Руничи

Руничи
Губернии, в РК которых внесён род:

Воронежская, Московская, Саратовская и Смоленская губернии

Часть родословной книги:

III

Родоначальник:

Степан Рунич

Место происхождения:

Угорская Русь

Подданство:

Российская империя

Имения:

д. Софьино (Софьинка)
с-цо Шуклино

Ру́ничи — российский дворянский род.

Происхождение рода

Пётр Степанович Рунич
Портрет работы В. Боровиковского

Предки рода Руничей, сербы по национальности, происходили из Угорской Руси (Закарпатской Украины), находившейся под властью Венгрии. В 1750-х годах, вследствие происков усилившейся при дворе Марии Терезии венгерской партии, всеми силами теснившей сербов, Руничи, в составе команды генерала Ивана Георгиевича Шевича (старшего), покинули родину и выехали в Россию. В 1752 году Руничи, вместе со всеми новоприбывшими, были приведены к присяге в Москве. Именным указом Елизаветы Петровны от 21 октября 1753 года солдаты и офицеры команды Шевича конфирмовались для поступления на русскую службу. Переселенцам была отведена земля по правому берегу Северного Донца между Луганью и Бахмутом, получившая название Славяно-Сербии.

Руничи принадлежали к третьему разряду дворянства, так называемому «осьмиклассному», заслужив своё звание на гражданской службе. Известны несколько представителей этого рода, сделавших карьеру во времена Екатерины Великой и Павла I. Наиболее известен сенатор, тайный советник Павел Степанович Рунич (1750—1825) — воспитанник сухопутного шляхетского корпуса. Павел I отличал его своим особым доверием. Павел Степанович сопровождал арестованного Емельяна Пугачёва до Москвы и собирал материалы о его бунте со слов очевидцев. Был губернатором Владимирской (1797—1802) и Вятской (1802—1804) губерний.

Его сын Дмитрий Павлович (1778—1860) был попечителем Петербургского учебного округа (1821—1826). Известен как один из главных возбудителей и деятелей суда над несколькими профессорами Петербургского университета, обвинявшихся в 1821 году в религиозном и политическом «вольнодумстве».

Род Руничей внесён в III часть родословных книг Воронежской, Московской, Саратовской и Смоленской губерний.

Связь рода с Ртищевским краем

Руничи являлись совладельцами двух населённых пунктов на территории нынешнего Ртищевского района — деревни Софьинки (Софьино) и сельца Шуклино (ныне заречная часть села Шило-Голицыно). В качестве владельцев Шуклино Руничи упоминаются, в частности, в записке канцелярии Саратовского губернатора о волнениях крестьян в связи с объявлением манифеста 19 февраля 1861 года.

На 1801 год совладельцем сельца Софьино был штабс-ротмистр Александр Николаевич Рунич (ум. после 1884). В его собственности находился участок площадью 722 казённые десятины 200 квадратных саженей (789,03 га). На 1880 год отставной ротмистр А. Н. Рунич являлся одним из директоров Сердобского уездного отделения Саратовского губернского попечительного о тюрьмах комитета, почётным мировым судьёй по Сердобскому судебному мировому округу, членом Сердобского уездного училищного совета и гласным от землевладельцев Сердобского уездного земского собрания.

Одним из совладельцев сельца Ильино (Шуклино) на 1906 год был дворянин Евгений Рунич. Ему принадлежал полевой участок площадью 560 казённых десятин 2380 саженей.

Название Рунич носил также до 1980 года небольшой посёлок, располагавшийся на юго-восточной окраине города Ртищево (ныне ртищевская улица Пригородная).

Литература

  • Адрес-календарь Саратовской губернии на 1884 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1883
  • История Саратовского края 1590—1917: Хрестоматия. — Второе изд., перераб. и доп. / под ред. В. А. Осипова, З. Е. Гусаковой, В. М. Гохлернер. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1983. — С. 80—81
  • Памятная книжка Саратовской губернии на 1880 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1880. — С. 335
  • Списки населённых мест Саратовской губернии. Сердобский уезд. — Саратов: Изд-во Оценочно-статистического отделения Саратовской губернской земской управы, 1912

Ссылки