Школа № 9

(перенаправлено с «СОШ № 9»)
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 9
МОУ «СОШ № 9» (2007)
МОУ «СОШ № 9» (2007)
Основана

1927

Прежние названия

Фабрично-заводская девятилетка (до 1934)
Средняя школа (до 1936)
Ртищевская средняя школа № 13 РУЖД (до 1939)
Школа № 20 Пензенской ЖД (до 1942)
Школа № 83 ЮВЖД (до 1958)
СОШ № 97 Приволжской ЖД (до 1985)
СОШ № 100 ЮВЖД (до 1997)

Директор

Любовь Владимировна Соловьёва

Тип

средняя общеобразовательная школа

Учеников

486 человек (на 2013/14 уч. год)

Адрес

Ртищево, ул. Железнодорожная, 66

Телефон

+7 (84540) 4-42-90

Официальный сайт

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» — среднее учебное заведение муниципального подчинения в городе Ртищево, основанное в 1927 году[1].

История

1927—1941

Здание бывшей начальной школы № 3 (2008)

Одноэтажное кирпичное здание новой школы — фабрично-заводской девятилетки (ФЗД) было построено в Ртищево в районе Саратовского тупика (ныне часть Железнодорожной улицы) в 1927 году — к десятой годовщине Октябрьской революции. Её директором с 1932 года был Фёдор Антонович Николаев. После установления в РСФСР в мае 1934 года общих типов общеобразовательных школ, ФЗД была преобразована в среднюю школу.

Решением Президиума Ртищевского горсовета от 25 августа 1934 года к средней школе была присоединена начальная школа № 3, находившаяся на Большой Элеваторской улице (ныне — улица Рябова). Это здание было неэлектрифицировано, что не могло не сказываться на качестве учебной работы. Поэтому в феврале 1936 года президиум Ртищевского горсовета поручил его председателю В. Н. Бурмистрову «…изыскать возможности к обеспечению электроосвещению 2-го здания средней школы»[2].

В 1935 году из-за большого количества учащихся в дополнение к двум существующим 8-м классам в школе были открыты ещё два 8-х класса.

2 июня 1936 года был издан приказ Наркома Путей Сообщения № 85/ц от о приёме школ, в которых обучались дети железнодорожников, в ведение Народного Комиссариата Путей Сообщения. В соответствии с этим решением постановлением Президиума Ртищевского райисполкома от 13 июня 1936 года средняя школа была передана в ведение железнодорожного транспорта. С этого времени школа стала называться Ртищевская средняя школа № 13 РУЖД. К 1938 году в школе работает 20 учителей. В школе 25 классов, их наполняемость составляет 35—43 человека.

В июне 1939 года, при переходе на Пензенскую железную дорогу, школа получила номер 20. В школе 22 класса, занятия проводятся в две смены: в первую смену занимаются 1, 3, 5, 6, 7 и 9 классы; во вторую — 2, 4, 8 и 10 классы. Первая смена начиналась в 7:30, вторая — в 13:20. После окончания занятий проводились беседы с учащимися; особое внимание обращалось «на недопущение дачи прозвищ, национальной вражды, сквернословия, курения».

В 1939 году большая группа учащихся школы стала участницей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве. За успехи в выращивании высоких урожаев на пришкольном участке 23 ученика были награждены медалями.

В школе работал ряд кружков: литературный, математический, драмкружок (руководитель Наталия Прокопьевна Цезарева), хоровой, фотокружок, радиокружок, оборонной работы (Ф. С. Митрохин), автомодельный (Полионов), политкружок (К. И. Мосолкова, оркестр (Петров), юннатов (Е. В. Шашкова) и Союз воинствующих безбожников (А. С. Адамова).

1941—1945

Выпуск 1941 года Средней школы № 20 Пензенской ЖД

После начала Великой Отечественной войны здание школы передали под эвакогоспиталь № 5133. С 19 июля 1941 года, согласно школьному приказу № 45, учащиеся школы № 20 занимались в здании школы № 21. Восьмой класс — в третью смену, остальные с пятый по десятый — в первую смену с 8 утра.

