Ртищевский политехнический лицей

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Саратовской области
Ртищевский политехнический лицей
 (ГБПОУ СО «РПЛ»)
Учебно-производственный корпус РПЛ
Учебно-производственный корпус РПЛ
Прежнее название

Школа ФЗО № 27 (19421950)
Строительная школа № 1 (1950—1957)
Строительное училище № 31 (1957—1965)
ГПТУ № 26 (СПТУ № 26) (1965—1987)
Профессиональное училище № 80 (1987—2014)

Год основания

12 апреля 1942

Тип

НПО

Директор

Елена Николаевна Копылова

Студентов

330 (на 2008—2009 уч. год)

Расположение

Ртищево

Адрес

Зои Космодемьянской ул., 17

Телефоны

+7 (84540) 4-88-14

Сайт: Официальный сайт

ГБПОУ СО «Ртищевский политехнический лицей» — учебное заведение среднего профессионального образования в городе Ртищево. Было основано в 1942 году года как учебное заведение для получения начального профессионального образования по железнодорожным специальностям. В дальнейшем стало готовить специалистов широкого профиля для промышленности города. В 2014 году, после объединения с Профессиональным училищем № 12, было преобразовано в политехнический лицей.

История

Школа ФЗО № 27

Знамя Школы ФЗО № 27
Бывшее здание ГПТУ № 26 по улице Железнодорожной, 39

В 1942 году вышло решение исполкома Саратовского облсовета: «Для организации подготовки новых рабочих из числа городской и сельской молодёжи и создания необходимых трудовых резервов для промышленности, строительства и транспорта… учреждается школа фабрично-заводского обучения № 27 железнодорожного транспорта г. Ртищево Саратовской области…». В исполнение этого решения Президиум Ртищевского райисполкома на своём заседании 6 апреля того же года постановил: «…мобилизовать молодёжь — юношей и девушек, во вновь организуемую в Ртищеве школу ФЗО в количестве 50 человек».

Первый набор учащихся в школу фабрично-заводского обучения № 27 (ФЗО) состоялся 12 апреля 1942 года. Первоначально здесь готовили специалистов по 12 железнодорожным профессиям, которые требовались для обеспечения движения в прифронтовой зоне: кочегар паровоза, старший и главный кондуктор, путевой обходчик, бригадир пути, старший стрелочник, слесарь по ремонту вагонов и паровозов, кузнец, котельщик и т. д. Срок обучения составлял 6 месяцев. Многие из выпускников училища обслуживали напряжённые маршруты в Сталинград.

Решением Ртищевского райкома ВКП(б) школе ФЗО № 27 было передано здание общежития, расположенного по улице Сердобский тупик, а также деревянный сарай, находившийся рядом. К моменту организации школа располагала одним двухэтажным зданием, в котором размещались учебный корпус с двумя учебными классами, военным кабинетом, библиотекой, административным помещением и красным уголком; слесарной мастерской и общежитием.

Строительное училище (школа)

После окончания Великой Отечественной войны возникла острая необходимость в строительных кадрах. Начиная с 1948 года школа ФЗО № 27 обучала столяров-плотников и каменщиков-штукатуров. Производственную практику учащиеся проходили на строительных объектах города и области. Так, например, с помощью его воспитанников были построены дома по улице 8 Марта в Ртищево и стадион «Локомотив» в Саратове.

В связи с изменением профиля обучения в 1950[1] году школа ФЗО № 27 была реорганизована в Строительную школу № 1 с 10 месячным сроком обучения. В 1957[2] году в связи с реорганизацией Балашовской области школу реорганизовали в Строительное училище № 31 с двухгодичным обучением.

Училище выпускало квалифицированных маляров-плиточников, плотников, штукатуров и каменщиков. В 1962 году при училище были организованы вечерние курсы по изучению столярного дела.

ГПТУ № 26

ГПТУ-26 (1975)
Аттестат, выданный в ГПТУ № 26 в 1973 году. Первый выпуск по специальности «швея-мотористка»

В 1963 году Государственные трудовые резервы реорганизовали в систему профессионально-технического образования. В связи с этим в том же году[3] Строительное училище № 31 было преобразовано в Ртищевское городское профессионально-техническое училище № 26.

