Ртищево и район в годы Великой Отечественной войны

Основная статья: Ртищево.
Обелиск Славы
Основная статья: Ртищевский район.

28 июня 1941 года постановлением Государственного Комитета Обороны СССР район Ртищева объявлялся прифронтовой зоной. Городские и районные власти обязывались принять экстренные и исчерпывающие меры к охране узла и к бесперебойному продвижению поездов с неизмеримо возросшим потоком грузов. На следующий день бюро райкома ВКП(б) утвердило мероприятия по защите от вражеской авиации железнодорожного узла и города.

Народное ополчение

9 июля 1941 года бюро Саратовского областного комитета партии приняло постановление о формировании на территории края народного ополчения. Этим постановлением предусматривалось, в частности, создание в Ртищеве полка народного ополчения. В конце июля — начале августа формирование частей и подразделений народного ополчения в основном закончилось. Полк г. Ртищево являлся типичным формированием милицейского типа, без единой организационно-штатной структуры. Он состоял из 3,5 тысяч человек, сведённых в 53 отряда. В его состав входили и женщины, и ветераны гражданской войны. Бойцы народного ополчения проходили военную и политическую подготовку.

В городе работала школа противовоздушной и противохимической обороны. Ртищевская школа ПВХО была одной из десяти в Саратовской области. Здесь готовили инструкторов для обучения населения приёмам самозащиты. Жители города овладевали приёмами герметизации жилых домов и производственных помещений от действий отравляющих веществ, учились пользоваться противогазом, оказывать пострадавшим первую помощь, бороться с пожарами. С разгромом немецко-фашистских войск под Сталинградом, а затем на Курской дуге практическая надобность в народном ополчении отпала. Поэтому 13 октября 1943 года Саратовский обком партии дал указание о расформировании частей народного ополчения.

100-й отдельный батальон ВНОС

Мемориальная доска, посвящённая 100-му отдельному батальону ВНОС на площади Дворца культуры (2010)
Основная статья: 100-й отдельный батальон воздушного наблюдения, оповещения и связи.

100-й отдельный батальон воздушного наблюдения, оповещения и связи был сформирован на территории Ртищевского района по распоряжению Государственного Комитета Обороны в начале ноября 1941 года. Батальон базировался на территории города и района до конца ноября 1943 года.

243-й ОЗАД

Основная статья: 243-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион.

27 апреля 1942 года на противовоздушную оборону ртищевского железнодорожного узла был поставлен 243-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион. На крыше железнодорожного вокзала бойцами артдивизиона были установлены зенитные пулемёты; зенитные орудия были установлены в городе и его окрестностях.

В конце июня и в течение июля — августа 1942 года противник предпринял ряд налётов на Саратов и на периферийные города, железнодорожные станции, пристани и корабли, в том числе 8 и 9 июля на Ртищево и прилегающие Кистендейский, Аркадакский и Салтыковский районы. В 1943 году, когда фронт отодвинулся на запад и город стал недосягаем для бомбардировочной авиации противника, дивизион был передислоцирован.

38-я гвардейская стрелковая дивизия

С 11 октября по 22 ноября 1942 года 38-я гвардейская стрелковая дивизия дислоцировалась в городе Ртищево, где пополнялась личным составом, после чего направилась по железной дороге на станцию Калач.

Снайперская школа

В октябре 1942 года в Ртищево была сформирована 6-я окружная школа отличных стрелков снайперской подготовки при Приволжском военном округе (ПРИВО). Командовал ротой старший лейтенант Тринкин. В первой половине октября 1943 года рота в полном составе была направлена на станцию Инза Ульяновской области в 53-й учебный стрелковый полк 11-й учебной стрелковой бригады ПРИВО.

Одним из курсантов снайперской школы был будущий генерал-майор Владимир Борисович Багнюк (1925—2007).

Ложные объекты

Ртищевский и близлежащие районы на лётной карте Европейской части СССР генштаба Люфтваффе (1941 год)

Помимо противовоздушной обороны, для охраны ртищевского железнодорожного узла и его предприятий была предпринята необычная мера: строительство ложных объектов. За несколько недель в стороне от Ртищево, Благодатки и разъезда Дубасовского на полях в направлении Ивано-Куликов и Кургана возвели насыпь, вдоль полотна установили семафоры. На строительство строго засекреченных оборонительных сооружений привлекли рабочих и служащих узла, колхозники предоставили гужевой транспорт. По сигналам служб воздушного наблюдения из Тамбова, Поворино или Саратова о вылете немецких бомбардировщиков в сторону Ртищево, ответственный работник отделения дороги А. И. Богатырёв давал команду выключить единый рубильник для узла и города, которые погружались во тьму. Одновременно зажигались огни на ложных объектах, которые и подвергались бомбардировкам. Благодаря этому Ртищево и узел понесли минимальный ущерб от налётов вражеской авиации.