23 сентября 1941 года директор Ф. А. Николаев выбыл в РККА. Временное исполнение обязанностей директора было возложено на Пальчика.

С 12 ноября 1941 года началось сокращение классов, объединение их в один и передача школам № 22 и № 23. С учащимися проводились занятия по подготовке к противовоздушной обороне. 23 ноября был создан штаб самозащиты из учащихся 8—10 классов в составе пяти звеньев: пожарного, охраны порядка и наблюдения, аварийно-восстановительного, химического и медико-санитарного. Было введено преподавание медико-санитарного дела.

Так как эвакогоспиталь № 5133, размещённый в здании школы, был переполнен ранеными, которые поступали из-под Сталинграда, Москвы, Воронежа и других мест, а обслуживающего персонала не хватало, было решено девушек-старшеклассниц, вместо уроков по военной подготовке направляли помогать в этот госпиталь. Днём девушки работали, а вечером учились.

С 3 марта 1942 года школу возглавила В. А. Полякова. В июне того же года, после перехода на Юго-Восточную железную дорогу, школа получила номер 83. Во время летних каникул учащиеся школы вместе с учителями собирали лекарственные травы, а старшеклассники работали в колхозе «Красное знамя» (с. Нижнее Голицыно). Наполняемость классов в этом году была 25—29 человек.

1945—1969

Здание школы № 83 (1950-е)
Здание бывшей школы № 86 (конец 1960-х)

4 августа 1945 года директором школы была назначена Любовь Ивановна Ильина. 14 августа того же года, в связи с ликвидацией эвакогоспиталя № 5133, школе № 83 ЮВЖД вернули её здание. Численность учащихся на 1945/46 учебный год составила 666 человек. В 1949 году контингент учащихся — 769 человек, в 1951 году — 817 человек.

12 апреля 1946 года произошло закрепление за школами города районов обслуживания. Средняя школа № 83 обслуживала следующий район:

  • 8—10 классы — весь район школ № 86 и № 85.
  • 5—10 классы — д. Благодатка, с. Ртищево (вправо от сельсовета), совхоз «Темп».
  • 1—4 классы — ул. Б. Элеваторская (до № 47), М. Элеваторская (до № 56), Ильича (до № 40), Казачья (до № 32), Кирова (до № 18) и др. прилегающие к школе улицы.

4 октября 1946 года в закреплённые районы внесли изменения. Из прикреплённого района школы № 86 были выведены дома Сердобского тупика № 214, 215, 218, 244, бараки и Свеклопункт и введены в район деятельности школы № 83.

В сентябре 1951 года в день смотра юннатской работы 17 школьников были премированы за высокий урожай, полученный с пришкольного участка.

В 1953 году при школе с июня по август работал городской пионерский лагерь. Занятия проводились в две смены, среди предметов были психология и логика.

В июле 1955 года приказом № 426 отдела учебных заведений школе № 85 (ныне МОУ «СОШ № 7») был передан филиал школы № 83, располагавшийся на Большой Элеваторской улице (ныне улица Рябова). В сентябре того же года, на основании приказа № 155 от 1 сентября 1955 года, состоялось объединение школ № 83 и № 86. В школе насчитывалось 30 классов, занятия проводились в две смены: с 8:30 — первая смена, с 14:30 — вторая.

В декабре 1957 года завучем школы был назначен Михаил Филиппович Шуршалов. В том же году школа перешла на новый учебный план. Были введены факультативные занятия по автомобилю в 10 классе и обучение девочек кройке и шитью.

С 1 марта 1958 года школа перешла на Приволжскую железную дорогу, получив номер 97. В школе были организованы факультативные занятия по подготовке учащихся рабочим специальностям слесарей, химиков-лаборантов, водителей; работал кружок «Юный железнодорожник».

В начале 1960-х годов школу преобразовали в среднюю общеобразовательную трудовую политехническую школу с производственным обучением № 97.

В 1961 году в городе была организована школьная радиопередача, первыми дикторами которой стали учащиеся школы Людмила Галицкая и Владимир Менжерс.

