Ртищевский район

Ртищевский муниципальный район
Coat of Arms of Rtishchevo (Saratov oblast).pngFlag of Rtischevo (Saratov oblast).png

Герб и флаг Ртищевского муниципального района
Входит в

Саратовскую область

Включает

7 муниципальных образований

Дата образования

23 июля 1928

Административный центр

город Ртищево

Глава района

Санинский, Александр Петрович

Председатель Собрания

Агишева, Наталья Александровна

Площадь

2,3 тыс. км²

Население

17,3 тыс. чел (на 1 января 2011)

Rtishevo.jpg

Сайт: http://rtishevo.sarmo.ru/

Рти́щевский райо́н — муниципальное образование в Саратовской области. Административный центр — город Ртищево.

Физико-географическая характеристика

Географическое положение

Знак на въезде в Ртищевский район со стороны Бековского района Пензенской области
Берёзы вдоль границы Ртищевского (Саратовская область) и Инжавинского (Тамбовская область) районов

Ртищевский район расположен в северо-западной части Саратовской области на границе с Пензенской и Тамбовской областями, в 190 км от города Саратова. Общая площадь территории района — 2,3 тыс. км². Протяжённость — 95 км, ширина на западе — 15 км, на востоке — 45 км.

Район граничит:

  • на западе с Умётским и Инжавинским районами Тамбовской области
  • на севере с Сердобским, Бековским и Тамалинским районами Пензенской области
  • на востоке с Екатериновским муниципальным районом
  • на юге с Аркадакским муниципальным районом
  • на юго-западе с Турковским муниципальным районом

Часовой пояс

Ртищевский район, как и вся Саратовская область, находится в 4-м часовом поясе («Самарское время»). Смещение относительно UTC составляет +4:00. Относительно московского времени часовой пояс имеет постоянное смещение +1 час и обозначается в России как MSK+1.

До 2016 года в районе действовало московское время (Moscow Time Zone; MSK): UTC+3.

4 декабря 2016 года регион, вопреки мнению большинства жителей района[1], был переведён из второй в третью часовую зону (МСК+1, московское время плюс 1 час, UTC+4)[2].

Климат

Климат в Ртищевском районе — умеренно-континентальный. Зима, как правило, холодная, чаще малоснежная, самый холодный месяц — январь. В начале декабря устанавливается снежный покров, а разрушается он в последней декаде марта. Высота снежного покрова колеблется от 26 до 32,6 см, что является наибольшим показателем в Саратовской области. Число дней в году со снежным покровом — 130—135. В это время почва промерзает довольно глубоко. Средняя продолжительность безморозного периода 145—155 дней.

Лето жаркое, за редким исключением сухое. Годовое количество осадков — 482 мм, в зимний период выпадают преимущественно в виде снега. Ртищевский район является наиболее влажным в Саратовской области. Дефицит влаги в тёплый период года достигает здесь наименьших величин. В июле он составляет 100 мм.

В Ртищевском районе преобладают южные, юго-восточные и юго-западные ветры.

Рельеф

Район расположен на восточной окраине Окско-Донской равнины и на западных отрогах Приволжской возвышенности. Преобладающими высотами являются 150—200 м над уровнем моря. В регионе находится бассейн реки Хопёр с многочисленными озёрами, старицами, прудами. Хопёр делит район на две части: меньшую — западную и большую — восточную. Расчленённость овражно-балочной сетью слабая и средняя.

Полезные ископаемые

Карта полезных ископаемых Ртищевского района

Ртищевский район богат полезными ископаемыми, которые используются для производства строительных материалов. В четырех местах найдены залежи опоки — хорошего материала для производства щебня. В двух местах имеются большие залежи глины, которая используется для производства красного кирпича. В восемнадцати местах найден песчаник и песок. Около села Песчанка открыт карьер по добыче кварцевого песка.

Гидрография

Большая часть территории Ртищевского района находится в бассейне реки Хопёр, его протяженность по территории района 75 км. Хопёр имеет ширину 67—120 метров, глубину 2,8—6 метров, скорость течения 0,1 м/сек. Основные притоки: левые — Ольшанка, Изнаир, правый — Тамала — менее крупные в сравнении с Хопром. Ширина их до 20 метров, скорость течения 0,1 м/сек. Остальные реки — Карай, Еланка, Малый Аркадак и другие — гораздо меньших размеров. Вода в реках пригодна для использования в питьевых целях только после очистки.

В пойме Хопра — многочисленные озёра-старицы, ерики и болота. В восточной части по оврагам и балкам значительное количество прудов.

