Синёв, Фёдор Емельянович

Фёдор Емельянович Синёв
Фёдор Емельянович Синёв
 
Рождение: 1871(1871)
с. Малиновка, Сердобский уезд, Саратовская губерния, Российская империя
Смерть: 29 октября 1905(1905-10-29)
Деятельность: руководитель подпольного крестьянского кружка

Фёдор[1] Емельянович Синёв («Тиба») (1871, с. Малиновка Сердобского уезда — 29 октября 1905, там же) — крестьянин, бывший конвоир, организатор и руководитель подпольного крестьянского кружка в селе Малиновке Сердобского уезда.

Биография

Фёдор Синёв по прозвищу «Тиба»[2] родился в 1871 году в селе Малиновка, в крестьянской семье. Успешно окончил Малиновскую земскую школу[3]. Воинскую повинность отбывал денщиком в конвойной команде. Сопровождал эшелоны с политическими заключёнными и ссыльными в Сибирь.

По окончании службы Синёв вернулся в Малиновку. В селе он держался независимо, с волостным старшиной В. С. Панкрашкиным, урядником Демченко, старостой И. В. Гурьяновым и священником Н. Николаевским разговаривал на равных[4]. Священник Николаевский сделал донос на Синёва Саратовской жандармерии:

« Синёв Ф. Е. — человек подозрительный, отрицающий бытиё Божие, и этим смущает людей. Он ругает Бога и правительство. Говорит, что скоро убьют царя, и народ выберет своего руководителя на его место. У господ отнимут всю землю и разделят между крестьянами. »
Кладбище с. Малиновки. Памятник погибшим от рук черносотенцев в 1905 году (2005)

Синёв дважды помещался в волостную тюрьму на 18 суток.

В 1900 году Ф. Е. Синёв организовал в Малиновке подпольную бедняцкую организацию, в которую вошло более 20 малиновцев. Он установил прочную связь своей организации с социал-демократическим кружком, созданным в начале 1902 года на станции Ртищево РУЖД В. И. Цепулиным.

В октябре 1905 года Фёдор Синев возглавлял восстание малиновских крестьян. Владелец имения в Малиновке И. С. Симонов в «Историческом вестнике» за 1908 год дал неприглядную характеристику Синёву:

« Когда <…> в Саратовской губернии началось «крестьянское движение», <…> Синёв сбросил маску, и около него стали группироваться все недовольные: началась широкая критика существующего порядка. Синёв открыто стал отрицать необходимость властей, до царской включительно, а также указывать на необходимость уравнения благ путём насильственного отнятия имущества у помещиков и вообще богатых. <…> Синёв и его последователи объявили, что настала полная свобода, и немедленно приступили к своей разрушительной работе. »

Фёдор Емельянович Синёв был убит 29 октября 1905 года во время Малиновского восстания хлеботорговцем Ф. Грачёвым, который выстрелил из револьвера ему в глаз во время самосуда крестьян над бунтовщиками. Похоронен на кладбище села Малиновки в братской могиле.

Примечания

  1. И. С. Симонов указывает имя Глеб.
  2. Значение слова не ясно. Возможно оно связано с японским городом Тиба, в котором во время русско-японской войны находился лагерь для военнопленных, а многие члены кружка Синёва являлись участниками этой войны.
  3. Этот факт биографии Синёва приводит бывший земский начальник 8-го участка Сердобского уезда Николай Лихарев. Куванов же утверждал, что Синёв выучился грамоте будучи уже на службе.
  4. Лихарев в своих воспоминаниях пишет, что на мировоззрение Синёва повлиял офицер-толстовец, при котором он служил. Однако это утверждение вызывает большие сомнения.

См. также

Литература

  • Борисов С. Получены новые материалы // Путь Ленина. — 17 июня 1959
  • И. С. С-въ (Симонов И. С.) Страничка изъ исторіи нашей смуты («Малиновское дѣло») // Историческій вѣстникъ. — Т. CXII, 1908. — С. 550—557
  • Куванов А. Кровавая расправа // Путь Ленина. — 29 октября 1975
  • Куванов А. Кружок «Тибы» // Путь Ленина. — 29 октября 1975
  • Куванов А. Малиновская трагедия // Путь Ленина. — 11, 13, 14, 17, 18 февраля 1981
  • Лихарев Н. Малиновское дело // Новое время. (Белград). — 1930. 29, 30, 31 августа
  • Мещеряков С. Знать, помнить, чтить // Путь Ленина. — 19 октября 1960
  • Никишов С. Малиновская трагедия // Путь Ленина. — 4 августа 1970