В декабре 1967 года состоялся митинг, посвящённый открытию мемориальной доски на здании бывшей школы № 86 Герою Советского Союза, Народному Герою Югославии Борису Тихоновичу Калинкину (ныне утрачена).

1969—1997

Строительство школы № 97 (1969)
МОУ «СОШ № 9» (2007)

В конце мая 1969 года директором школы был назначен В. П. Шупик. В том же году было введено в строй новое здание школы, построенное рядом с деревянным двухэтажным зданием. Большой Золотой ключ вручил директору школы начальник СУ № 5, бывший ученик школы Г. В. Тимофеев.

В 1970 году в школе было 23 класса. С этого времени началось преподавание английского языка со второго класса за счёт родителей. В школе работали кружки «Юный киномеханик» и «Моделист».

В июле 1971 года директором школы назначили Нину Петровну Акинину. В том же году было закончено строительство теплицы на территории школы, заложен фруктовый сад.

20 сентября 1974 года решением бюро Ртищевского горкома ВЛКСМ комсомольской организации школы было присвоено имя Героя Советского Союза Б. Т. Калинкина. В апреле 1975 года в школе открылся Зал боевой и трудовой славы, признанный одним из лучших на Приволжской дороге.

В 1980 году в школе были открыты спецклассы по плаванию. Их вели опытные тренеры под руководством Л. Б. Давыдовой.

В сентябре 1985 года, после перехода на Юго-Восточную железную дорогу, школа получила номер 100. В 1986 году в школе был создан учительский хор, который занял первое место в городском смотре художественной самодеятельности.

В 1995 году средняя школа № 100 совместно с Поволжским филиалом Российской правовой академии Министерства юстиции проводила набор учащихся на 1995/1996 учебный год в 10 класс с углубленным изучением права.

с 1997

Фасадные таблички МОУ «СОШ № 9» и Ртищевского представительства СГА (2007)

В июле 1997 года Средняя общеобразовательная школа № 100 была передана из ведомства МПС Ртищевского отделения железной дороги в муниципальную собственность и получила номер 9. В 1999 году группа учащихся принимала участие в литературно-краеведческой конференции в городе Саратове и была награждена дипломами 1-й и 2-й степеней.

С 11 января 2001 года школу возглавляет Любовь Владимировна Соловьёва.

В августе 2002 года Саратовский филиал Современного гуманитарного института (г. Москва) открыл на базе СОШ № 9 представительство, преобразованное через год в Ртищевское представительство Современной Гуманитарной Академии (СГА). Студенты представительства СГА обучались на заочном отделении по специальностям: «Юриспруденция», «Экономика» и «Психология».

27 января 2015 года на здании школы были торжественно открыты мемориальные доски в память о Героях Советского Союза А. В. Дудакове, В. А. Михалёве и В. И. Климове. На торжественной церемонии присутствовали ученики, председатель районного Совета ветеранов М. Т. Сураченков, представители военкомата и ртищевского гарнизона, участники локальных войн в Афганистане и на Северном Кавказе. Право открыть мемориальные доски было предоставлено лучшим ученикам школы А. Потаповой, Н. Рейхерт, Н. Шарыченковой[3].

Спортивные достижения школы

В мае 1952 года команда школы № 83, под руководством учителя физкультуры Б. Ф. Астраханцева, заняла первое место и получила серебряный кубок в эстафете на приз газеты «Путь Ленина».

В июне 1960 года на дорожных спортивных соревнованиях физкультурный коллектив школы под руководством преподавателей физкультуры Б. Ф. Астраханцева и Т. П. Саламанова занял первое место и завоевал Переходящее Красное знамя.

В 1969 году команда хоккеистов старшей возрастной группы завоевала первое место и кубок «Золотая шайба», команда баскетболисток — первое место и кубок имени Б. Т. Калинкина, ученица 8 А класса Дурнова завоевала первое место в городе и по железной дороге в соревнованиях по шахматам.

В январе 1970 года команда школы заняла первое место в городских соревнованиях по хоккею. Капитаном команды был В. Лукьянов.

В январе 1974 года пионерская дружина школы была награждена двумя кубками: за первое место в соревнованиях по хоккею на приз «Золотая шайба» и «Весёлые старты».

