Сердобский уезд

Сердобский уезд
Coat of Arms of Sedobsk (Penza oblast) (1781).png
Герб Сердобского уезда
Входил в

Саратовское наместничество (1780—1796)
Пензенскую губернию (1796—1797)
Саратовскую губернию (1797—1928)

Включал

35 волостей (1911)

Дата образования

7 ноября 1780

Дата упразднения

5 августа 1928

Административный центр

город Сердобск

Председатель уездного земского собрания

Пётр Фёдорович Ладыженский (1916)

Председатель уездной земской управы

Николай Алексеевич Богданов (1916)

Площадь

7 235 (1926) км²

Население

337 531 чел. (1926)

Saratov Serdobsk uezd.jpg
Карта Сердобского уезда Саратовской губернии (1903)

Сердобский уезд — административно-территориальная единица Саратовской губернии, существовавшая в 1780—1928 годах. Уездный город — Сердобск.

Физико-географическая характеристика

Уезд располагался в северо-западной части Саратовской губернии, граничил с Пензенской губернией. Площадь уезда составляла: в 1858 году — 810 389 десятин (8 849,45 км²), в 1889 году — 6478,9 верст², в 1897 году 6 477,4 верст² (6 910,09 км² — 1/9 часть Саратовской губернии), в 1926 году — 7 235 км².

Местность в основном холмистая, изрезанная оврагами и руслами речек. Незначительные холмы тянутся по правому берегу реки Хопёр. Сердобский уезд принадлежал к Донской водной системе с рекой Хопром и его притоками: Колышлем, Сердобой и Изнаиром (с левой стороны), Арчадой, Пяшой и Миткирем (с правой стороны) и множеством мелких ручьёв и речек, впадающих в Хопёр и его притоки. До начала XX века Хопёр был сплавной рекой (хлеб и лес). В уезде имелись небольшие озёра и болота. По Хопру, при впадении в него Сердобы находились значительные болотные трясины. Из озёр самые большие — Бабьих и Лебяжье.

На всей территории уезда доминировали чернозёмы типичные значительной мощности. По данным местного земского исследования (1886), пахотные земли по качеству почвы распределялись следующим образом: чернозём — 85 %, глинистые и суглинистые почвы — 4 1/2%, супеси — 4 1/2%, песчаные и каменистые почвы — 2 %, солонцеватые — 4 %. К 1858 году Сердобский уезд по количеству пахотных земель занимал третье место среди всех уездов губернии. Преобладающая подпочва — глина жёлтая и красная, реже серая, бурая и почти белая. Подпочвенная глина местами годится для выделки кирпича.

Леса занимали в уезде площадь в 654,27 км², в основном в его северной части. Преобладающие породы лиственные: берёза, осина, липа, дуб, клён, вяз; сосна — ближе к рекам на песчаных почвах. Обширные ещё в XVIII и в начале XIX веков прихопёрские леса, к XX веку сохранились только в некоторых частных владениях.

Климат умеренно континентальный. Средняя температура года +5° C, зимы — 9,92° C, весны +5,41° C, лета +19,41° C, осени +4,74° C.

История

Карта-схема Сердобского уезда и Ртищевского района

В начале XVIII века территория Сердобского уезда входила в состав трёх уездов: Пензенского (Завальный стан), Керенского (Подлесный стан) и Нижнеломовского (Завальный Хопёрский стан). Первые земельные отводы на территории будущего уезда начались в самом конце XVII века. До этого уезд представлял собой «дикое поле».

Сердобский уезд был образован Указом Екатерины II от 7 (18) ноября 1780 года в составе Саратовского наместничества (губернии). Центром уезда стало селение Большая Сердоба, преобразованное в уездный город Сердоб, позднее — Сердобск. Указом Павла I от 12 декабря 1796 года Саратовская губерния была упразднена. Сердобский уезд вошёл в Пензенскую губернию. 5 марта 1797 года Саратовская губерния была восстановлена. С 1797 по 24 мая 1803 года в состав Сердобского уезда входила часть упразднённого Балашовского уезда.

5 августа 1928 года Сердобский уезд был ликвидирован, его территория вошла в состав Екатериновского, Мало-Сердобинского районов Саратовского округа и Бековского, Колышлейского, Ртищевского, Сердобского, Тамалинского районов Балашовского округа.

