Филиал СамГУПС в Ртищево

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Филиал Самарского государственного университета путей сообщения в г. Ртищево
 (Филиал СамГУПС в Ртищево)
Эмблема Филиала СамГУПС в Ртищево.jpg
Учебно-производственный корпус
Учебно-производственный корпус
Прежнее название

Филиал Саратовского техникума железнодорожного транспорта (1963—1969)
Ртищевский техникум железнодорожного транспорта (1969—2009)
Ртищевский техникум железнодорожного транспорта — филиал СамГУПС (2009—2015)

Год основания

1963

Тип

СПО

Директор

Манаенков, Сергей Алексеевич

Преподавателей

37 человек (2018)

Расположение

Ртищево

Адрес

ул. XXII Партсъезда, д. 3

Телефоны

+7 (84540) 4-52-35

Сайт: Филиал СамГУПС в г. Ртищево

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет путей сообщения» в г. Ртищево — обособленное структурное подразделение ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения» в городе Ртищево, осуществляющее подготовку квалифицированных специалистов для работы на железнодорожном транспорте.

История

1962 год. Филиал СМТ МПС

В 1962 году в Ртищево на базе локомотивного депо[1] открылся филиал Саратовского механического техникума МПС. Он осуществлял переподготовку и повышение квалификации рабочих кадров на железной дороге[2]. На первый курс поступило 60 машинистов тепловозов, их помощников и слесарей[1].

Занятия проводились в вечерние часы[1]. Специальные предметы в техникуме вели опытные инженеры депо, общеобразовательные дисциплины — преподаватели средних школ города и железнодорожного узла. Все слушатели по окончании курсов получали звание механика электровозного хозяйства[2].

Директором филиала был Николай Андреевич Корнилаев[2].

1963—1969 годы. Филиал СТЖТ

Приказ Министерства путей сообщения СССР № Е-15245 от 14 июня 1963 года

К началу 1960-х годов быстро развивающееся Ртищевское отделение дороги начало испытывать острую нехватку специалистов среднего звена на предприятиях Ртищевского узла. В связи с этим, по инициативе управления Приволжской железной дороги и руководства Ртищевского отделения, приказом Министерства путей сообщения СССР № Е-15245 от 14 июня 1963 года в Ртищево с 1 июля 1963 года открылся филиал Саратовского техникума железнодорожного транспорта[3].

Первый приём был осуществлён в две группы с вечерней формой обучения по специальностям «Электротяговое хозяйство» и «Энергоснабжение и энергетическое хозяйство железнодорожного транспорта»[3]. Первым выпускникам техникума, окончившим его в 1970 году по специальности «Электротяговое хозяйство», была присвоена квалификация «техник-электромеханик».

Филиал располагался в кирпичном здании, которое ранее использовалось как дом отдыха локомотивных бригад. После перепланировки в нём разместилось 10 классных комнат, 6 учебных и 3 служебных кабинета. Директором филиала стал Пётр Владимирович Поликарпов. Через некоторое время его на этой должности сменила К. С. Моисеева[3].

1969—1987 годы. РТЖТ

РТЖТ (1969)
Первый выпуск РТЖТ (1973)

По инициативе руководства Ртищевского отделения дороги, в соответствии с приказом Министерства путей сообщения СССР № Е-15304 от 11 июня 1969 года, Ртищевский филиал Саратовского железнодорожного техникума приобрёл статус самостоятельного учебного заведения с дневной формой обучения[4] и двумя отделениями: «Эксплуатация железных дорог» и «Строительство и эксплуатация путевого хозяйства»[5][4][3].

1 сентября 1969 года техникум принял 120 своих первых учащихся[6][4][3] — выпускников 8-х классов средней школы. В 1970 году, в порядке пополнения групп, на 2-й курс отделения «Строительство и эксплуатация путевого хозяйства» было принято небольшое количество учащихся, имеющих образование 10 классов[5].

Техникум возглавил Лев Борисович Ананьев, К. С. Моисееву назначили на должность заместителя по учебной и воспитательной работе[6].

Необходимой материально-технической базы для дневного обучения у учебного заведения практически не было. За неполные три месяца были подготовлены учебные классы в двухэтажном здании бывшего горисполкома[П 1], сформирован коллектив педагогов и преподавателей, создан необходимый фонд учебной литературы[4].

Учебно-материальная база техникума состояла из 16 учебных кабинетов, совмещённых с лабораториями. В техникуме отсутствовали учебно-производственные мастерские, спортивный и актовый залы, не было столовой[4]. Спортивные занятия проводились на улице или в арендованном спортзале «Локомотив»[6]. Вопрос о постройке нового учебного здания техникума решался Ртищевским отделением дороги с момента открытия учебного заведения в городе[5].

Педагогический коллектив учебного заведения первое время был практически не укомплектован: из 26 преподавателей 23 были совместителями. В основном это были опытные педагоги, квалифицированные специалисты железнодорожного транспорта, практики[4].