Земельные ресурсы

Почвенная карта Ртищевского района

На всей территории Ртищевского района доминируют чернозёмы значительной мощности, среди которых: чернозёмы выщелочные; чернозёмы типичные; чернозёмы солонцами; чернозёмы типичные — остаточно-луговые и аллювиальные дерновые насыщенные. Содержание гумуса в них доходит до 10 %.

Бонитет почвы по производству валовой продукции сельского хозяйства оценивается в 88 баллов. По бонитету почвы Ртищевский район занимает второе место в Саратовской области.

Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 195 119 га (на 2011 год), в том числе пашни — 155 875 га. На 2014 год общая площадь необрабатываемых земель в районе составила 4185,5 га.

Растительность и животный мир

Карта ландшафтных зон Ртищевского района
Сосновый лес. «Макаровский заказник» близ села Потьма

На выщелоченных чернозёмах Ртищевского района характерное распространение получили луговые степи, где они до их распашки чередовались с лесными массивами, создавая ландшафт лесостепи. Его территория расположена в нескольких ландшафтных районах луговой подзоны лесостепной зоны: Центральная часть — в Изнаир-Аркадакском, Захопёрье — в Карай-Хопёрском, восточная часть — в Елано-Альшанском; небольшая часть находится в интерзональной местности, расположенной в долине реки Хопёр.

Господствующими растениями естественного покрова луговой степи Ртищевского района являются сухолюбивые дерновинные злаки: ковыль перистый, ковыль узколистный, тимофеевка степная, овсец пустынный, типчак, келерия тонкая или тонконог. Обильны также корневищные злаки и осоки: костры береговой и безостый, мятлик узколистный, пырей ползучий, осоки ранняя и приземистая. Разнотравье в этих степях занимает подчинённое положение и состоит из многолетних двудольных растений: лабазника степного, клевера горного, земляники зелёной, девясила иволистного, подмаренника настоящего, ястребинки, сон-травы, шалфея лугового, колокольчика и других. Незначительную роль в травостое луговых степей играют эфемеры (вероника весенняя, проломник северный) и эфемероиды (гусиный лук, гиацинник беловатый).

Культурные ландшафты района представлены сельскохозяйственными землями на месте восточно-европейских луговых степей и остепенённых лугов.

Лесные растительные сообщества распределены по территории Ртищевского района очень неравномерно. Лесом покрыты 15 100 га земли. Наиболее крупные участки лесов пойменного типа приурочены к высоким водораздельным поверхностям. Они сохранились преимущественно по долине Хопра. Здесь расположен ФГУ «Макаровский лесхоз», состоящий из трёх лесничеств: Макаровского, Владыкинского и Красноярского.

В пойме Хопра отмечено 23 вида древесных пород и более 50 видов кустарников. В видовом составе преобладают сосна, дуб, осина, ольха чёрная, черноклён. В небольших количествах имеется липа, тополь серебристый, берёза, ива, древовидная ветла. К балкам (оврагам) приурочены байрачные леса. Травяной покров содержит много степных и лесостепных элементов. В поймах рек и по берегам других водоёмов значительно развита прибрежно-водная растительность, где кустарниковый ярус образуют различные виды ив. В травяном покрове доминируют тростник, рогозы узколистный и широколистный, различные виды осок и другие растения.

Животный мир Ртищевского района имеет относительно высокое биологическое разнообразие. Здесь обитают как типичные представители фауны степи и лесостепи, так и космополитические виды, число которых особенно велико в пойменных сообществах реки Изнаир. Основными представителями луговых ценозов являются заяц-русак, малый и рыжеватый суслики, барсук; встречаются обыкновенная слепушонка, малая лесная мышь, обыкновенная полёвка, часто встречается обыкновенная лисица.

Видовой состав птиц сравнительно небогат. Объясняется это изменением облика лугов в связи с их распашкой. В настоящее время к доминирующим местным видам лугов относятся жаворонок, степная пустельга, серая куропатка, перепел, из хищников: степной орёл, коршун, ястреб, скопа. Разнообразен состав певчих птиц, среди которых часто встречаются соловей, славка, иволга, дрозды, пеночки, синицы. На водных просторах прудов и в зарослях по берегам рек обитают и гнездятся виды водоплавающих и околоводных птиц. Среди них утки (лысухи, чирки, кряквы, гоголь), кулик, чибис, витютень, вальдшнеп, камышовка, серая цапля, серый журавль, лебеди, из хищных птиц встречается лунь болотный, филин, сова.

Среди пресмыкающихся наиболее многочисленна на данной территории прыткая ящерица.

