Рябова улица

Улица Рябова
Начало улицы Рябова (2007)
Начало улицы Рябова (2007)
Упоминается с

1898

Прежние названия

Элеваторская, Большая Элеваторская, Старо-Элеваторская (до 1929)
Большая Элеваторская (до 1967)

Протяжённость

2,436 км

Начало

XXII Партсъезда улица

Конец

территория военного городка (улица Котовского)

Автобусные маршруты

4, 5, 7

Почтовые индексы

412031, 412032, 412034, 412035

Улица Ря́бова — магистральная улица районного значения, одна из старейших улиц залинейной части города Ртищево.

Расположение и общие сведения

Улица Рябова расположена в залинейной части города, проходит с востока на запад. Начинается от улицы XXII Партсъезда (в районе железнодорожного переезда) и проходит до территории военного городка Ртищевской авиационной базы (район КПП). Пересекается с Сердобским проездом. Справа на улицу выходят Вокзальный, Мостовой, Товарный, Ртищевский, Демьяна Бедного переулки, Парковская улица, переулок Максима Горького и улица Котовского; слева — пешеходный мост, проходящий через путевое развитие станции Ртищево-I.

Протяжённость улицы составляет около 2,5 км. С правой стороны улица оборудована тротуаром (не на всём протяжении). Нумерация начинается от улицы XXII Партсъезда, до дома № 82 она сплошная, так как на этом отрезке улица застроена только с правой стороны. Большая часть левой стороны улицы находится в полосе отчуждения железной дороги. Нечётная сторона начинается с дома № 85, чётная — с дома № 84. Застройка в основном малоэтажная («частный сектор»), лишь в начале улицы расположен пятиэтажный дом, а в конце — двухэтажный кирпичный дом, построенный в начале 1950-х годов для офицеров ртищевского военного гарнизона (ныне расселён).

Происхождение и история названий

Аншлаг с прежним названием улицы

Своё нынешнее название улица получила 26 октября 1967 года. В ознаменовании 50-летия Октябрьской революции ей присвоили имя ртищевского революционера, председателя Ртищевского ревкома и исполкома Ртищевского поселкового Совета РКиС депутатов Василия Федотовича Рябова (18861927). Это первая улица в городе, названная в честь местного деятеля.

Улица Рябова разделена отрогами оврага Красная глинка на три неравные части. Каждая из этих частей изначально имела своё название: до первого отрога оврага — Элеваторская (дома № 1—19), между отрогами — Большая Элеваторская (дома № 22—50) и, самая протяжённая часть, после второго отрога — Старо-Элеваторская[1]. При этом нумерация домов всех трёх частей улицы была единая, сквозная. Части получили своё название за близкое местоположение от первого ртищевского элеватора, который в конце XIX века был построен в районе Старо-Элеваторской улицы.

В августе 1929 года все части улицы получили единое название — Большая Элеваторская улица, просуществовавшее до 1967 года.

История

Одна из старейших и самая протяжённая улица залинейной части города. Начала интенсивно застраиваться в конце XIX века, практически одновременно с Железнодорожной улицей, на землях, арендованных у крестьян 1-го (дома № 98—107) и 2-го Ртищевских обществ (до дома № 67) села Ртищево. Впервые упоминается в документах в 1898 году. Бо́льшая часть улицы, протянувшаяся до путепровода, построенного в 1914 году, сформировалась ещё до 1917 года. Основная масса домов за путепроводом строилась в 1920-х — 1930-х годах. В 1930 году в конце нечётной стороны улицы НГЧ-8 (Дистанция гражданских сооружений) были построены два двухэтажных деревянных дома барачного типа (№ 169 и 171), которые снесли только в мае 2005 года.

5 декабря 1935 года Пленум Ртищевского Горсовета утвердил место постройки бани по Большой Элеваторской улице на месте дома № 1. В июне 1938 года городскую баню сдали в эксплуатацию.

На 31 августа 1938 года в 154 домовладениях и двух общественных домах (№ 223 и 224), расположенных на Большой Элеваторской улице, проживали 1098 человек.

Рябова 169.jpg Рябова 174.jpg Дом связи Рябова.jpg
Разбор дома № 169 (2005) Бывший «офицерский» дом на улице Рябова, 174 Недостроенный Дом связи (2004)

До начала 1940-х на улице находилась база «Текстильсбыта» Народного комиссариата лёгкой промышленности СССР, помещение которой в 1943 году было передано Райпищекомбинату для организации предприятия.

Долгое время по адресу Большая Элеваторская № 26а располагался детский приют. В середине 1930-х здание бывшего приюта передали под детский приёмник-распределитель РО УНКВД (УВД), который просуществовал до конца 1950-х годов. В 1962 году здание отнесли к Вокзальному переулку (дом № 2), ныне в нём жилой дом.

В конце 1952 года в конце Большой Элеваторской улицы был отведён земельный участок под строительство 12-тиквартирного жилого двухэтажного дома в районе размещения автороты в/ч 06807. Дом (№ 174), квартиры в котором получили семьи офицеров ртищевского военного гарнизона, был сдан в эксплуатацию в 1954 году. Он стал первым жилым домом на территории строящегося военного городка.