Первый выпуск специалистов состоялся в 1972/73 учебном году. 56 учащихся получили квалификацию «техник-эксплуатационник» для работы на железнодорожном транспорте в области организации грузовых и пассажирских перевозок и 46 — «техник-путеец» для строительства и эксплуатации путевого хозяйства железных дорог[6][4].

С сентября 1971 по 1987 год директором техникума был Василий Константинович Матасов[6]. Под его руководством начался процесс кардинального обновления учебного заведения, строительство нового учебно-производственного комплекса[3].

1987—2009 годы

Учебно-производственный корпус
Общежитие техникума

Новый период в истории техникума начался с 1987 года. В эксплуатацию были сданы учебный и общественно-бытовой корпуса на улице XXII Партсъезда, строительство которых вело Строительное управление № 1[7]. Торжественное открытие нового здания техникума состоялось 1 сентября 1987 года[8]. Общая площадь здания составила 5 416,4 м², в том числе учебная площадь — 2 090,1[4]. Здесь разместились актовый и спортивный залы, библиотека с читальным залом и книгохранилищем[6]. Спортивный зал, площадью 500,4 м², является одним из лучших в городе[4]. В декабре того же года в новом здании техникума открылась столовая[9] на 184 посадочных места[6]. Она работала с 7 до 19 часов. Первоначально вход был свободный для всех[9]. Учебный процесс проходил в 20 аудиториях, также были оборудованы 14 кабинетов и 6 лабораторий. Своими силами построили стрелковый тир[6].

Значительное улучшение материально-технической базы техникума позволило увеличить количество поступающих студентов. В 1989/90 учебном году здесь обучалось 405 учащихся дневного отделения и 60 — заочного отделения[6]. Заочное отделение по специальности «Эксплуатация железных дорог» открылось в техникуме в 1988 году[4]. На следующий год заочное обучение началось на отделениях «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» и «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте»[3], а в 1994 году на заочной форме обучения стали готовить железнодорожников по специальности «Техническое обслуживание и ремонт железнодорожного пути». Таким образом, количество учащихся заочного отделения в 1994/95 году увеличилось до 148 человек[4].

В 1990/91 учебном году в Ртищевском техникуме железнодорожного транспорта открылось новое отделение по специальности «Техническое обслуживание и ремонт тягового подвижного состава железных дорог»[6]. Контингент дневного отделения в 1994/95 учебном году составлял более 500 человек[4].

Базовыми предприятиями техникума являлись: Ртищевское отделение дороги, станции Ртищево-I и Ртищево-II, дистанция пути, МПС-35, локомотивное депо. На этих предприятиях учащиеся проходили технологическую и преддипломную практику[4].

С 2001 года коллектив Ртищевского техникума железнодорожного транспорта возглавляет Сергей Алексеевич Манаенков. За это время в техникуме введён в эксплуатацию корпус учебно-производственных мастерских, где оборудованы токарный, слесарный, сварочный цеха; произведён ремонт учебных аудиторий, здания учебного корпуса, спортивного и актового залов, общежития, столовой[3].

В техникуме была открыта специальность «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)». Одним из важнейших направлений работы по обеспечению потребностей предприятий Юго-Восточной железной дороги квалифицированными кадрами стала организация работы курсов подготовки кадров массовых профессий на договорной основе[3]. В 2003/04 учебном году началась подготовка специалистов по специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»[10].

Учебный кабинет РТЖТ.jpg Кабина ЧС-4 РТЖТ.jpg РТЖТ Учебный полигон.jpg
Учебный кабинет РТЖТ Кабина электровоза ЧС4-223 на территории РТЖТ Учебный полигон РТЖТ

В 2005 году техникум был преобразован в Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования. В 2005/06 учебном году на бюджетной основе обучалось 115 человек, на коммерческой — 100[11].

2009—2015 годы. РТЖТ — Филиал СамГУПС

Ртищевская артимарка, посвящённая 45-летию Ртищевского техникума железнодорожного транспорта (2014)

Весной 2009 года Ртищевский техникум железнодорожного транспорта получил статус филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет путей сообщения»[12].

Учебно-материальная база техникума состояла из 32 учебных кабинетов и лаборатории, 5 компьютерных кабинетов-лабораторий для занятий по общеобразовательным и специальным дисциплинам. Библиотечный фонд техникума насчитывал свыше 34 673 экземпляров научной, учебной, методической и художественной литературы[3].

В соответствии с приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 2 июня 2011 года № 253 техникум был переименован в Ртищевский техникум железнодорожного транспорта — филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет путей сообщения»[13].

С 2015 года. Филиал СамГУПС в Ртищево

В соответствии с приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 17 декабря 2015 года № 572 Ртищевский техникум железнодорожного транспорта — филиал СамГУПС был реорганизован путём присоединения к университету в качестве обособленного структурного подразделения и переименован в филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» в г. Ртищево[13].

В 2017 году филиалу СамГУПС в г. Ртищево передали помещение бывшего Ртищевского филиала МИИТ[14].