Фауна лесов более разнообразна и представлена копытными и пушными животными, а также птицами. Среди копытных животных имеются кабаны, лоси, косули. Из хищников встречается волк, лиса, енотовидная собака, ласка, хорёк. Из пушных: куница, норка, енот, барсук, заяц-русак, заяц-беляк, белка. Среди млекопитающих, населяющих околоводные местообитания можно встретить бобра, ондатру, выхухоль.

В районе находится заказник Госохотинспекции — «Макаровский» площадью 7 тыс. га. Он является комплексным и создан для охраны выхухоля, водоплавающих птиц и других видов животных.

По состоянию на апрель 1996 года численность основных видов охотофауны по Ртищевскому району была такова: лось — 13 особей, кабан — 55, косуля — 25, белка — 100, бобр — 53 поселения, зайцы — 540, куница — 120, лисица — 214, ондатра — 500, сурок — 70, норка — 2, куропатка серая — 600, утка — 1600.

История

Создание и территориальные изменения

Генеральный план Ртищевского муниципального района (с 1 января 2006)

27 июня 1928 года состоялось первое заседание организационной комиссии по организации Ртищевского района. Постановлением комиссии в состав района были включены следующие сельсоветы: Курганский, Урусовский, Подгоренский, Голицынский (Шило-Голицынский), Сапожковский, Владыкинский, Александровский, Ивано-Куликовский, Песчанский, Ртищевский, Благодатовский, Битяговский, Изнаирский, Мещанский, Уваровский, Дивовский, Чаусовский, Песковский из бывшей Ртищевской волости; Чиганакский из Пугачёвской волости; Потьминский, Ключевский, Екатериновский, Скачихинский, Красно-Звездинский из Краснозвездинской волости; Мало-Сестренский из Краснознаменской волости; Малиновский, Аннино-Байковский, Песковатский, Драгуновский, Змиевский, Аннино-Зыбинский, Софьинский, Петропавловский из Салтыковской волости. Всего 33 сельсовета, 11 189 хозяйств, 56 336 человек населения и 185 населённых пунктов.

23 июля 1928 года Постановлением ВЦИК «О составе округов, районов и их центрах по Нижне-Волжскому краю», было образовано 8 округов в том числе Балашовский, в составе которого был создан Ртищевский район. В тот же день состоялся первый Чрезвычайный съезд Советов Ртищевского района, подготовленный Организационной комиссией. Съезд постановил утвердить Ртищевский район и определил задачи хозяйственного и культурного строительства на ближайшее время. На съезде был избран исполком районного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов из 19 членов и 6 кандидатов. Были образованы районная земельная и ревизионная комиссии, а также избраны делегаты на Балашовский окружной съезд Советов. В тот же день состоялось организационное заседание исполкома, на котором был избран президиум в составе пяти членов: А. С. Логинова, А. Е. Ишкова, И. Одинокова, В. Г. Ромакина, И. В. Губина и двух кандидатов Н. А. Софинского и М. И Ламухина. Председателем был избран А. С. Логинов. Помимо этого были образованы финансовое, земельное, административное, народного образования, здравоохранения и другие отделения исполкома.

Rtishevo 1929.png Rtishevo 1935.png
Карта Ртищевского района (1929 год) Карта Ртищевского района (1935 год)

В 1930 году Ртищевский райисполком выступил с инициативой по обмену участками территорий Ртищевского и Аркадакского районов. Предлагалось передать из Аркадакского района в Ртищевский Александровский и Кистендейский сельсоветы в обмен на Скачихинский. Однако Аркадакский райисполком выступил против подобной инициативы, мотивировав отказ тем, что только четыре сельсовета Ртищевского района обслуживаются ссыпным пунктом, расположенным на станции Кистендей (Мало-Сестренский, Солонцовский, Красно-Звездинский и Протасовский), тогда как в Аркадакском районе к этой станции тяготеют 10 сельских Советов. При этом Аркадакский райисполком был не против вхождения в район Скачихинского сельсовета, а также Мало-Сестренского сельсовета и села Протасово Ртищевского района. Ни та, ни другая инициативы не нашли поддержки у Балашовского окрисполкома. Территориальные изменения были осуществлены лишь спустя 5 лет.

18 января 1935 года Постановлением ВЦИК были образованы Салтыковский и Кистендейский районы, в состав которых вошла часть сельсоветов Ртищевского района, и Макаровский район, в состав которого вошла часть сельсоветов Тамалинского района. 30 сентября 1958 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Салтыковский, Кистендейский и Макаровский районы были упразднены. Их территория была разделена между Аркадакским, Екатериновским, Ртищевским и Турковским районами.

1 февраля 1963 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Ртищевский район был ликвидирован. Решением исполкома Саратовского областного (сельского) Совета депутатов трудящихся от 11 февраля 1963 года все сельсоветы бывшего Ртищевского района были переданы в состав Аркадакского района.