В конце 1980-х годов в начале улицы Рябова началось строительство здания Дома связи Ртищевской дистанция сигнализации и связи. Строилось оно более десяти лет, однако достроено так и не было и в конце 2004 года пошло на слом. Ныне на этом месте расположено кафе «Афина».

Первый ртищевский элеватор

Для улучшения хлебных перевозок на станциях Рязано-Уральской железной дороги была создана сеть элеваторов. Первый ртищевский элеватор с керосиновым двигателем вместимостью в 100 тысяч пудов был построен в районе Старо-Элеваторской улицы в конце XIX века. До 1917 года его владельцем был хлебный перекупщик Громадский. После 1917 года был создан Ртищевский укрупнённый пункт Заготзерно. К началу 1950-х годов хлебоприёмный пункт уже был не в состоянии справиться со складированием зерна по культурам, сортам и типам. Поэтому в Ртищево остро встал вопрос о строительстве нового элеватора. Ещё в 1953 году Саратовское областное управление хлебопродуктов приняло решение о проведении в Ртищево изыскательных работ для строительства элеватора. Однако в связи с переходом Ртищевского района в Балашовскую область эти работы так и не начались. Новое решение о начале проведения изыскательных работ по строительству элеватора в городе Ртищево было принято в 1960 году. В начале 1960-х годов новый элеватор построили на улице Крылова. В помещениях старого элеватора одно время располагались склады Горторга и контора Гутапсбыта. Ныне территория бывшего элеватора застроена жилыми домами.

Примечательные здания и сооружения

Ртищевский отряд ведомственной охраны (2008)

В доме № 28 по улице Рябова ныне располагается Ртищевский отряд ведомственной охраны — структурное подразделение филиала ФГП ВО ЖДТ РФ на Юго-Восточной железной дороге. Ртищевский отряд был создан в 1992 году для обеспечения безопасности движения и сохранности перевозимых грузов и имущества.

Есть предположение, что это здание было построено в 1905 году специально для Ртищевской двухклассной женской церковно-приходской школы, которая позднее была преобразована в начальную школу № 3. Школа, ставшая в августе 1934 года филиалом Городской средней школы (ныне МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9»), а в июле 1955 года филиалом школы № 85 (ныне МОУ «СОШ № 7»), размещалась здесь до конца 1970 года. Затем до 1982 года в этом здании находилась санитарно-эпидемиологическая служба.

В начале 2010-х годов здание было отделано сайдингом и потеряло свой исторический облик.

Организации, расположенные на улице

  • № 2 (первый этаж) — сетевой магазин «Гроздь» № 203 — открылся 26 июня 2009 года[2], ранее магазин «№ 23» Отдела рабочего снабжения
  • № 2б — кафе «Афина»
  • № 28 — Ртищевский отряд ведомственной охраны — структурное подразделение филиала ФГП ВО ЖДТ РФ на Юго-Восточной железной дороге
  • № 173 — Кафе «Багира»

Транспорт

По улице проходят автобусные маршруты № 4, 5 и 7.

Примечания

  1. Согласно дипломной работе Н. А. Мавринской «История Ртищева в названиях улиц» (Саратов, 1989), в ртищевских говорах модель с суффиксом -СК- употребляется несколько шире общеязыковой нормы, так как от слов типа элеватор образуется прилагательное с суффиксом -Н- — элеваторная /-ый, -ое/.
  2. Сеть магазинов «Гроздь»

См. также

Источники

  • Архив Ртищевского отделения Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ»
  • Архив Ртищевского горрайисполкома:
    • План районирования гор. Ртищево для проведения переписи населения в 1939 году
    • Ф. 29, Оп. 1, Ед. хр. 2. Протокол № 52 заседания Президиума Ртищевского Райисполкома от 2 апреля 1936 — С. 128
    • Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 6. Протокол № 6 заседания Пленума Ртищевского Горсовета от 17 октября 1936 г. — С. 3
    • Ф. 29, Оп. 1, Ед. хр. 39. Протокол № 7 заседания Президиума Ртищевского Райисполкома от 15 марта 1943 — С. 78
  • Васильев Л. Ртищево накануне революции // Путь Ленина. — 5 августа 1987
  • Власова О., Захарченко Д. Патруль на железной дороге // Перекрёсток России. — 7 декабря 2004
  • Галков В., директор хлебоприёмного пункта Построить в Ртищево элеватор // Путь Ленина. — 19 сентября 1958
  • Иванов А. В описании России // Путь Ленина. — 13 апреля 1991
  • Ртищево. Путеводитель карта и подробная информация о городе. — М.: ЗАО «Новый Имидж», 2008
  • Сдобников А. Из «номерных» в «культурные» или третий этап переименования ртищевских улиц // Обозреватель. Регион.ru. — 6 декабря 2006
  • Сдобников А. История страны в названиях улиц. Переименования улиц в городе Ртищево. — Ртищево, 2016. — 25 с.
  • Сдобников А. Улицы Ртищева: четвёртый этап переименований // Обозреватель. Регион.ru. — 21 февраля 2007
  • Фотоновости // Перекрёсток России. — 2 июля 2004