Деятельность

Филиал СамГУПС в г. Ртищево ведёт подготовку студентов по следующим специальностям[12][15][16]:

Код и наименование специальности Получаемая квалификация Дополнительные рабочие профессии Форма обучения Нормативный срок обучения
08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство техник бригадир пути (освобождённый) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений;
монтёр пути 2 разряда;
монтёр пути 3 разряда;
сигналист (при производстве путевых работ);
дежурный по переезду
очная форма 3 г. 10 мес. — на базе основного общего образования;
2 г. 10 мес. — на базе среднего общего образования
заочная форма 3 г. 10 мес. — на базе среднего общего образования
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) техник дежурный стрелочного поста;
оператор поста централизации;
оператор сортировочной горки;
оператор станционного технологического центра;
приёмосдатчик груза и багажа;
регулировщик скорости движения вагонов;
составитель поездов
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог техник слесарь по ремонту подвижного состава;
помощник машиниста тепловоза;
помощник машиниста электровоза
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) бухгалтер кассир очная форма 2 г. 10 мес. — на базе основного общего образования;

Руководство

ФИО Портрет Срок полномочий Биографическая справка
Филиал СМТ МПС
Николай Андреевич Корнилаев Boss-icon.png
1962—1963
Филиал СТЖТ
Пётр Владимирович Поликарпов ПоликарповП.В.jpg
(род. 11.07.1932)
1 июля 1963—1966 См. основную статью
К. С. Моисеева Crystal Clear kdm user female vcentered.png
РТЖТ
Лев Борисович Ананьев Boss-icon.png
1969—1971
Василий Константинович Матасов Boss-icon.png
3 сентября 1971 — ноябрь 1988
Геннадий Николаевич Лукин Boss-icon.png
1 декабря 1988 — 31 декабря 2000 Знак «Почётному железнодорожнику»[4]
Сергей Алексеевич Манаенков Манаенков С.А.jpg
(род. 19.05.1971)
1 января 2001—2009
Филиал СамГУПС
(род. 19.05.1971)
с 28 января 2009[17] Знак «За заслуги перед Юго-Восточной железной дорогой» 2-й степени (2009)[12]

Некоторые выпускники техникума

  • Болоболин, Сергей Петрович — генеральный директор Государственной администрации железнодорожного транспорта «Укрзалізниця» в 2013—2014 годах
  • Гарин, Андрей Николаевич — руководитель Ртищевского филиала ДОРПРОФЖЕЛ на Юго-Восточной железной дороге
  • Гришанцев, Сергей Васильевич — начальник эксплуатационного локомотивного депо Ртищево-Восточное
  • Евдокимов, Виктор Васильевич — начальник Ртищевского отделения ЮВЖД
  • Какушкин Ю. Н. — заместитель начальника Ртищевского отделения ЮВЖД
  • Коновалов, Андрей Николаевич — заместитель начальника эксплуатационного локомотивного депо Ртищево-Восточное

Адреса

Примечания

  1. Ныне в этом здании располагается Детская школа искусств имени В. В. Толкуновой.

Источники

  1. 1,0 1,1 1,2 Горовой В. Техникум в Ртищеве // Коммунист. — 26 сентября 1962
  2. 2,0 2,1 2,2 Ахлынов Г. Большая тяга к знаниям // Путь Ленина. — 7 декабря 1962
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 Историческая справка // Официальный сайт РТЖТ — филиал СамГУПС (Архивная копия от 20.03.2015)
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 4,13 Дмитриева Г. Техникуму железнодорожного транспорта — 25 лет // Перекрёсток России. — 28 марта 1995. — С. 2—3
  5. 5,0 5,1 5,2 Ананьев Л. Поступайте учиться в железнодорожный техникум // Путь Ленина. — 10 июня 1970. — С. 4
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 6,8 6,9 Дмитриева Г. Техникуму — 20 лет // Путь Ленина. — 8 декабря 1989. — С. 2
  7. Юрьева Т. Время торопит // Путь Ленина. — 14 июля 1987. — С. 2
  8. Блохин Н. Подарок строителей // Путь Ленина. — 4 сентября 1987. — С. 1
  9. 9,0 9,1 [Объявление] // Путь Ленина. — 19 декабря 1987. — С. 4
  10. В машинисты я пойду // Город в час пик. — 6 августа 2003. — С. 1
  11. Дмитриева Г. Короткой строкой // Перекрёсток России. — 9 сентября 2005. — С. 1
  12. 12,0 12,1 12,2 1 сентября студенты и преподаватели Ртищевского техникума железнодорожного транспорта отметили не только День знаний, но и день рождения своего учебного заведения — его 40-летний юбилей // Пресс-центр Юго-Восточной железной дороги. — 3 сентября 2009 (Архивировано из первоисточника 27.09.2015).
  13. 13,0 13,1 Положение о филиале федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» в г. Ртищево от 27 января 2016 года
  14. Информация предоставлена Татьяной Львовной Хадиевой
  15. Абитуриентам // официальный сайт Филиала СамГУПС в г. Ртищево (Архивная копия от 26.03.2016)
  16. Образование // Официальный сайт Самарского государственного университета путей сообщения. Филиал в г. Ртищево (Архивировано из первоисточника 22.11.2018).
  17. Приказ СамГУПС «О назначении на должность» от 28 января 2009 № 52