4 марта 1964 года Указом Президиума ВС РСФСР вновь был образован Ртищевский район с центром в городе Ртищево. Решением исполкома Саратовской области (сельского) от 5 марта 1964 года во вновь образованный район были переданы сельсоветы из Аркадакского и Аткарского (Индустриальный, Коленовский и Упоровский) районов, а также северная часть территории бывшего Макаровского района. 20 марта 1964 года Упоровский сельсовет был исключён из состава Ртищевского района и оставлен в административно-территориальном подчинении Аткарского района (ныне Екатериновский район). Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 января 1965 года вновь восстановлен Екатериновский район, в состав которого вошли Индустриальный и Коленовский сельсоветы.

14 мая 1965 года из административно-территориального подчинения Салтыковского сельсовета Ртищевского района в административное подчинение Екатериновского поселкового Совета Екатериновского района был передан посёлок при железнодорожном разъезде Огибаловский. Это было последнее изменение границ Ртищевского района.

В ходе муниципальной реформы 2005 года ОМО Ртищевского района было преобразовано в Ртищевский муниципальный район, состоящий из семи муниципальных образований — одного городского (город Ртищево) и шести сельских поселений.

Административное деление

Границы Ртищевского муниципального района установлены законом Саратовской области от 29 декабря 2004 года[3].

На территории муниципального района имеется 7 муниципальных образований: 6 сельских поселений и одно городское поселение.

Муниципальное образование тип муниципального образования Административный центр
город Ртищево городское поселение Ртищево
Краснозвездинское сельское поселение село Красная Звезда
Макаровское сельское поселение село Макарово
Октябрьское сельское поселение посёлок Темп
Салтыковское сельское поселение село Салтыковка
Урусовское сельское поселение посёлок Ртищевский
Шило-Голицынское сельское поселение село Шило-Голицыно

Население

На 1 января 2012 года в Ртищевском районе численность сельского постоянного населения составляла 17,0 тысяч человек. В районе насчитывается 93 сельских населённых пункта, крупнейшие из которых сёла Елань (786 человек)[4], Макарово (920 человек), Салтыковка (1424 человека) и посёлки Темп (1057 человек) и Ртищевский (1156 человек).

Численность населения по годам
1931 63,456 1967 38,200 2001 20,664 2011 17,300
1938 23,766 1969 35,027 2005 18,219 2012 17,000
1942 54,003 1977 25,884 2007 18,705

Население Ртищевского района относится к регрессивному типу, так как удельный вес лиц старше трудоспособного возраста превышает удельный вес лиц моложе трудоспособного возраста на 12 % (на 2012 год).

Национальный состав

Основная статья: Национальный состав населения Ртищевского района.
Национальный состав 2010
русские
  
91.04 %
езиды
  
1.62 %
украинцы
  
1.30 %
татары
  
0.80 %
другие
  
5.24 %

По данным переписи 2010 года в городе Ртищевском районе проживают представители около 30 национальностей. Преобладающим является русское население, доля которого составляет 91,04 % (из числа указавших свою национальность) или 15,8 тыс. человек. Вторыми по численности являются езиды — 1,62 % или 281 человек. На третьем и четвёртом местах находятся традиционные для здешней местности народы — украинцы (1,30 %) и татары (0,80 %)[5].

Экономика

Свеклоуборочная техника на полях Ртищевского района (2012)

Трудовые ресурсы Ртищевского района составляют 27 % общей численности населения. Численность экономического активного населения — 36 800 или 58 % от общей численности населения. Преобладающая часть занятого населения сосредоточена на крупных и средних предприятиях государственной и муниципальной форм собственности, около 12 % в организациях смешанной формы собственности и более 7 % в частном секторе. На 1 января 2012 года в качестве безработных были официально зарегистрированы в органах службы занятости 543 человека.

Ведущей отраслью в Ртищевском районе является сельское хозяйство, на долю которого приходится 75 % производства валового территориального продукта. В сельскохозяйственном производстве Ртищевского муниципального района участвует 15 сельскохозяйственных предприятий и 195 крестьянско-фермерских хозяйств.

Растениеводство специализируется на производстве зерновых, подсолнечника и сахарной свёклы; животноводство — на мясо-молочном скотоводстве и птицеводстве. Район занимает первое место в Саратовской области по производству сахарной свёклы. Ртищевские свекловоды ежегодно награждаются переходящим кубком Губернатора «Свекловод». Так, например, в 1998 году кубок получило КФХ «Выдвиженское», в 2007 году — КФХ «Агрос», в 2009 году — КФХ «Крюкова П. Н.».