Административное устройство

До 1917 года

Карта Сердобского уезда из Атласа Российской Империи (1800)
Карта Сердобского уезда из Географического атласа Российской Империи В. П. Пядышева (1820). Отмечены сёла Борки, Уварово и Третьяки (Шило-Голицыно)
Карта Сердобского уезда с делением на станы
Карта Сердобского уезда с волостным делением (1912)

На 1859—1860 годы Сердобский уезд состоял из 2 станов. Административным центром 1-го стана было село Беково, 2-го — село Камзолка (Рождественское)[1].

После проведения крестьянской реформы 1861 года в административно-территориальном делении Сердобского уезда произошли изменения. Станы были упразднены, а низовой административно-территориальной единицей в уезде стала волость. К 1880 году в уезде насчитывалось 39 волостей:

  • Нарышкинская
  • Никольская
  • Подъячевская
  • Пяшинская
  • Репьёвская
  • Рящинская
  • Сапожковская
  • Секретарская
  • Сердобско-пригородная
  • Сокольская

К 1884 году Тепловская волость была переименована в Камзольскую, а Сердобско-пригородная стала просто Сердобской. К 1890 году в Сердобском уезде упразднили три волости: Берёзовскую, Рящинскую (вошла в Дуровскую) и Уваро-Протасовскую (разделена между Голицынской и Малиновской). К 1893 году Нарышкинская волость была присоединена к Бековской (в 1898—1912 — Беково-Нарышкинская) волости. К 1895 году Давыдовская волость была переименована в Давыдовско-Голицынскую. К 1902 году Козьмодемьянскую волость переименовали в Курганскую.

По данным Всероссийской сельскохозяйственной и городской переписей 1917 года в Сердобском уезде числилось 35 волостей:

  • Альшанская
  • Байковская
  • Бакурская
  • Бековская
  • Борковская
  • Бутурлинская
  • Вертуновская
  • Владыкинская
  • Воронцовская
  • Голицынская
  • Голяевская
  • Давыдово-Голицынская
  • Дуровская
  • Еланская
  • Камзольская
  • Колемасская
  • Куракинская
  • Курганская
  • Малиновская
  • Мещерская
  • Никольская
  • Подъячевская
  • Пяшинская
  • Репьёвская
  • Сапожковская
  • Секретарская
  • Сердобская
  • Сокольская
  • Сосновская
  • Сущёвская
  • Трескинская
  • Урусовская
  • Хованская
  • Черкасская
  • Чубаровская

1917—1923 годы

После 1917 года самой низовой административно-территориальной единицей на территории сельской местности стали сельсоветы. В Сердобском уезде массовая организация сельсоветов была начата, скорее всего, после избрания на 2-м уездном крестьянском съезде 10 января 1918 года нового состава уездного исполкома, большинство мест в котором заняли большевики.

На основании декрета Совета Народных Комиссаров от 27 января 1918 года, разрешавшего местным советам изменять границы и создавать новые административные единицы из частей губерний уездов и волостей, в Сердобском уезде в течение 1918 года, путём выделения из существующих, были дополнительно образованы 8 новых волостей:

  • Нарышкинская — выделена из Бековской волости
  • Салтыковская — выделена из Байковской волости
  • Кипецкая — выделена из Борковской волости
  • Ртищевская — выделена из Голицынской волости
  • Рящинская — выделена из Дуровской волости
  • Ивановская — выделена из Никольской волости
  • Ново-Студеновская — выделена из Сердобской волости
  • Затолокинская — выделена из Хованской волости

В каждой новой волости создавались волостные советы и их исполнительные комитеты. В том же году Репьёвская волость была переименована в Константиновскую, а затем в Долгоруковскую с перенесением центра волости в с. Долгоруково.

Увеличение количества и дробление волостей привели к разрастанию волостного административного аппарата и создало необходимость сокращения их числа. В 1919 году был разработан проект, который сокращал количество волостей в уезде до 17, однако он не был осуществлён. К 1920 году в Сердобском уезде были упразднены все новые волости, образованные в 1918 году. Они включались в состав тех волостей, из которых были выделены. По данным демографической, профессиональной переписи 28 августа 1920 года в Сердобском уезде числилось 35 волостей. К апрелю 1921 года количество волостей в уезде увеличилось на одну — была восстановлена Ртищевская волость.

1923—1928 годы

В 1923 году, в соответствии с декретом ВЦИК от 12 ноября 1923 года и планом губернской административной комиссии, в Сердобском уезде произошло сокращение количества волостей за счёт их укрупнения, их количество сократилось до десяти. Укрупнение коснулось и сельсоветов.