Роль ртищевского узла в годы ВОВ

В годы Великой Отечественной войны ртищевский железнодорожный узел выполнял важнейшую связующую функцию тыла с фронтом. Особенно напряжённым выдался 1942 год, когда Ртищевское отделение железной дороги стало основным каналом снабжения Сталинградского и Воронежского фронтов. Участки Ртищевского отделения дороги находились в непосредственной близости к Сталинградскому фронту. Ртищево — Балашов — Поворино и Ртищево — Саратов — Урбах — Верхний Баскунчак — Ахтуба — таковы в то время были маршруты продвижения срочных поездов к линии фронта. Кроме того, ртищевские машинисты водили воинские эшелоны в Подмосковье, к Воронежу, на станции Филоново, Арчеда и Качалино Сталинградского фронта.

Важность ртищевского железнодорожного узла понимало и немецкое командование. Его уничтожение значилось в оперативных планах Верховного командования вермахта. В одной из записных книжек генерал-фельдмаршала Фридриха Паулюса была обнаружена запись:

« Считаю ошибкой немецкого командования, что своевременно, в начале войны, не был выведен из строя ртищевский железнодорожный узел, имеющий большое стратегическое значение. »

Фонд обороны

С первых дней войны в СССР развернулось всенародное движение по созданию фонда обороны. Граждане отчисляли в этот фонд часть заработка, вносили облигации государственных займов, сдавали личные сбережения, обувь, одежду, продовольствие, устраивали массовые субботники, воскресники. В ноябре 1941 года в стране начался сбор средств на строительство боевой техники и вооружения для Красной Армии.

В Ртищевском районе этот почин возглавил колхозник сельхозартели «Путь Ленина» Фома Леонтьевич Балицкий. Он внёс в фонд обороны на покупку самолёта 60[1] тысяч рублей. Вслед за Балицким в фонд обороны более 50 тысяч рублей передал пчеловод колхоза им. М. Горького Т. Ф. Кабардин[2], 40 тысяч — председатель того же хозяйства М. А. Журавлёв, 30 тысяч — председатель колхоза «Новый свет» М. С. Ключников, председатели колхозов К. А. Журавлёв, П. А. Колесников, А. Н. Картузов, И. П. Фомин — по 25 тысяч, тракторист Глазков и бригадиры тракторных бригад И. П. Лукин, Н. А. Кочергин, К. С. Жуков, колхозница А. В. Хомягина, председатели колхозов Панкратов и Н. А. Тарасов передали по 15 тысяч, 24 колхозника внесли по 10 тысяч и более 29 человек — до 7 тысяч рублей.

В адрес зачинателя движения поступила правительственная телеграмма:

« Колхоз «Путь Ленина» Ртищевского района Саратовской области. Балицкому. Спасибо Вам, Фома Леонтьевич, за Вашу заботу о воздушных силах Красной Армии. Примите мой привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин »

На собрании районного актива 27 декабря 1942 года его участниками было внесено в фонд обороны ещё 580 тысяч рублей. Кроме того, многие хозяйства перечисляли крупные суммы из собственных общественных фондов. Так, колхозы Александровского сельского Совета внесли 500 тысяч рублей, колхоз им. М. Горького — 220, колхоз им. Н. Крупской — 250, колхоз «Власть труда» — 180 тысяч рублей. К концу декабря 1942 года от сельских тружеников Ртищевского района поступило на строительство самолётов и танков 1 млн. 729 тыс. рублей.

Весомый вклад в общее дело внесли труженики Ртищевской МТС. В адрес её директора Перепёлкина также поступила правительственная телеграмма:

« Прошу передать рабочим, работницам, специалистам и служащим Ртищевской МТС, собравшим средства на строительство боевых самолётов, мой братский привет и благодарность Красной Армии. Желание коллектива будет исполнено. И. Сталин »

Телеграммы Верховного Главнокомандующего получили также начальник политотдела Владыкинской МТС Пасиченко, бригадиры тракторных бригад Жуков, Шлючков, Вопилин, Дубровский, колхозники Кабардин, Колесников, трактористы Серов, Наумова, Савельев, комбайнёр Альшанский, рабочие-стахановцы Смирнов и Зозуля.

На средства жителей Ртищевского района только в 1942 году было построено 15 боевых самолётов. Учащиеся Железнодорожного училища № 3 принимали участие в сборе средств на постройку танковой колонны «Тамбовский колхозник». В свободное от учёбы время они проводили ударники, работая кочегарами паровозов, слесарями, поршневиками, экипажниками, перечисляя весь заработок в фонд строительства.

