Ртищево-1

Станция
Ртищево-1
Линия Ртищево 1 — Кривозёровка
Линия Благодатка — Тоновка
Линия Ртищево 1 — Балашов-Пассажирский
Путевое развитие станции Ртищево I (вид в сторону Тамбова)
Юго-Восточная железная дорога
Мичуринский регион
Дата открытия

14 (26) января 1871

Проекты переименования

Ежов (19371938)[1]

Применение

товарно-пассажирская

Классность

1[2]

Количество платформ

5

Тип платформ(ы)

1 боковая и 4 островные

Ток

переменный 25 кВ

Выход к

г. Ртищево

Расстояние до Пензы

155 км

Расстояние до Саратова

190 км

Расстояние до Москвы

667 км

Код станции АСУЖТ

607607[3]

Код в «Экспресс-3»

2014720[2]

Расписание поездов и электричек

Ртищево 1 — Балашов-Пассажирский

← —

Ртищево 1 — Кривозёровка

← —

Благодатка — Тоновка

Ртищево-1 — узловая товарно-пассажирская железнодорожная станция Мичуринского региона Юго-Восточной железной дороги, с движением в четырёх направлениях: на Тамбов, Саратов, Пензу и Балашов.

Описание

На станции Ртищево-1 имеются три парка: приёма поездов, прибывающих сюда на расформирование, приёмо-отправочный парк и сортировочный[4]. Пассажирский парк включает пять путей и предназначен для приёма и отправления пассажирских и пригородных поездов. Станция имеет одну боковую и четыре островные посадочные платформы. Через станционные пути переброшен пешеходный мост, имеющий спуски на платформы № 1 и 2. На станции расположен пассажирский вокзал, постройки 1870 года.

Станция Ртищево-1 расположена в городе Ртищево Саратовской области. От станции можно пройти к улицам Железнодорожной, Пролетарской и Рябова (через мост).

По станции Ртищево-1 курсируют как поезда дальнего следования, так и электрички (пригородные поезда). Расписание поездов и электричек по станции Ртищево-1 (на 2013 год) включает в себя 99 поездов дальнего следования и 33 пригородных поездов и электричек (в том числе дизелей), 107 из них проходящие и 25 — начинают или заканчивают свой путь в Ртищево. Больше всего поездов прибывает утром. Первый, согласно расписанию, отправляется в 00 ч 07 м по направлению к станции Нижний Новгород-Московский, а последний прибывает в 23 ч 53 м. Среднее время стоянки на платформе составляет 0 ч 22 м. Некоторые поезда, проходящие по станции Ртищево 1 курсируют не каждый день (имеют особый график движения).

От станции Ртищево-1 можно доехать без пересадок до следующих городов: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Алма-Ата, Саратов, Волгоград, Балаково, Харьков, Уфа, Брест, Берлин, Махачкала, Астрахань, Кисловодск, Астана, Киев, Белгород, Новосибирск, Тында, Адлер, Красноярск, Анапа, Иркутск, Симферополь, Ижевск, Самара, Томск, Челябинск, Воркута, Новороссийск, Одесса, Ташкент, Екатеринбург и других. Пригородные пассажирские перевозки осуществляются на Пензу, Саратов, Салтыковку, Благодатку, Балашов, Кирсанов, Умёт и Вертуновскую.

На станции выполняются следующие коммерческие операции:

  • продажа пассажирских билетов;
  • приём и выдача багажа;
  • приём и выдача повагонных отправок грузов (открытые площадки);
  • приём и выдача мелких отправок грузов (крытые склады);
  • приём и выдача повагонных и мелких отправок (подъездные пути);
  • приём и выдача повагонных отправок грузов (крытые склады);
  • приём выдача грузов в универсальных контейнерах (3 и 5 т);
  • приём выдача мелких отправок грузов (открытые площадки)[3].

Станция открыта для грузовой работы[3].