Волости Сердобского уезда на 12 ноября 1923 года
  • Бековская
  • Бутурлинская
  • Дуровская
  • Мещерская
  • Пяшинская
  • Ртищевская

По постановлению Сердобского уездного исполкома от 14 октября 1926 года была ликвидирована Чубаровская волость. Таким образом, к моменту проведения Всесоюзной переписи населения 27—30 декабря 1926 года в Сердобском уезде насчитывалось 9 волостей, 167 сельсоветов, 652 населённых пунктов. Поскольку Чубаровская волость ликвидирована без разрешения президиума ВЦИК, то она была восстановлена и просуществовала до 19 марта 1928 года. Её территория была распределена между Бутурминской, Сердобской и Трескинской волостями.

Работа, проведённая по укрупнению волостей и сельсоветов, не решила однако всех задач экономического районирования. Результатом работы по изучению и разработке наиболее оптимальных вариантов административно-территориальных единиц было деление территории страны на области, округа и районы. Постановлениями ВЦИК от 23 июля 1928 года и Нижне-Волжского организационного комитета от 12 июля 1928 года устанавливались состав округов, районов и их центры по Нижне-Волжскому краю.

Руководство уезда

Сердобск. Здание уездного дворянского собрания
Сердобск. Здание земства

Уездные предводители дворянства

  • Шахматов, Александр Артамонович
  • Ознобишин, Нил Семёнович (1857—1859)
  • Акимов, Григорий Алексеевич (1863)
  • Устинов, Сергей Адрианович (1871—1879)
  • Диконский, Николай Кузьмич (1882)
  • Демидов, Георгий Евгеньевич (1887—1888)
  • Ознобишин, Владимир Нилович (1889—1890)
  • 1892 — вакансия
  • Сомов, Михаил Андреевич (1894)
  • Слепцов, Александр Александрович (1897—1902)
  • 1903 — вакансия
  • Лихачёв, Александр Никифорович (1906)
  • Ладыженский, Пётр Фёдорович (1909—1915)

Уездный предводитель дворянства являлся также председателем уездного земского собрания.

Председатели уездной земской управы

  • Шевелёв, Василий Павлович (1871)
  • Арнольди, Николай Александрович (1879)
  • Сомов, Михаил Андреевич (1882)
  • Шевелёв, Василий Павлович (1887—1889)
  • Черкаев, Михаил Андреевич (1890—1903)
  • Богданов, Николай Алексеевич (1906—1915)

Земские начальники

По положению о земских участковых начальниках, высочайше утвержденному 12 июня 1889 года, Сердобский уезд был разделён на 8 земских участков.

Институт земских начальников был упразднён Временным правительством в апреле 1917 года.

Судебные и правоохранительные органы

На 1880—1891 год Сердобский судебный мировой округ делился на 5 участков. На 1880—1884 год большая часть волостей, территории которых ныне входит в Ртищевский район, находилась в границах 5-го мирового судебного участка. Байковская и Еланская волости — в границах 3-го участка. К 1891 году границы участков несколько изменились, так Сапожковская волость вошла во 2-й участок, а Урусовская — в 4-й.

В 1878 году, в помощь становым приставам в России была учреждена должность полицейского урядника. К 1880 году Сердобский уезд был разделён на 10 полицейских участков. На территории нынешнего Ртищевского района располагались:

  • 3-й участок с центром в селе Дуровка. Он включал в себя Дуровскую, Голяевскую, Рящинскую, Сосновскую и Владыкинскую волости.
  • 4-й участок с центром в селе Ртищево. Включал в себя Голицынскую, Уваро-Протасовскую, Козьмодемьянскую и Малиновскую волости.
  • 5-й участок с центром в селе Камзолка Сокольской волости. Включал — Сокольскую, Куракинскую, Сапожковскую и Урусовскую волости.
  • 9-й участок с центром в селе Борки. Включал — Борковскую, Еланскую и Байковскую волости.

К 1888 году уезд был разделён на два стана, которые в свою очередь делились на 11 полицейских участков. В первый входили с 6-го по 11-й участки, во второй — с 1-го по 5-й. Центром 9-го участка стало село Голицыно, урядником на то время был запасной писарь Пётр Никитич Карманов. Елань была центром 4-го участка, урядником на нём числился запасной фельдфебель Пётр Александрович Киселёв.

