Ртищевский краеведческий музей

Ртищевский краеведческий музей
Здание Ртищевского краеведческого музея (2015)
Дата основания

10 июля 1970

Местонахождение

г. Ртищево, ул. Железнодорожная, 12

Руководитель

Ашкапова, Светлана Евгеньевна

Официальный сайт

Виртуальная прогулка по музею

Ртищевский краеведческий музей — музей в городе Ртищево муниципального учреждения культуры «Городской культурный центр». Был открыт в 1970 году как общественный музей революционной, боевой и трудовой славы.

История

Предыстория

Впервые вопрос об организации в городе Ртищево краеведческого музея был поднят в ещё 1955 году. Через два года в майском номере газеты «Путь Ленина» была опубликована статья Б. А. Сорокина «Создадим в нашем городе музей». Это предложение было поддержано горожанами и объединило людей разных поколений. Активистам удалось собрать большое количество документов 1920—1940-х годов. Большую работу по сбору экспонатов и по систематизации проделали ветераны А. С. Тусеев, Д. А. Пятахин, А. И. Черненко, С. М. Мещеряков и др.

Центром работы стал Дворец культуры железнодорожников (ДК) во главе с директором Леонидом Васильевичем Прокофьевым. Приверженец идеи создания полноценного краеведческого музея, он организовал сбор местных материалов и экспонатов, сам разыскивал документы в различных архивах, вёл обширную переписку и большую публичную работу.

Для музея было предоставлено помещение (фойе кинозала) на третьем этаже ДК. Помощь в работе по подготовке к открытию музея, изготовлением необходимого оборудования занимались следующие организации и предприятия: Дворец культуры, локомотивное депо, дистанция гражданских сооружений, СУ-1, отдел кадров отделения дороги, КБО, ГПТУ-12, школа № 97, горвоенкомат. Дата открытия музея по разным причинам переносилась дважды — с 1965 года на 1967-й, затем на 1970-й год.

Музей революционной, боевой и трудовой славы

Члены совета музея: (сидят слева направо) Д. А. Мызников, А. Г. Муханова, В. П. Одинцова, И. Т. Артюшин; (стоят слева направо) А. Ф. Кобин, Н. П. Михайлин, Л. В. Прокофьев, Л. М. Огородникова, Д. Ф. Пятахин, Л. И. Силкина, Н. И. Кирюхин, Т. П. Гладышева, П. А. Фёдоров (1971 год)

10 июля 1970 года в 18 часов во Дворце культуры имени В. И. Ленина состоялось торжественное открытие Ртищевского народного музея революционной, боевой и трудовой славы. Честь разрезать праздничную ленточку была предоставлена первому почётному гражданину города Ртищево Архипу Александровичу Кулакову.

Экспозиции музея, в основном, рассказывали о революционных, боевых и трудовых традициях города Ртищево и Ртищевского района. Наиболее значимыми экспонатами, отражающими древнюю историю края, были зубы и бивни мамонта и половецкая каменная баба (XII—XIII веков). Все экспонаты музея: документы, фотографии, листовки, награды, оружие, личные вещи, представленные в экспозициях, были подарены музею жителями города и района.

Руководил музеем общественный совет, который утверждался Ртищевским горисполкомом. В него входили ветераны труда, революции, войн, работники партийного аппарата и культурно-просветительных учреждений. С 1970 по начало 1990-х годов директорами музея на общественных началах работали И. Т. Артюшин, А. В. Куванов, В. П. Одинцова. Постоянно курировал работу музея директор ДК, краевед Л. В. Прокофьев. Экскурсии по музею проводили члены совета. Так, например, экскурсии по революционным событиям 1917 года проводил член судового комитета крейсера «Аврора» А. А. Кулаков.

С середины 1980-х до начала 1990-х годов музей возглавляла В. П. Одинцова. В этот период его перевели с 3-го этажа ДК на 1-й, при этом были утрачены многие ценные экспонаты. При музее было создано объединение «Добрые встречи», которое дало начало хору ветеранов. Характерной особенностью работы того периода являлось то, что ветераны не просто рассказывали об истории города молодёжи, а сами представляли эти события и это время.

