Рябов, Василий Федотович

Василий Федотович Рябов
Василий Федотович Рябов
Emblem of the Russian SFSR (1918-1920).svg
Председатель исполкома Ртищевского поселкового Совета РКиС депутатов
1918 — 1920
Предшественник: Шапошников А. И.
Red flag.svg
Председатель Ртищевского ревкома
1917 — 1918
Предшественник: должность учреждена
 
Рождение: 1886(1886)
с. Берёзовка, Тамбовская губерния, Российская империя
Смерть: 28 октября 1927(1927-10-28)
г. Ртищево, Сердобский уезд, Саратовская губерния, РСФСР, СССР
 
Военная служба
Годы службы: 1915—1917
Звание: прапорщик
Сражения: Первая мировая война
 
Семья
Супруга: Зинаида Александровна

Василий Федотович Ря́бов (1886, с. Берёзовка Тамбовской губ. — 28 октября 1927, Ртищево) — первый председатель Ртищевского ревкома (19171918), председатель военного трибунала (1917) и Ртищевского поселкового исполкома Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (1918—1920). Член ВКП(б) (с 1917).

Биография

Прапорщик В. Ф. Рябов (1916)
Членский билет делегата 9-го съезда РКП(б) В. Ф. Рябова

Василий Рябов родился в 1886 году в селе Берёзовке Тамбовской губернии, в семье крестьянина. В 1905 году В. Рябов, будучи студентом Тамбовской учительской семинарии, принял участие в первой русской революции, за что был сослан на четыре года на север Архангельской губернии. С 1906 года он являлся членом социал-демократической организации.

По отбытии срока ссылки в 1909 году местом жительства В. Ф. Рябову был определён посёлок Ртищево. Здесь он работал учителем в посельской церковно-приходской школе при Никольской церкви. Был отмечен в отчёте за 1912/13 учебный год уездного наблюдателя за ревностное отношение к учебной деятельности[1] и в отчёте о состоянии церковных школ Саратовской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1913—1914 учебный год как один из лучших деятелей церковной школы[2].

В 1915 году Рябов был призван в армию по мобилизации, окончил школу прапорщиков. До октября 1917 года воевал на Западном фронте.

10 октября 1917 года в чине прапорщика В. Ф. Рябов вернулся в Ртищево. Вскоре после приезда, Рябов был кооптирован в Ртищевский Совет. 26—27 октября (8—9 ноября) того же года был создан оперативный орган Ртищевского Совета — Ртищевский революционный комитет, председателем которого избрали Василия Федотовича. Также Рябов являлся председателем ртищевского военного трибунала, организованного в конце 1917 года. В конце января 1918 года он был избран председателем исполкома Ртищевского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Под руководством Рябова в Ртищево был создан отряд Красной гвардии и партизан, который в 1918—1919 годах принимал активное участие в подавлении контрреволюционного восстания в Саратове, в разгроме чехословацкого мятежа на линии Ртищево—Пенза. В. Ф. Рябов участвовал в боях против деникинцев на балашовском направлении, где получил пулевое ранение в руку.

Рябов был делегатом III и IV Всероссийских съездов Советов, в конце марта — начале апреля 1920 года делегатом IX съезда РКП(б).

В 1920 году, вернувшись на педагогическую работу, Василий Федотович организовал в Ртищево вечерние рабочие курсы (рабфак). В 19231924 годах на них обучалось 80 человек, главным образом, рабочих. Рябов читал на этих курсах лекции по общественно политическим наукам. Среди рабочих они получили название «рябовские курсы». По инициативе Рябова в Ртищево была открыта городская библиотека, которая расположилась в здании закрытой Александро-Невской церкви.

Ветераны Гражданской войны у могилы В. Ф. Рябова (1965)

Саратовским губернским отделом народного образования и Отделом просвещения Рязано-Уральской железной дороги В. Ф. Рябов был выдвинут на должность районного инспектора Соцвоса отдела просвещения Рязано-Уральской железной дороги.

Умер Василий Федотович Рябов 28 октября 1927 года от внезапной остановки сердца; был похоронен на первом городском кладбище (ликвидировано в 1930-е годы).

Награды и звания

По ходатайству Учкома союза Рабпрос в 1930 году В. Ф. Рябову было присвоено посмертно звание Героя Труда.

Память

Могила В. Ф. Рябова на площади Дворца культуры
ВООПИК.png Объект культурного наследия Саратовской области № 6400263000

См. также

Источники

  1. Саратовские епархиальные ведомости. — 1914. — 15 июня. — № 12. - С. 16
  2. Саратовские епархиальные ведомости. — 1915. — 1 декабря. — № 34. — С. 1437
  • Пламенному борцу революции // Путь Ленина. — 1 августа 1981
  • Прокофьев Л. Жизнь, отданная людям // Путь Ленина. — 10 ноября 1965
  • Сдобников А. Улицы Ртищева: четвёртый этап переименований // Обозреватель. Регион.ru. — 21 февраля 2007
  • Тусеев А. Герой труда // Путь Ленина. — 7 ноября 1971
  • Тусеев А. Октябрьская революция в Ртищеве // Путь Ленина. — 11 октября 1957
  • Тусеев А. Первый председатель большевистского Совета // Путь Ленина. — 4 ноября 1967