Население

В селениях новообразованной Сердобской округи к 1782 году проживали 20 007 человек, из них:

  • ясачных и новокрещённых — 2052;
  • экономических крестьян — 999;
  • служилых татар — 634;
  • пахотных солдат — 142;
  • однодворцев — 135;
  • владельческих крестьян — 16 045.

В 1830 году в Сердобском уезде проживало 104 110 человек. К 1857 году численность населения составила 145 887 человек (пятое место), из них 72 691 душ мужского пола и 73 196 душ женского пола. Позднее по числу народонаселения Сердобский уезд занял шестое место среди десяти уездов Саратовской губернии. В нем проживало 9 % всего населения губернии.

По статистическим данным на 1878 год в Сердобском уезде проживало 153 949 человек, из них:

  • дворян потомственных и личных — 258;
  • духовенства различных вероисповеданий — 611;
  • почётных граждан потомственных и личных, купцов — 180;
  • мещан и цеховых — 2600;
  • крестьян всех наименований, колонистов и казаков — 142 699;
  • военных сословий (в том числе отставных, солдат, жён и детей) — 7542;
  • иностранных подданных — 59.

По данным переписи 1897 года в уезде проживало 224 994 человек, из них 109 252 мужчин и 115 742 женщин. По национальному составу в уезде преобладали русские, также в уезде проживали до 4000 обрусевших мещеряков (мещера).

К 1912 году в Сердобском уезде проживало 266 087 человек. На 1 января 1926 года население уезда составило 337 531 человек, из них городское — 30 091 человек.

Численность населения по годам
1782 20,007 1878 153,949 1926 337,531
1830 104,110 1889 208,289
1857 145,887 1897 224,994
1863 148,501 1912 266,087

Торговля

По сведениям за 1889 год, на территории Сердобского уезда, ныне занимаемой Ртищевским районом, ярмарки проводились в следующих населённых пунктах: с. Свищёвка — 8 ноября, с. Борки — в мае в день празднования Троицы, в сельце Елань (ныне п. Первомайский) в имении Устинова — в феврале перед масленичной неделей

К 1911 году еженедельные базары проводились в: с. Борки — по воскресеньям, с. Елань — по субботам, с. Малиновка — по понедельникам; ярмарки в: с. Борки — с 23 по 29 мая[3].

Почта и телеграф

В 1875 году была построена почтовая дорога между Ртищевом и Сердобском. Тракт проходил через село Сапожки (Сапожок).

К 1880 году в уезде работали два почтовых отделения — Бековское и Ртищевское и Сосновская почтовая станция. В дальнейшем они были преобразованы в почтово-телеграфные отделения (конторы). На станциях Салтыки (Салтыковка) и Ртищево Тамбово-Саратовской железной дороги принимались внутренние телеграммы на русском языке.

К 1891 году открылась Екатериновская почтовая станция.

Образование

31 июля 1875 года в Беково открылось двухклассное смешанное училище. В 1881 году двухклассное училище-школа начала работу в селе Нарышкино. В 1884 году в Беково открылось сельское женское двухклассное училище Министерства народного просвещения (МНП). В 1889 году на станции Ртищево открылась церковно-приходская смешанная (с 1897 — женская) школа.

В 1888 году в уезде насчитывалось 45 земских школ. Годовой расход земства на их содержание составил 10 121 рубль. Церковно-приходских школ в уезде насчитывалось 36, при этом лишь 7 имели собственные помещения. В них обучалось 1065 человек — 901 мужского пола и 164 женского. Годовой расход на содержание школ составлял: церковного попечительства — 1164 рублей, сельской общины и частных лиц — 415 рублей. Также в уезде работали 28 школ грамотности, в которых обучалось 493 человека.

К 1891 году в Сердобском уезде функционировали 46 земских школ.

В 1892 году в Беково открылась сельское мужское двухклассное училище МНП. В 1897 году на станции Ртищево начало работу мужское железнодорожное двухклассное училище РУЖД. В целом в 1897—1898 учебном году в Сердобском уезде было: 2 училища МНП (2- и 3-класные), 1 училище Министерства путей сообщений (2-классное железнодорожное), 4 городских, 48 земских, 25 церковно-приходских и 65 школ грамоты.

В 1899 году в сельце Старая Потловка началось строительство второклассной церковной школы (Потловская второклассная школа).

К 1916 году в уезде также работали Пяшинское сельское двухклассное училище МНП; двухклассные церковно-приходские школы: при станции Ртищево смешанная и женская, при станции Аничкин смешанная, в селе Большие Бакуры смешанная; Смешанное одноклассное железнодорожное училище при станции Екатериновка.

