Ртищевская дистанция сигнализации, централизации и блокировки

Дом связи Ртищевской дистанции сигнализации, централизации и блокировки
Тип

Структурное подразделение обособленного подразделения

Направления деятельности

деятельность магистрального железнодорожного транспорта

Год основания

1920

Прежние названия

Ртищевская дистанция сигнализации и связи
10-я дистанция сигнализации и связи

Расположение

Ртищево, ул. XXII Партсъезда, д. 2А

Начальник

Медведев, Вячеслав Валентинович

Ртищевская дистанция сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ-15) — структурное подразделение Юго-Восточной дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры — филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

История

1920-е — 1930-е годы

Ртищевская дистанция сигнализации и связи была создана в апреле 1920 года. На вокзале станции Ртищево имелась комната с 12 телеграфными аппаратами Морзе. Отсюда осуществлялась связь с Саратовом, Пензой, Балашовом, Кирсановом и с линейными станциями. Связь со стрелочными постами велась по телефонам по однопроводной системе. В телеграфной комнате стоял телефонный коммутатор системы МБ на 50 номеров, в который было включено два десятка абонентов местной сети. Коммутатор обслуживался телефонистками. На линейных станциях местной связи не было. На дистанции не было и дальней связи[1].

В 1928 году на станции Ртищево были установлены два коммутатора системы ЦБх2, а телефоны системы МБ на местной связи заменены телефонами системы ЦБ. Тогда же, в конце 1920-х годов, начала действовать дальняя телефонная связь между Саратовом и Москвой через Ртищево по железным проводам, в определённые по графику часы. Слышимость была неудовлетворительная, связь работала неустойчиво. В те же годы была построена телефонная линия на участке Ртищево — Пенза с одной парой железных проводов, в которую были включены телефоны системы МБ на каждой станции. Однако ввиду большого расстояния от Ртищева до Пензы, особенно когда включалось несколько станций одновременно, слышимость падала до минимума[1].

1930-е — 1940-е годы

В 1930-е годы Ртищевская дистанция стала оснащаться новой по тем временам аппаратурой: постационной и линейно-путевой. Большие промежуточные станции — Сердобск, Колышлей, Вертуновская, Аркадак стали оборудоваться местной телефонной связью МБ. В 1934 году на телефонную станцию Ртищевского узла установили 6 коммутаторов системы ЦБх2 местной связи, а в специальной комнате дальней связи — 3 коммутатора системы ЦБх3х2 и три телефонных трансляции по железным проводам для дальней связи. В отдельной комнате смонтировали кроссовый щит и аккумуляторную с зарядно-разрядными устройствами. На станции Ртищево стрелочную связь с аппаратами системы МБ заменили телефонами системы ЦБ, а у дежурного по парку на станции установили коммутатор. Горку оборудовали громкоговорящей связью. Вновь была организована маневровая связь. На дальней связи телеграфные аппараты Морзе заменили аппаратами Бодо. В 1934—1935 годах на всём Ртищевском узле было произведено калибрование местных, стрелочных и других видов связи[1]. В 1939 году на дороге стала впервые применяться механо-электрическая централизация стрелок[2]. Техническое перевооружение продолжалось вплоть до 1941 года[1].

1940-е — 1990-е годы

В годы Великой Отечественной войны большое количество связистов ушло на фронт, оставшиеся выполняли двойную и тройную нагрузку. Некоторые работники по нескольку суток подряд не выходили со станции и своих околотков, обеспечивая нормальную работу устройств СЦБ и связи. Чтобы заменить ушедших на фронт и командированных в восстановительные поезда связи, на месте была организована подготовка из местной молодёжи монтёров и рабочих связи, телеграфистов, телефонистов. Обучением занимались инженер дистанции С. И. Ляпин, старший электромеханик П. С. Громов, С. М. Гриднев, М. Я. Фомичёв и другие. Молодёжной бригадой в 1943 году была подвешена на расстоянии 100 км от Кирсанова до Благодатки пара медных проводов. Немного позже такие провода протянули от Ртищева до Пензы[1].

С 1945 года вновь начинается поступление более совершенной аппаратуры, оборудуется линейно-аппаратный зал, бодовская комната и т. д. Вся связевая аппаратура на станции Ртищево размещалась в здании вокзала и занимала почти весь верхний этаж, часть нижнего этажа и подвальное помещение[1]. На 1954 год численность рабочих и служащих 10-й дистанции сигнализации и связи составляло 272 человека.