В конце 1960-х годов в Ртищево начинает развиваться промышленность: строились корпуса филиала саратовского завода «Контакт», швейная фабрика, фабрика гигроскопической ваты и др. С 1970 года, учитывая местные нужды, в училище стали обучать токарному делу, с 1972 года ввели специальность швеи-мотористки (сложного ассортимента). Помимо этого в училище готовили столяров-плотников, штукатуров-маляров, слесарей-сантехников, каменщиков-монтажников, слесарей механосборочных работ, а с 1981 года — монтажников радиоаппаратуры и приборов. Это было единственное училище не только в Ртищево, но и в ближайших районах, в котором готовили специалистов строительных профессий.

Приказом Саратовского областного управления профессионально-технического образования № 184 от 13 июня 1978 года учло средним (СПТУ), то есть наряду с профессиональной подготовкой выпускники училища начали получать и среднее образование.

ПУ № 80

Строительство нового учебно-производственного комплекса в юго-западном районе города (1986)
Общежитие ПУ № 80 (2007)

В 1987 году СПТУ № 26 перевели из приспособленных помещений в новый учебно-производственный комплекс (УПК), расположенный в юго-западном районе города по улице Зои Космодемьянской. УПК был построен на средства базового предприятия — завода «Контакт». Так же в новый УПК были переведены те группы ГПТУ № 28, в которых готовились кадры для предприятий города.

На 19881989 учебный год вновь открывающееся среднее ПТУ объявило приём учащихся по следующим специальностям: монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов, оператор станков с числовым программным управлением, станочник широкого профиля, электромонтёр по ремонту промышленного оборудования, слесарь-газосварщик и плиточник-облицовщик.

Приказом Саратовского областного управления профессионально-технического образования № 257 от 13 сентября 1988 года Ртищевское среднее городское профессионально-техническое училище № 26 было переименовано в Ртищевское среднее профессионально-техническое училище № 80.

В 1989—1990 учебном году добавились такие специальности, как слесарь-инструментальщик, слесарь-ремонтник, штамповщик, швея-мотористка, штукатур-маляр и облицовщик-плиточник. Позднее в училище открылись следующие специальности: бухгалтер малых предприятий, кондитер, портной, слесарь-сантехник, электрогазосварщик, строитель. Обучение осуществлялось на базе восьми классов и неполной восьмилетней школы.

С конца 1990-х годов училище несколько раз переименовывали. Так, приказом Министерства образования и науки Саратовской области № 01-17/93 от 14 марта 1997 года СПТУ № 80 было переименовано в Государственное образовательное учреждение «Профессиональное училище № 80». Приказом Министерства образования и науки Саратовской области № 87 от 4 февраля 2005 года — в Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 80». В соответствии с распоряжением Правительства Саратовской области № 339-Пр от 10 ноября 2011 года — в Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области начального профессионального образования «Профессиональное училище № 80».

С 2001 года на базе ПУ № 80 работал филиал Саратовского торгово-экономического техникума (реорганизован в 2011 году). Были образованы два отделения:бухгалтерский учёт, экономика, аудит и технология приготовления пищи.

1 июля 2013 года Министерством образования Саратовской области, на основании распоряжения Правительства Саратовской области от 21 мая 2013 года, Профессиональное училище № 80 было реорганизовано, путём объединения с Профессиональным училищем № 12. Началась подготовительная работа к получению училищем статуса лицея.

Политехнический лицей

В соответствии с распоряжением Правительства Саратовской области от 26 сентября 2013 года № 231-Пр ГБОУ СО НПО «Профессиональное училище № 80» было переименовано в Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Ртищевский политехнический лицей».

