. Архангельское досталось полковнику Ивану Аникитичу Репнину (1686 — 17 ноября 1727). После его смерти, согласно переписным книгам второй ревизии (1744—1747), вотчину унаследовали его сыновья: Пётр Иванович (ум. 1778) и статский советник Сергей Иванович Репнины (1718—1761).

Так как братья умерли бездетными, имение в селе Репьёвка перешло к их двоюродному брату генерал-аншефу и Двора его императорского величества генерал-адъютанту Николаю Васильевичу Репнину (1734—1801). После смерти Н. В. Репнина имение унаследовала его старшая дочь статс-дама (с 22 августа 1826) и обер-гофмейстерина Александра Николаевна (25 апреля 1756 — 23 декабря 1834), которая была замужем за генералом от кавалерии, членом Государственного Совета князем Григорием Семёновичем Волконским (1742—1824). Как статс-дама А. Н. Волконская имела собственное помещение в Зимнем дворце. Владела домом в Санкт-Петербурге на Мойке, 12, где с октября 1836 года жил и скончался А. С. Пушкин. В качестве владелицы села Репьёвка, упоминается в ревизской сказке помещичьих крестьян Балашовского уезда за 1834 год.

АникитаРепнин.jpeg ПетрРепнин.jpg Nikolai Vasilyevich Repnin.jpg Волконская-Репнина.jpg
Князь Аникита Иванович Репнин
Неизвестный художник
Князь Пётр Иванович Репнин
Неизвестный художник
Князь Николай Васильевич Репнин
А. И. Ивашкевич
Княгиня Александра Николаевна Волконская (ур. Репнина)
Неизвестный художник (1780-е)

Литература

  • Военный энциклопедический лексикон / Изд. 2-е. — Т. XI. — Спб, 1856. — С. 198—199 (ст. Репнины)
  • Гербовник Всероссийского дворянства / сост. В. Дурасов. — Спб, 1906
  • Голомбиевский А. А. Материалы для истории колонизации Саратовской губернии // Труды Саратовской учёной архивной комиссии. Т. III, выпуск I. — Саратов: Типография губернского земства, 1890. — С. 13—26
  • Потомство Рюрика. Материалы для составления родословий Т. 1. Князья Черниговские. Ч. 2 / сост. Г. А. Власьев. — Спб, 1906. — С. 414—444

Ссылки