В связи с увеличением пассажирских и грузоперевозок и введением на железнодорожном транспорте тепловозной и электровозной тяги, к железнодорожной связи предъявлялись всё более и более высокие требования, а потому возникла необходимость сооружения на станции Ртищево Дома связи[1]. 18 июля 1957 года решением Ртищевского горисполкома под постройку дома связи ЮВЖД в районе Сердобского тупика был отведён земельный участок. Дом связи был сдан в эксплуатацию в начале ноября 1963 года[1]. В 1964 году здесь была смонтирована декадно-шаговая АТС УАТС-49, которая занимала площадь в несколько десятков квадратных метров[3].

К концу 1965 года, в связи с вводом в строй действующих электрифицированного участка железной дороги Пенза — Ртищево — Поворино, на узлах Ртищево-I и Ртищево-II была внедрена электрическая централизация стрелок и сигналов, усовершенствованы устройства телефонной и поездной радиосвязи, переведён на автоблокировку участок Ртищево — Кирсанов[4].

с 1990-х годов

Недостроенный Дом связи на улице Рябова (2004)
Телефонистки (2003)

Аппаратура в Доме связи неоднократно менялась. В 1990-х годах стали использовать АТСКЭ «Квант»[3]. В начале 2000-х — волокно-оптические системы связи: СТМ, МЦП, МВТК[1]. В 2005 году московскими специалистами была смонтирована цифровая АТС «Definity» общей ёмкостью 3,5 тысячи номеров, междугородние коммутаторы заменили АРМ «Гранит Т»[3].

В 1998 году Ртищевская дистанция сигнализации и связи открыла переговорный пункт по адресу улица XXII Партсъезда, д. 10. Работал он ежедневно с 7 до 23 часов[5].

В конце 1980-х годов в начале улицы Рябова началось строительство нового здания Дома связи Ртищевской дистанции сигнализации и связи. Строилось оно более десяти лет, однако, в связи с переходом дистанции на цифровые технологии, достроено оно не было и в конце 2004 года пошло на слом[6].

В начале 2000-х началось строительство нового административного корпуса дистанции сигнализации и связи, которое вело СУ-1. За период 2003 года каменщики выполнили кладку стен двухэтажного здания, были установлены оконные блоки[7].

До 29 апреля 2010 года ОАО «Ртищевская дистанция сигнализации и связи» являлась структурным подразделением Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги — филиала ОАО «РЖД». В связи с переходом ЮВЖД на безотделенческую структуру дистанция была включена в состав Юго-Восточной железной дороги в качестве структурного подразделения[8].

По итогам работы в третьем квартале 2010 года коллектив Ртищевской дистанции сигнализации, централизации и блокировки занял первое место в отраслевом соревновании среди подобных предприятий ОАО «РЖД»; в первом квартале 2011 года — второе место[9].

Деятельность

Ртищевская дистанция сигнализации, централизации и блокировки обслуживает участки дороги Ртищево — Пенза, Ртищево — Кирсанов и Ртищево — Кистендей. Основным видом деятельности является деятельность магистрального железнодорожного транспорта; дополнительными — производство общестроительных работ по прокладке местных трубопроводов, линий связи и линий электропередачи, деятельность в области телефонной связи[10].

Некоторые начальники

  • Коротков А. Г. (на 1980—1985)
  • Медведев, Вячеслав Валентинович (на 2012)[10]

Источники

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Дому связи — 40 лет // Перекрёсток России. — 13 декабря 2003. — С. 3
  2. Беспалов И. От паровоза к электровозу // Путь Ленина. — 18 июля 1970. — С. 2
  3. 3,0 3,1 3,2 Зовский С. Какие станции — такие и барышни // Перекрёсток России. — 9 августа 2005. — С. 1
  4. Никольская С., Добряков Б. Время больших перемен // Путь Ленина. — 1 января 1967. — С. 2
  5. [Объявление] // Перекрёсток России. — 23 мая 1998. — С. 3
  6. Фотоновости // Перекрёсток России в пятницу. — 2 июля 2004. — С. 1
  7. Власова О. Подвели под крышу // Перекрёсток России. — 24 апреля 2004. — С. 1
  8. Приказ ОАО «Российские железные дороги» от 29 апреля 2010 г. № 75 «Об упразднении отделений Юго-Восточной железной дороги»
  9. По итогам работы в первом квартале 2011 года коллектив Ртищевской дистанции сигнализации, централизации и блокировки — структурного подразделения Юго-Восточной железной дороги — филиала ОАО «РЖД» признан одним из лидеров среди подобных предприятий ОАО «РЖД» // Новости Пресс-центра ЮВЖД. — 10 мая 2011 (Архивировано из первоисточника 13.09.2015).
  10. 10,0 10,1 Организация Ртищевская дистанция СЦБ на сайте List-Org (Архивировано из первоисточника 13.09.2015).