Активно включились в сбор средств в фонд обороны рабочие и служащие города и железнодорожного узла. Многие отчисляли по 2—3 месячных заработка. Всего за годы войны от ртищевцев поступило средств на боевую технику 3 млн. 243,9 тысячи рублей.

Жители Кистендейского района[3] приняли активное участие в сборе средств в фонд постройки танковой колонны «Имени В. И. Чапаева», который был организован в ноябре 1941 года по инициативе Волжского чугунолитейного завода. Так, например, колхозники колхозов «15 лет ОГПУ» и «Серп и Молот» Сланцовского сельсовета перечислили на это мероприятие 625 рублей, учителя Краснозвездинской школы — четверть месячной зарплаты, коллектив Краснозвездинской МТС — 1292 рубля. Общая сумма средств, поступивших на 20 декабря 1941 года в районное отделение банка на строительство танков, составила 14 885 рублей. Сбор средств продолжился в 1942 году, в частности, от трудящихся Лопатинского сельсовета поступило 1157 рублей.

В марте 1942 года в ответ на Всесоюзный призыв учителей Куйбышевской области о сборе средств на танковую колонну «Народный учитель», первыми в Кистендейском районе откликнулись учащиеся Краснозвездинской средней школы. Ими было собрано 625 рублей.

В декабре 1942 года колхозники колхоза «Красное поле» Лопатинского сельсовета за несколько дней собрали на покупку боевого самолёта 180 040 рублей.

Память

Мемориал воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны (2007)
Основная статья: Мемориал павшим в годы Великой Отечественной войны.
Основная статья: Памятник «Защитникам ртищевского неба 1941—1945».

Примечания

  1. С. Васильев сообщает о 100 тысячах.
  2. И. Волжанин указывает сумму в 40 тысяч рублей.
  3. В годы Великой Отечественной воны Кистендейский район представлял собой самостоятельную административно-территориальную единицу в составе Саратовской области, в настоящее время его территория разделена между Ртищевским, Аркадакским и Турковскими районами Саратовской области.

См. также

Источники

  • Агупов Е. Былое не забывается // Путь Ленина. — 23 февраля 1974
  • Богомолов Советское учительство крепит мощь Красной Армии // Сталинский путь. — 17 декабря 1941
  • Бородина Л. Г, Одина Ю. А., Сдобников А. К., Селиванов Д. Ю. Кузница рабочих кадров: история Ртищевского профессионального училища № 12. — Ртищево: Издательство ГОУ НПО «Профессиональное училище № 12», 2010. — 36 с.
  • Валякин А. И враг не прошёл // Путь Ленина. — 9 мая 1986
  • Ванчинов Д. П. Саратовское Поволжье в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.: Исторический очерк. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 1976
  • Ванчинов Д. П., Данилов В. Н., Ченакал Д. Д. Трудящиеся Поволжья — фронту: Оборонно-массовая работа в годы Великой Отечественной войны 1941—1945. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1984
  • Васильев С. Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд // Перекрёсток России. — 7 мая 2002
  • Волжанин И. На строительство боевой техники // Путь Ленина. — 23 июня 1966
  • Дедов В., Чернышёв А. Наши танки будут беспощадно громить врага // Сталинский путь. — 25 марта 1942
  • Коробков И., Козлов Ф. Железнодорожники — фронту // Путь Ленина. — 9 мая 1967
  • Куванов А. Весомый вклад в Победу // Путь Ленина. — 19-20 апреля 1981
  • Куванов А. Огни на ложных объектах // Путь Ленина. — 8 мая 1978
  • Малинин Г. А. Памятники и памятные места Саратовской области (издание 3-е, испр. и доп.). — Саратов: Приволжское книжное издательство, 1979. — С. 134
  • Новичихин Колхозники вносят по 5000 рублей // Сталинский путь. — 14 декабря 1942
  • От солдата до генерала. Воспоминания о войне. — Том 3. — М.: Изд-во МАИ, 2003. — С. 23—34
  • Сивохин Лотерейные билеты — это новые танки, самолёты // Сталинский путь. — 21 декабря 1941
  • Сотни рублей на строительство танков // Сталинский путь. — 12 декабря 1941
  • Фролов Д. Ф. Подвиг саратовцев в Великую Отечественную войну. — Саратов: Приволжское книжное издательство, 1972
  • Ченакал Д. Д. Военное небо Поволжья: Противовоздушная оборона Поволжья в годы Великой Отечественной войны. — Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1986;
  • Чугреев Ю. Ложь… во спасение // Перекрёсток России. — 5 августа 2000
  • Юшко И. 14885 рублей на строительство колонны имени Чапаева // Сталинский путь. — 24 декабря 1941
  • Юшко И. Приток средств на строительство танковой колонны им. Чапаева // Сталинский путь. — 21 января 1942