История

Схема станции Ртищево на момент открытия (1871)
Артимарка Ртищево. 135-летие станции Ртищево. Паровоз серии «Б» завода Байер-Пикок
Вокзал станции Ртищево I (2012)

Первое документальное упоминание о станции Ртищево датировано 11 января 1868 года. Это было донесение начальника изысканий инженер-поручика Лишина в комитет земской Тамбово-Саратовской железной дороги, в котором он сообщал таблицу земли, отчуждаемой под железнодорожное строительство. В этом донесении, в частности сообщалось, что под строительство станции второго класса Ртищево отчуждались полевые наделы крестьян села Ртищева Сердобского уезда площадью 101 350 кв. саженей на 175—179 верстах от Саратова[5][6]. Собственники всех отчуждаемых от Подгоренки до Салтыковки земель получили от правительства порядка 17 тысяч рублей золотом[5].

Строительные работы на 11 участке Тамбово-Саратовской железной дороги, на месте будущей станции Ртищево, начались летом 1868 года. Строительство было комплексным: насыпалось земляное полотно, производились выемки, сооружались станционные здания и паровозные депо, временные и постоянные мосты, пассажирские и товарные платформы и другие станционные службы[5].

На момент пуска 2-го участка на станции Ртищево было сооружено:

  • пассажирское каменное двухэтажное здание;
  • пассажирская каменная и мощённая камнем платформа площадью 80 × 2,5 сажени (170,69 × 5,33 м);
  • товарная крытая платформа площадью 50 × 4 сажени (106,68 × 8,53 м);
  • две товарные открытые платформы площадью 50 × 4 сажени;
  • один одноэтажный и два двухэтажных жилых дома для служащих (машинистов, кочегаров, рабочих);
  • паровозное здание на 12 паровозов с малыми мастерскими;
  • товарный сарай площадью 20 × 4 сажени;
  • поворотный круг;
  • 6 будок для стрелочников и резервуар для воды, которой заправлялись паровозы[5]. Вода в него поступала по подземному деревянному водоводу из пруда И. Я. Святогорова[6].

Станция Ртищево Козлово-Саратовской железной дороги состояла из пяти главных и нескольких подъездных путей. 14 (26) января 1871 года[П 1] она была введена в эксплуатацию. В этот день состав из восьми вагонов и паровоза серии «Б» завода Байер-Пикок, который вёл машинист Илларион Васильевич Васильев, прошёл по участку Умёт — Аткарск[5][7]. В донесении № 47 от 19 (31) января 1871 года председатель правления Тамбово-Саратовской железной дороги писал:

« Вследствие разрешения Правительственной Комиссии правильное пассажирское и товарное движение на втором участке дороги от Умёта до Аткарска открыто 14 января 1871 года[6]. »

В том же 1871 году железнодорожная станция Ртищево была включена в телеграфную линию связи с Москвой, Саратовом и Сердобском[8].

Согласно расписанию поездов Тамбово-Саратовской железной дороги на 1872 год, от Саратова к Тамбову (с дальнейшим переходом на Тамбовско-Козловскую железную дорогу) курсировали два пассажирских поезда. Поезд № 1/2 прибывал из Тамбова на станцию Ртищево в 2 часа 25 минут; из Саратова в Тамбов — в 5 часов 5 минут. Поезд № 3/4 прибывал из Тамбова в 21 час 30 минут, из Саратова — в 21 час 25 минут; время стоянки поездов на станции составляло: саратовского направления — 25 минут, тамбовского — 20 минут. Стоимость проезда от Тамбова до станции Ртищево в вагоне I класса была 5,28 рублей, II класса — 3,96 рублей, III класса — 2,20 рублей; от Саратова до станции Ртищево в вагоне I класса — 5,34, II класса — 4,01, III класса — 2, 23 рубля[9].

В 1891 году началось строительство широтной линии Харьков — Балашов — Пенза. До Балашова строительство вело акционерное Общество Юго-Восточной железной дороги, а далее до Пензы через Ртищево — Рязано-Уральской. 21 сентября 1893 года со станции Ртищево на станцию Сердобск прибыл первый служебный поезд. 20 апреля (2 мая) 1894 года на всём участке Ртищево — Сердобск было открыто регулярное движение.

3 сентября 1895 года открылось движение по так называемому «Балашовскому ходу»: Пенза — Балашов — Харьков. Со станции Ртищево на станцию Балашов прибыл первый пробный поезд (проследовал до станции Поворино). Станция Ртищево получила статус узловой[10].

8 (20) ноября 1896 года был пущен в эксплуатацию однопутный железнодорожный участок Ртищево — Таволжанка, с 1897 года открылось регулярное движение поездов по линии Ртищево — Пенза.