Артюшин в музее.jpg Куванов в музее.jpg
Председатель музейного совета И. Т. Артюшин (1970-е) Председатель музейного совета А. В. Куванов (1980-е)

Историко-краеведческий музей в ГКЦ

В начале 1990-х годов музейная работа пришла в упадок; к середине 1990-х годов музей практически прекратил работу.

15 марта 1997 года в Центральной районной библиотеке состоялось учредительное собрание краеведческого объединения «Летописец», одной из главных целей которого было возобновление работы музея. В июне того же года члены объединения: Светлана Евгеньевна Ашкапова, Андрей Константинович Сдобников и Дмитрий Юрьевич Селиванов взяли шефство над музеем. Началась работа по его коренной реконструкции и перепрофилированию, заново был создан зал природы, экспозиция музея значительно расширила свои временные рамки. Возрождение музея стало возможно благодаря активной поддержки начальника Отдела культуры ОМО Ртищевского района Тамары Петровны Гладышевой, финансовую поддержку оказали комитет по экологии ОМО Ртищевского района (председатель Ю. И. Федотов), Ртищевское отделение ЮВЖД (начальник С. Л. Гуркин), мясокомбинат (директор А. В. Агишев) и ЗАО «Птицевод» (директор Л. В. Горбань), посильную помощь оказывали работники культуры и учащиеся — члены краеведческого кружка «Юный летописец», работавшего при музее с 1997 по 2001 год.

Музей 1997.jpg Юный летописец.jpg Догудовский в музее.jpg
Первый зал музея (июль 1997) Д. Ю. Селиванов с членами кружка «Юный летописец»
(первый состав; 1997)
Художник Борис Догудовский заканчивает работу
над фоном для диорамы в первом зале (1998)

На День города, 7 ноября 1998 года, состоялось второе открытие Ртищевского историко-краеведческого музея.

Открытие Ртищевского историко-краеведческого музея: (слева направо) Александр и Оксана Дружаевы, Дмитрий Селиванов, Светлана Ашкапова, Эльмира Халиловна Эфиндеева, Андрей Сдобников
Зал № 2. Экспозиция «Комната семьи паровозного машиниста конца XIX века»

С 1998 года музей стал заниматься выставочной работой. Его фойе было переоборудовано под выставочный зал, в котором в разное время экспонировались работы местных художников и фотографов: Р. Г. Просветовой, Н. А. Фёдорова, Н. В. Волкова, Ю. Анисимовой, В. Леваш, А. Отдельнова, А. Елистратова, Н. А. Ларина, В. Лотохова, В. Кондратьева, Н. Б. Цитко, С. Мункина и других.

В 2001 году к 135-летию Юго-Восточной железной дороги и 130-летнему юбилею станции Ртищево в музее вновь прошла масштабная реконструкция. В частности, в одном из его залов разместился интерьер комнаты конца XIX века семьи машиниста паровоза.

В 2005 году музей получил диплом 2-й степени областного смотра-конкурса, посвящённого 60-летию Победы.

С января 2006 по июль 2007 года в музее находилась редакция газеты «Обозреватель. Регион.ru».

В 2009 году кардинальной реконструкции подвергся первый зал («зал природы»). Его экспозиция была структурирована, упорядочена и разбита на несколько отделов.

В 2012 году Ртищевский музей впервые присоединился к акции «Ночь музеев», проводимой ежегодно в Международный день музеев, в ночь с 18 на 19 мая. Программа, представленная сотрудниками музея в рамках этой акции, называлась «Фотоночь в музее».

В музее работают три сотрудника: С. Е. Ашкапова, Д. Ю. Селиванов и А. А. Коротков, которые ведут всю лекционную, экспозиционную и исследовательскую работу. С 1 ноября 2011 года, после перерыва, музей возглавляет Светлана Евгеньевна Ашкапова. Фонд музея насчитывает около 5 тысяч экспонатов.

Залы музея в здании ГКЦ (до 2014 года)
Первый зал.jpg Второй зал.jpg Лекционный зал.jpg
Первый зал (2012) Второй зал (2013) Лекционный зал (2012)

Краеведческий музей

В сентябре 2014 года музей из здания Городского культурного центра был переведён в здание бывшего кинотеатра имени Калинина.

