Саратовский тупик

† Саратовский тупик
Дом № 2 на бывшей улице Саратовский тупик 1940 года постройки (ныне № 63 по улице Железнодорожной)
Упоминается с

1928

Упразднена

1968

Причина ликвидации

вошла в состав Железнодорожной улицы

Протяжённость

около 0,516 км

Саратовский тупик — упразднённая улица города Ртищево.

Расположение и общие сведения

Улица Саратовский тупик располагалась в районе Дворца культуры железнодорожников, проходила с запада на восток. Начиналась от железнодорожного переезда и заканчивалась у железнодорожной ветки Шуклино — Ртищево-II (с 1951 года — у окончания улицы 8-го Марта). Пересечений с другими улицами и примыканий не было.

Протяжённость улицы составляла 516 м. Нумерация была непоследовательная. Застройка смешанная — низковысотная и малоэтажная.

Происхождение названия

Своё название улица получила из-за расположенного рядом с ней отстойника (тупика) для пассажирских вагонов поездов саратовского направления.

История

Аншлаг со старым названием улицы, сохранившийся на одном из домов

Старейшим сооружением на этой улице была жилая казарма 1908 года постройки. В 1928 году на улице были построены одноэтажные деревянные, так называемые общественные дома, казарменно-барачного типа. Строительство продолжилось в 19361940 годах, здесь были сданы в эксплуатацию двухэтажные общественные дома. Последний двухэтажный дом в Саратовском тупике был построен в 1953 году (ныне — Железнодорожная улица, 88).

На улице располагались две школы: одноэтажное кирпичное здание фабрично-заводской девятилетки, преобразованной в дальнейшем в школу № 83 ЮВЖД (ныне МОУ «СОШ № 9»), которое было построено в 1927 году, и двухэтажное деревянное здание Фабрично-заводской семилетки (в дальнейшем школа № 86 ЮВЖД). Оба этих здания не сохранились. Также здесь находилось общежитие Железнодорожного училища № 3 (ныне в этом здании расположен Ртищевский районный суд).

На 31 августа 1938 года в 20 общественных домах, расположенных в Саратовском тупике, проживали 382 человека.

В 1968 году Саратовский тупик был включён в Железнодорожную улицу.

Саратовский тупик карта.jpg Школа № 83.jpg Школа86.jpg
Карта-схемы улицы Саратовский тупик на 1953 год Здание школы № 83 (1950-е) Здание бывшей школы № 86 ЮВЖД (конец 1960-х)

Литература

Источники

  • Архив Ртищевского отделения Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ»
  • Архив Ртищевского горрайисполкома:
    • План районирования гор. Ртищево для проведения переписи населения в 1939 году