В 1899 году на станции Ртищево была построена первая в России сортировочная горка[11].

15 октября 1900 года состоялось открытие второго пути Вертуновская — Ртищево.

В 1901 году на участке Ртищево — Саратов впервые были применены жезловые аппараты. В 1902 году на станции Ртищево была проведена централизация стрелки сигналов со станционной электрической блокировкой системы Сименс и Гальске.

В 1913 году при станции Ртищево был организован питомник для собак-ищеек жандармерии.

На 1918 год станция Ртищево по службе эксплуатации входила в Пензенское отделение РУЖД.

В 1960 году состоялось объединение депо при станции Ртищево-1 и станции Ртищево-2 в единое локомотивное депо.

До 1 июля 2010 года станция Ртищево-1 входила в Ртищевское отделение Юго-Восточной железной дороги. После его упразднения, в связи с переходом на безотделенческую структуру, станция вошла в Мичуринский регион ЮВЖД.

Железные дороги, в которые входила станция Ртищево-1 с 1871 года
С По Название
14 (26) января 1871 1 января 1891 Тамбово-Саратовская железная дорога
1 января 1891 11 января 1892 Козлово-Саратовская железная дорога
11 января 1892 1 июня 1939 Рязано-Уральская железная дорога
1 июня 1939 апрель 1942 Пензенская железная дорога
апреля 1942 1 марта 1958 Юго-Восточная железная дорога
1 марта 1958 сентябрь 1985 Приволжская железная дорога
сентября 1985
Юго-Восточная железная дорога

Некоторые начальники станции

Начальник станции Ртищево-1 Роман Александрович Сидоров

См. также

Примечания

  1. В некоторых источниках можно увидеть дату по григорианскому календарю 27 января. Это ошибка, поскольку разница между юлианским и григорианским календарями в XIX веке составляла 12 дней, а не 13, как в веке XX.

Источники

  1. Сдобников А. Ртищево — хорошее название // Перекрёсток России. — 27 августа 2004. — С. 2
  2. 2,0 2,1 Единая сетевая разметка: Ртищево I (Архивировано из первоисточника 12.09.2015).
  3. 3,0 3,1 3,2 Ртищево 1 // Справочник станций на официальном сайте ОАО РЖД (Архивировано из первоисточника 12.09.2015).
  4. Из истории Ртищева // Перекрёсток России. — 16 сентября 1997. — С. 1
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Селиванов Д. Станция Ртищево: шаги становления // Перекрёсток России. — 27 января 2001. — С. 2
  6. 6,0 6,1 6,2 Тошин С. В чистом поле // Перекрёсток России. — 27 января 2001. — С. 1
  7. Селиванов Д. Первый ртищевский машинист // Перекрёсток России. — 21 июля 2001. — С. 4
  8. Не все знают, что… // Путь Ленина. — 15 июля 1959. — С. 4
  9. Росписаніе поѣздовъ Тамбовско-Саратовской желѣзной дороги // Памятная книжка Саратовской губернии на 1872 год. — Саратов: Издание Саратовского статистического комитета, 1872. — С. 29—30
  10. Селиванов Д. Главный узел на «Балашовском ходу» // Перекрёсток России. — 24 июля 2001. — С. 2
  11. Чарноцкая Л. П. Железная дорога от А до Я. — М.: Транспорт, 1990. — 208 с. — (Науч.-попул. б-ка школьника). — С. 153
  12. Саратовские епархиальные ведомости. — 1889. — 15 ноября. — № 21 (неофициальный отдел). — С. 625—627
  13. Адрес-календарь Саратовской губернии на 1900 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1900. — С. 312
  15. Указатель правительственных распоряжений по Министерству путей сообщения № 50 за 1908 год (Архивировано из первоисточника 4.03.2017).
  18. Тугаев В. М. [некролог] // Путь Ленина. — 20 января 1982. — С. 4
  19. С. Н. Окунев [некролог] // Перекрёсток России. — 12 ноября 1998. — С. 4
  20. Список председателей, заместителей председателей и секретарей окружных избирательных комиссий по городу Ртищево и Ртищевскому району // Перекрёсток России. — 14 ноября 1996. — С. 3—4
  21. 21,0 21,1 Станция Ртищево — России перекрёсток // Обозреватель. Регион.ru. — 27 января 2006. — С. 3