Врачебная часть

К 1880 году в Сердобском уезде земская больница существовала в Беково в имении Устиновых, здесь же находилась кумысная лечебница, приёмные покои — в Трескино, Шуклино и Пяше.

К 1884 году в уезде было 2 земских врачебных участка: 1-й участок в Трескино, 2-й участок в Голицыно. К 1888 году в Пяше был организован 3-й участок. К 1916 году Сердобский уезд делился на 9 врачебных участков: Бековский, Дуровский, Еланский, Малиновский, Ново-Мещерский, Пяшинский, Ртищевский, Сластушинский и Трескинский.

Религиозный состав

К 1857 году большинство населения Сердобского уезда составляли православные. Из старообрядцев в уезде проживали поморцы, беглопоповцы, молокане. К 1863 году в Сердобском уезде числилось 11 человек римско-католического вероисповедания и 52 человека лютеранского и реформаторского вероисповедания.

На 1878 год в уезде, помимо православных, составляющих подавляющее большинство — 149 354 человека, числились представители следующих вероисповеданий:

  • единоверцы — 267 человек
  • старообрядцы — 4239 человек
  • католики — 44 человека
  • лютеране — 38 человек
  • иудеи — 1 человек
  • мусульмане — 6 человек

Территория Сердобского уезда делилась на пять благочинных округов. Церкви в сёлах, ныне входящих в состав Ртищевского района, относились ко второму и третьему благочинным округам. В конце 1870-х годов ввели также деление церквей на десятки. Сердобский уезд состоял из Борковского, Бакурского, Колышлейского, Аничкинского, Бековского, Дуровского и Сердобского десятков.

Примечания

  1. Большая часть населённых пунктов нынешнего Ртищевского района входило в состав 1-го стана, во второй стан входили такие населённые пункты, как Борки, Грязнуха, Елань, Елизаветинка, Песковатка и Сапожок.
  2. Курсивом выделены волости, которые полностью или частично вошли в состав Ртищевского района.
  3. Списки населенныхъ мѣстъ Саратовской губерніи. Сердобскій уѣзд. — Саратовъ: Изд-во Оцѣночно-статистическаго отдѣленія Саратовской губернской земской управы, 1912

См. также

Литература

  • Адрес-календарь Саратовской губернии на 1884 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1883. — С. 210—217
  • Волостныя, станичныя, сельскія, гминныя правленія и управленія, а также полицейскіе станы всей Россіи съ обозначеніем мѣста ихъ нахожденія. — Кіевъ: Изд-во Т-ва Л. М. Фишъ, 1913
  • Герасименко Г. А. Низовые крестьянские организации в 1917 — первой половине 1918 годов: на материалах Нижнего Поволжья. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 1974
  • Купцова Ю. А. Справочник по административно-территориальному делению Саратовской губернии 1917—1928 гг. Сердобский уезд
  • Памятная книжка Саратовской губернии на 1858 год. — Саратов, 1858. — С. 38—40, 58, 62, 95, 97, 120—121
  • Памятная книжка Саратовской губернии на 1859 год. — Саратов, 1859. — С. 33—34
  • Памятная книжка Саратовской губернии на 1860 год. — Саратов, 1860. — С. 40—42, 67
  • Памятная книжка Саратовской губернии на 1864 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1864. — С. 68—72
  • Памятная книжка Саратовской губернии на 1872 год. — Саратов: Издание Саратовского статистического комитета, 1872. — С. 172—180
  • Памятная книжка Саратовской губернии (Саратовский календарь) на 1889 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1888. — С. 57
  • Саратовские епархиальные ведомости. — 1880. — № 20. С. 102
  • Сборник статистических сведений по Саратовской губернии. Т. IX. Сердобский уезд. Саратов, 1892
  • Семёнов В., Семёнов Н. Саратов дворянский // Волга. — 1998. — № 11—12 (Архивировано из первоисточника 27.09.2015).
  • Сердобск // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907
  • Территориальное и административное деление Союза ССР на 1 января 1926 года. — М.: Изд-во Главного управления коммунального хозяйства НКВД, 1926. — С. 89
  • Труды Нижне-Волжского областного научного общества краеведения. Исторический сборник (выпуск 35, ч. 2). — Саратов: Издание Н-Волжского областного научного общества краеведения, 1928. — С. 59—82 (Кузнецова Ю. К истории колонизации Сердобского уезда)

Ссылки