8 октября 2013 года в лицее состоялось открытие и освящение «Центра православной культуры» на базе молельной комнаты в честь преподобного Сергия Радонежского

20 февраля 2014 года Министерство образования Саратовской области выдало Ртищевскому политехническому лицею лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Политехнический лицей осуществляет обучение по следующим специальностям: оператор связи, машинист локомотива, слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава, проводник на железнодорожном транспорте, сварщик (электросварочные и газосварочные работы), оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте, оператор швейного оборудования.

Некоторые директора

ФИО Портрет Срок полномочий Биографическая справка
Алексей Ильич Яковлев ЯковлевАИ.jpg
(25.03.1922 — 20.02.2006)
на ноябрь 1963 — ноябрь 1976 См. основную статью
Н. Г. Векленко Boss-icon.png
на январь 1977 — март 1983
А. И. Спицин Спицин А.И.jpg
на октябрь — ноябрь 1983
Валентина Михайловна Фербер Фербер В.М.jpg
(род. 26.08.1949)
на ноябрь 1985—1987
Александр Адамович Богуш Богуш А.А.jpg
(род. 4.09.1955)
на 1992—2005 Окончил Белорусскую Октябрьской революции и ордена Трудового Красного Знамени сельскохозяйственную академию[4]
Николай Юрьевич Фролов Фролов Н.Ю.jpg
(род. 14.03.1960)
май 2008 — май 2009 См. основную статью
Елена Николаевна Копылова Копылова.jpg
(род. 16.11.1965)
с 21 мая 2009 Окончила Волгоградский инженерно-строительный институт[4]; Почётный работник начального профессионального образования Российской Федерации[5]

Адреса

  • Улица Сердобский тупик, 216 (1942—1974)
  • Железнодорожная улица, 13 (1977—1980)
  • Железнодорожная улица, 39 (1981—1987)
  • Улица Зои Космодемьянской, 17 (с 1987)

Примечания

  1. По другим данным в 1954 году.
  2. По другим данным в 1956 году.
  3. В некоторых источниках указана ошибочная дата — 1976 год.
  4. 4,0 4,1 Сведения о персональном составе педагогических работников ГБПОУ СО «РПЛ» на 2016—2017 учебный год (на 01.09.2016г) / официальный сайт ГБПУ СО «Ртищевский политехнический лицей» (Архивировано из первоисточника 10.10.2017).
  5. Администрация / официальный сайт ГБПУ СО «Ртищевский политехнический лицей» (Архивировано из первоисточника 10.10.2017).

См. также

Литература

  • Богуш А. Полувековой юбилей // Перекрёсток России. — 11 апреля 1992
  • Воскресенская О. Растёт престиж рабочего // Перекрёсток России. — 23 сентября 2009
  • Выпускники школ 1989 года! Вас приглашает среднее профессионально-техническое училище № 80 // Путь Ленина. — 12 мая 1989
  • Дмитриева Г. ПТУ—80 начинает 55-й — юбилейный — учебный год // Перекрёсток России. — 29 августа 1996
  • Краснослободцев Н. Встречая юбилей // Путь Ленина. — 12 марта 1980
  • Кудишкин С. Не городские, но и не сельские // Путь Ленина. — 2 декабря 1989
  • Кузнецов И. Второму техникуму быть // Саратовские вести. — 13 ноября 2001. — С. 2
  • Лапина Н. Училище даёт путёвку в жизнь // Путь Ленина. — 16 апреля 1982
  • Объявление о приёме в училище на 1988—1989 учебный год // Путь Ленина. — 22 июня 1988
  • Объявление о приёме в СПТУ № 80 на 1989—1990 учебный год // Путь Ленина. — 7 апреля 1989
  • Путь Ленина. — 3 ноября 1961
  • Путь Ленина. — 1 марта 1963
  • Путь Ленина. — 6 января 1973
  • Сорокина О. Профессиональному училищу № 80 — 60 лет // Перекрёсток России. — 11 июля 2002
  • Яковлев А. Готовим высококвалифицированные кадры // Путь Ленина. — 6 июля 1965
  • Яковлев А. Училище ждёт пополнение // Путь Ленина. — 11 августа 1971

Источники

Ссылки