Объём валовой продукции сельского хозяйства в 2010 году составил 1969,0 млн рублей, в 2011 году — 2310,6 млн рублей.

В 2005 году садовый массив агрофирмы «Ртищевская» выкупила волгоградская агрофирма «Сады Придонья», организовавшее в Ртищевском районе дочернее предприятие ООО «Сады Приволжья».

Транспорт

Ртищевский район пересекают железные дороги Саратов—Москва, Пенза—Поворино, автодорога федерального значения Саратов—Москва. Основу автодорожной сети района составляет магистраль федерального значения Саратов—Тамбов, от которой расходятся линии к центрам административных округов. Протяжённость автодороги общего пользования с твёрдым покрытием 264 км. Протяжённость железнодорожной сети 91 км.

Образование

На 20132014 учебный год в Ртищевском районе функционировало 25 муниципальных общеобразовательных учреждений, из них 4 основных, 21 средних. Также на территории Ртищевского района работает одна негосударственная школа-интернат № 3 ОАО «РЖД».

В сеть образовательных учреждений Ртищевского района входят 31 муниципальное дошкольное образовательное учреждение, в том числе, открытый в июне 2014 года, Центр развития ребёнка и три учреждения дополнительного образования: Дом детского творчества «Гармония», Центр детского творчества «Светлячок» и «Станция юных техников».

Достопримечательности

Никольская церковь в селе Владыкино
ВООПИК.png Объект культурного наследия Ртищевского района
Памятник на могиле П. Н. Яблочкова в селе Сапожок
ВООПИК.png Объект культурного наследия Российской Федерации

Ртищевский район богат памятниками археологии, истории и культуры. На его территории находятся более 200 поселений и курганов (II-е тысячелетие до н. э. — начало I тыс. н. э.). В районе восстановлены и открыты православные церкви в сёлах Владыкино и Красная Звезда.

Сохранились дворянские усадьбы князей Волконских (с. Владыкино, дом управляющего), князей Гагариных (с. Урусово), усадьба Орловых-Котляревских (п. Отрадное), барский дом Эшлиман в посёлке Ртищевский. В селе Сапожок похоронен изобретатель «русского света», электротехник с мировым именем П. Н. Яблочков.

На северо-западной окраине села Владыкино расположен памятник природы — Владыкинский приусадебный парк.

Руководство района

С 2006 года структуру органов местного самоуправления Ртищевского муниципального района составляют: Собрание депутатов Ртищевского муниципального района, глава Ртищевского муниципального района, администрация Ртищевского муниципального района, контрольно-счётная комиссия Ртищевского муниципального района. Администрация Ртищевского муниципального района является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом власти в Ртищевском муниципальном районе. Представительную власть в районе осуществляет глава Ртищевского муниципального района и Муниципальное собрание Ртищевского муниципального района.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчётность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются Уставом Ртищевского муниципального района.

С 2016 года главой Ртищевского муниципального района является Александр Петрович Санинский, председателем Собрания депутатов Ртищевского муниципального района — Наталья Александровна Агишева.

См. также

Примечания

Литература

  • Атлас автомобильных дорог Саратовской области (Комитет по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог). — Саратов: Полиграфкомбинат, 2000. — 208 с. — ISBN 5-93956-001-6
  • Власова О. Лес — словно терем расписной // Перекрёсток России. — 16 сентября 2005
  • Графов В. Беречь и восстанавливать // Перекрёсток России. — декабрь 1996
  • Дёмин А. М., Макарцева Л. В., Уставщикова С. В. География Саратовской области. — Саратов: Лицей, 2008. — С. 265—266
  • Земледельцы и животноводы итогами года довольны // Белая долина. — 21 декабря 2007
  • Зовский С. «Сады Приволжья» приживаются в Прихопёрье // Перекрёсток России. — 4 октября 2005
  • Перова Ж. Земельный вопрос // Перекрёсток России. — 18 ноября 2014
  • Пугачёвский и Балашовский районы получили «Золотой колос» // Известия. Саратов. — 16 декабря 2009
  • Сдобников А. Из истории Ртищевского района // Не за тридевять земель. — № 2 (4). — 2008. — С. 10—11
  • Танонин В. К 50-летию образования Ртищевского района // Путь Ленина. — 23 июня 1978

Источники

  • Архив Аркадакского райисполкома
    • Ф. 1, Оп. 4, Ед. хр. 2 Журнал № 37 Заседания Президиума Аркадакского райисполкома от 28 апреля 1930. — С. 185—186
  • Архив Ртищевского горрайисполкома

Ссылки