Рябов, Василий Федотович

Василий Федотович Рябов
Рябов В.Ф.jpg
Председатель исполкома Ртищевского поселкового Совета РКиС депутатов
(1918—1920)
Предшественник

Шапошников А. И.

Председатель Ртищевского ревкома
(19171918)
Предшественник

должность учреждена

Дата рождения

1886(1886)

Место рождения

с. Берёзовка, Тамбовская губерния, Российская империя

Дата смерти

28 октября 1927

Место смерти

Ртищево, Сердобский уезд, Саратовская губерния, РСФСР, СССР

Военная служба
Годы службы

1915—1917

Звание

прапорщик

Сражения/войны

Первая мировая война

Семья
Супруга

Зинаида Александровна

Василий Федотович Ря́бов (1886, с. Берёзовка Тамбовской губ. — 28 октября 1927, Ртищево) — первый председатель Ртищевского ревкома (19171918), председатель военного трибунала (1917) и Ртищевского поселкового исполкома Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (1918—1920). Член ВКП(б) (с 1917).

Биография

Прапорщик В. Ф. Рябов (1916)
Членский билет делегата 9-го съезда РКП(б) В. Ф. Рябова

Василий Рябов родился в 1886 году в селе Берёзовке Тамбовской губернии, в семье крестьянина. В 1905 году В. Рябов, будучи студентом Тамбовской учительской семинарии, принял участие в первой русской революции, за что был сослан на четыре года на север Архангельской губернии. С 1906 года он являлся членом социал-демократической организации.

По отбытии срока ссылки в 1909 году местом жительства В. Ф. Рябову был определён посёлок Ртищево. Здесь он работал учителем в посельской церковно-приходской школе при Никольской церкви. Был отмечен в отчёте за 1912/13 учебный год уездного наблюдателя за ревностное отношение к учебной деятельности[1] и в отчёте о состоянии церковных школ Саратовской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1913—1914 учебный год как один из лучших деятелей церковной школы[2].

В 1915 году Рябов был призван в армию по мобилизации, окончил школу прапорщиков. До октября 1917 года воевал на Западном фронте.

10 октября 1917 года в чине прапорщика В. Ф. Рябов вернулся в Ртищево. Вскоре после приезда, Рябов был кооптирован в Ртищевский Совет. 26—27 октября (8—9 ноября) того же года был создан оперативный орган Ртищевского Совета — Ртищевский революционный комитет, председателем которого избрали Василия Федотовича. Также Рябов являлся председателем ртищевского военного трибунала, организованного в конце 1917 года. В конце января 1918 года он был избран председателем исполкома Ртищевского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Под руководством Рябова в Ртищево был создан отряд Красной гвардии и партизан, который в 1918—1919 годах принимал активное участие в подавлении контрреволюционного восстания в Саратове, в разгроме чехословацкого мятежа на линии Ртищево—Пенза. В. Ф. Рябов участвовал в боях против деникинцев на балашовском направлении, где получил пулевое ранение в руку.

Рябов был делегатом III и IV Всероссийских съездов Советов, в конце марта — начале апреля 1920 года делегатом IX съезда РКП(б).

В 1920 году, вернувшись на педагогическую работу, Василий Федотович организовал в Ртищево вечерние рабочие курсы (рабфак). В 19231924 годах на них обучалось 80 человек, главным образом, рабочих. Рябов читал на этих курсах лекции по общественно политическим наукам. Среди рабочих они получили название «рябовские курсы». По инициативе Рябова в Ртищево была открыта городская библиотека, которая расположилась в здании закрытой Александро-Невской церкви.

Ветераны Гражданской войны у могилы В. Ф. Рябова (1965)

Саратовским губернским отделом народного образования и Отделом просвещения Рязано-Уральской железной дороги В. Ф. Рябов был выдвинут на должность районного инспектора Соцвоса отдела просвещения Рязано-Уральской железной дороги.

Умер Василий Федотович Рябов 28 октября 1927 года от внезапной остановки сердца; был похоронен на первом городском кладбище (ликвидировано в 1930-е годы).

Награды и звания

По ходатайству Учкома союза Рабпрос в 1930 году В. Ф. Рябову было присвоено посмертно звание Героя Труда.

Память

Могила В. Ф. Рябова на площади Дворца культуры
ВООПИК.png Объект культурного наследия Саратовской области № 6400263000

См. также

Источники

  1. Саратовские епархиальные ведомости. — 1914. — 15 июня. — № 12. - С. 16
  2. Саратовские епархиальные ведомости. — 1915. — 1 декабря. — № 34. — С. 1437
  • Пламенному борцу революции // Путь Ленина. — 1 августа 1981
  • Прокофьев Л. Жизнь, отданная людям // Путь Ленина. — 10 ноября 1965
  • Сдобников А. Улицы Ртищева: четвёртый этап переименований // Обозреватель. Регион.ru. — 21 февраля 2007
  • Тусеев А. Герой труда // Путь Ленина. — 7 ноября 1971
  • Тусеев А. Октябрьская революция в Ртищеве // Путь Ленина. — 11 октября 1957
  • Тусеев А. Первый председатель большевистского Совета // Путь Ленина. — 4 ноября 1967