19 февраля 2015 года музей начал работу открытием новой выставки «Дороги Победы», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В трёх залах, площадью более 300 м², была создана единая композиция, рассказывающая о героическом подвиге земляков-ртищевцев в тылу и на фронтах Великой Отечественной войны. Центром экспозиции стала диорама «Передовая. Миномётный расчёт обстреливает немецкий ДОТ», расположенная между зрительным залом на 70 посадочных мест и сценой с экраном.

Фрагменты выставки «Дороги Победы» (2015)
Проводы колхозника.jpg Класс 1940-х.jpg БлиндажРЭ.jpg Миномётный расчётРЭ.jpg
Экспозиция «Проводы колхозника на фронт» Школьный класс 1940-х годов Часть диорамы «Передовая. Миномётный расчёт обстреливает немецкий ДОТ». Блиндаж Часть диорамы «Передовая. Миномётный расчёт обстреливает немецкий ДОТ». Миномётный расчёт

В июне 2015 года коллектив Ртищевского краеведческого музея был награждён благодарственным письмом главного федерального инспектора по Саратовской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе М. В. Алёшиной за вклад в сохранение исторической памяти о Великой Победе и активное участие в конкурсе в рамках общественного проекта Приволжского федерального округа «Победа».

Руководство музея

председатели совета музея
руководители музея (с 1997 года)
  • Селиванов, Дмитрий Юрьевич (1997—2001)
  • Ашкапова, Светлана Евгеньевна
  • Евсюкова, Ирина Васильевна
  • Воронихин, Андрей Владимирович (на 2008)
  • Ашкапова, Светлана Евгеньевна (с 1 ноября 2011)

Адреса

Источники

  • Борисов Б. Ренессанс Ртищевского музея // Почта Поволжья. — 1999
  • Громов А. А., Кузнецов И. А. Ртищево — перекрёсток России. — Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1997. — 176 с. — ISBN 5-7633-0784-4. — С. 82—83
  • Дмитриева Г. Выставка живописи // Перекрёсток России. — 30 октября 2001
  • Дмитриева Г. Связующая нить времён // Перекрёсток России. — 15 июля 2005
  • Зовский С. Фотоночь в музее // Перекрёсток России. — 29 мая 2012
  • К столетию нашего города // Путь Ленина. — 2 июня 1970
  • Кремнев Б. В экспозиции — «Вестник РУЖД» // Город. — 13—20 сентября 2001. — № 37
  • Кузнецов И. В музее — картинная галерея // Саратовское вести. — 7 сентября 2001
  • Кузнецов И. Комната-музей паровозного машиниста // Саратовские вести. — 24 августа 2001
  • «Летописец» творит историю // Город. — 9—16 декабря 1999. — № 49
  • Новости Ртищево // КИС. — 17 июня 2015. — С. 11
  • Прокофьев Л. В народном музее // Путь Ленина. — 22 июля 1970
  • Путь Ленина. — 1955
  • Путь Ленина. — 10 июля 1970
  • Селиванов Д. А нужны ли нам музеи? // Перекрёсток России. — 18 мая 1999
  • Селиванов Д. Благодарность дарителям // Перекрёсток России. — 5 декабря 2000
  • Селиванов Д. Богата талантами ртищевская земля // Перекрёсток России. — 25 октября 2001
  • Селиванов Д. Из истории музея. Первые шаги становления // Перекрёсток России. — 13 июля 2000
  • Селиванов Д. Приглашение в музей… // Перекрёсток России. — 2 августа 1997
  • Сидорова Е. «Я поведу тебя в музей…» // Перекрёсток России. — 7 ноября 1998
  • Шлыков В. Энтузиасты объединились // Перекрёсток России. — 26 апреля 1997
  • История Ртищевского краеведческого музея на сайте «Путешествие по Прихопёрью» (Архивировано из первоисточника 10.04.2014).
  • 19 февраля 2015 года в Ртищевском краеведческом музее МУК «Городской культурный центр» состоялось открытие новой выставки «Дороги Победы», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне // новости на официальном сайте Администрации Ртищевского муниципального района. — 19 февраля 2015 (Архивировано из первоисточника 27.11.2015).