В январе 1977 года на городских соревнованиях по хоккею на приз «Золотая шайба» школа завоевала первое место. Команда девочек взяла первое место в городских соревнованиях по баскетболу.

В сентябре 2000 года команда школы заняла первое место в городском празднике «Весёлые состязания на лесной поляне».

В мае 2001 года команда школы заняла второе место в городском конкурсе «Безопасное колесо» и первое место в легкоатлетической эстафете по улицам Ртищева, посвящённой Дню Победы; в сентябре второе место в соревнованиях по перетягиванию каната в зачёт Спартакиады среди допризывников, третье место в строевом смотре, третье место в соревнованиях по гиревому спорту.

В сентябре 2002 года команда школы заняла первое место в соревнованиях по лёгкой атлетике в эстафете.

Интернат № 20

С начала 1930 годов в ведомстве школы находился интернат для учащихся из семей железнодорожников, работающих на отдалённых участках линии. Интернат № 20 Ртищевского железнодорожного узла размещался в 11 небольших комнатах. Столовая использовалась как рабочая комната и как комната отдыха. Учились дети в основном в школе № 83.

Директора

ФИО Портрет Срок полномочий Биографическая справка
Фёдор Антонович Николаев Николаев Ф.А.jpg
(1894 — 09.1967)
1932 — 23 сентября 1941 См. основную статью
Пальчик(ова) Crystal Clear kdm user female vcentered.png
23 сентября 1941 — 3 марта 1942, и.о.
В. А. Полякова Crystal Clear kdm user female vcentered.png
3 марта 1942 — на июнь 1945
Любовь Ивановна Ильина ИльинаЛ.И.jpg
(1912—1989)
4 августа 1945 — 29 мая 1969 См. основную статью
В. П. Шупик Crystal Clear kdm user female vcentered.png
29 мая 1969 — июль 1971
Нина Петровна Акинина Акинина Н.П.jpg
(1971—2001)
июль 1971 — 11 января 2001 См. основную статью
Любовь Владимировна Соловьёва Соловьёва.jpg
(род. 16.09.1957)
с 11 января 2001 Окончила Пензенский государственный пединститут (1983). «Почётный работник общего образования РФ»[4]
Заведующие начальной школой № 3
Громова Crystal Clear kdm user female vcentered.png
на 1934

Известные выпускники

См. также

Примечания

  1. По данным официального сайта школы № 9 — в 1929 году.
  2. АРГРИ: Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 7. Протокол № 4 заседания Президиума Ртищевского горсовета Саратовского края от 16 февраля 1936 года. — С. 13—14
  3. Николаева Е. Чтим героев // Перекрёсток России. — 3 февраля 2015 (Архивировано из первоисточника 30.08.2015).
  4. Администрация школы. Официальный сайт МОУ «СОШ № 9»

Литература

  • Загарев В. В то далёкое время // Перекрёсток России. — 18 февраля 1992
  • Леонтьева В. В интернате № 20 // Путь Ленина. — 13 мая 1953
  • Объявление о наборе студентов в Саратовский филиал Современного гуманитарного института // Перекрёсток России. — 3 августа 2002
  • Объявление о наборе учащихся в класс с углубленным изучением права // Перекрёсток России. — 29 июня 1995
  • Перекрёсток России. — 7 ноября 1995
  • Путь Ленина. — 11 июня 1969
  • Путь Ленина. — 21 апреля 1974
  • Так было // Перекрёсток России. — 8 мая 1993

Источники

  • Архив Ртищевского горрайисполкома:
    • Ф. 29, Оп. 1, Ед. хр. 2. Протокол № 62 заседания Президиума Ртищевского Райисполкома от 13.06.36 — С. 291
    • Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 3. Протокол № — заседания Президиума Ртищевского горсовета от 25/VIII.34. — С. 29
    • Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 4. Протокол № 16 заседания Президиума Ртищевского горсовета Саратовского края от 14 сентября 1935 года. — С. 94 об.
  • Постановление администрации муниципального образования Ртищевского района от 26.06.97 № 511 «Об изменении нумерации школ города» // Перекрёсток России. — 24 июля 1997

Ссылки