Ртищев, Василий Михайлович

Василий Михайлович Ртищев
Василий Михайлович Ртищев
Василий Михайлович Ртищев
Герб Ртищевых
 
Рождение: ок. 1683
неизвестно
Смерть: после 1743
неизвестно
Род: Ртищевы
 
Военная служба
Годы службы: 1698—1742
Род войск: кавалерия
Звание: генерал-майор
Должность: обер-штер-кригс-комиссар
Сражения: Северная война
Русско-турецкая война 1735—1739
 
Семья
Отец: Михаил Фёдорович
Мать: Прасковья Семёновна (ур. Васильчикова)
Супруга: Пелагея Григорьевна (ур. Волконская)
Дети: три сына: Николай, Михаил и Фёдор; дочь — Мария

Василий Михайлович Ртищев (ок. 1683 — после 1743) — русский военный чиновник, обер-штер-кригс-комиссар (1738), генерал-майор (1742). Крупный землевладелец, вероятный основатель и первый владелец села Ртищево.

Биография

Василий Ртищев родился около 1683 года. Его отец Михаил Фёдорович Ртищев (1662 — ок. 1720) был комнатным и ближним стольником и судьёй Расправной Палаты при Сенате. Мать — дочь стряпчего Прасковья Семёновна ур. Васильчикова. Так же Василий Ртищев приходился внучатым племянником «милостиваго мужа» Фёдора Михайловича Ртищева.

Близость отца ко двору позволила Василию Ртищеву начать придворную службу прямо с должности комнатного стольника царя Иоанна Алексеевича ещё в 1693 году. Через год после смерти Иоанна 29 января 1696 года, Ртищев был пожалован в комнатные стольники к Петру I. С 1698 года Василий Ртищев начал военную службу, он был приписан сержантом к Семёновскому полку.

В 1702 году отец отправил Василия Ртищева на учёбу в Европу. Вернувшись домой в 1704 году, Ртищев получил чин капитана и был назначен адъютантом сначала к генералу К. Э. Ренне, а затем к графу Гессен-Дармштадтскому.

30 января 1707 года В. М. Ртищеву был впервые назначен поместный оклад в размере 650 четвертей, при жаловании в 40 рублей в год. В 1708 году Ртищев был произведён в майоры. В том же году он был определён в генерал-адъютантом к князю А. Д. Меньшикову и зачислен в конный «шквадрон». Ртищев участвовал в ряде походов, в частности, в Лифляндии и в Польше; был ранен.

7 марта 1721 года В. М. Ртищев был переведён в Кроншлотский драгунский полк. На коронацию императрицы Екатерины I Ртищев был взят вице-капралом в кавалергарды. В 1725 году он был произведён в полковники с переводом из Кроншлотского в Архангелогородский драгунский полк.

3 июня 1726 года Василий Михайлович Ртищев был назначен комендантом в Нежин, а 20 мая 1727 года указом Верховного Тайного Совета отозван в Санкт-Петербург и переведён в Петербургский драгунский полк.

30 августа 1730 года Высочайше утверждённым докладом Сената В. М. Ртищев был назначен обер-кригс-комиссаром при армии. В 1738 году он был повышен в обер-штер-кригс-комиссары.

В конце 1741 года В. М. Ртищев был назначен присутствовать в Московской военной конторе, а в следующем году состоял при вновь учреждённом Главном комиссариате.

25 июня 1742 года Василий Михайлович Ртищев получил отставку с чином генерал-майора, по болезни. Последние упоминания о нём в бумагах семейного архива относятся к 1744 году.

Семья

В 1710 году Василий Ртищев обвенчался с дочерью князя Григория Ивановича Волконского Пелагеей. В браке родилось четверо детей: трое сыновей — Николай, Михаил и Фёдор, и дочь — Мария, которую Ртищев выдал замуж за известного мореплавателя капитан-командора Алексея Ивановича Скуратова.

Хозяйственная деятельность

Василий Михайлович Ртищев был весьма крупным и успешным землевладельцем своего времени. Уже в 1696 году отец передал ему некоторые Лихвинские и другие поместья. В 1710 году Ртищев получил в приданное от тестя Г. И. Волконского в Суздальском уезде, а в последствие село Карцево с деревней Житцевой в Козельском уезде. В том же году в одну из своих Козельских вотчин — Антоньево — он прислал добровольно поступивших к нему в Польше в крестьяне поляков из разорённой шведами Сапегинской местности близ местечка Невли. В 1722—1724 годах он скупил много земель в Ефремовском уезде при селе Нижних-Гольских или Евегани (в последствии Ртищево). В 1736 году за ним числились до 2500 душ крестьян.

Василий Михайлович Ртищев, по всей видимости, является основателем и первым владельцем сельца Альшанки, которое в последствии стало именоваться селом Покровским и Ртищево.

5 февраля 1743 года В. М. Ртищев разделил свои имения между тремя сыновьями, при этом сельцо Альшанка досталось Фёдору Васильевичу Ртищеву.

В. М. Ртищев имел несколько домов в Москве: в Земляном Городе, в приходе церкви великомученика Власия, на Старой Конюшенной улице и в приходе Григория Неокесарийского, а также дом в Санкт-Петербурге.

Занимался Василий Ртищев и строительством церквей. Так в 1710 году в селе Старо-Никольском, московском родовом имении Ртищевых, была освящена выстроенная на его средства каменная церковь. А в 1736 году он построил новую деревянную церковь в Алаторской своей вотчине — селе Архангельском-Погибелке (Новый Починок).

См. также

Литература

  • Русский биографический словарь: Т. 17. Романова—Рясовский / Русское историческое общество: [под ред. Б. Л. Модзалевского]. Петроград: тип. Акц. О-ва «Кадима», 1918. — С. 326—328