Советская улица

Советская улица
Улица Советская, залинейная часть
Улица Советская, залинейная часть
Упоминается с

1894

Прежние названия

Сергиевская (до 1922)

Протяжённость

2,33 км

Начало

Железнодорожная улица

Конец

автодорога 63К-00004

Автобусные маршруты

2, 3, 4, 5, 6, 7

Почтовые индексы

412031

Советская улица — магистраль общегородского значения; одна из старейших центральных улиц города Ртищево.

Расположение и общие сведения

Залинейная часть улицы Советской и регулируемый железнодорожный переезд

Улица Советская начинается в центральной части города и проходит до выезда из города в направлении на село Шило-Голицыно Ртищевского района. Первая половина трассировки улицы (до улицы Красной) проходит с северо-востока на юго-запад, затем улица поворачивает к югу. Начинается от Т-образного перекрёстка с Железнодорожной улицей (в районе Александро-Невской церкви) и заканчивается слиянием с трассой Р235. Пересечений с другими улицами нет. С нечётной стороны к улице примыкают улицы Телеграфная, Красная, 60 лет Октября, Полевая, Первомайская, Льва Толстого, Локомотивная, Фабричная и Автодорожная; с чётной — улицы Большая Московская, Алексея Громова, Пугачёвская, Цепулина, 50 лет Октября, Советской Конституции, Дзержинского, 70 лет Октября, Пушкина, Луговая, Крылова и Зои Космодемьянской.

Протяжённость улицы составляет около 2,3 км. Она разделена на две неравные части железнодорожной веткой Ртищево-I — Шуклино (в районе улиц Прилинейной, Локомотивной, Фабричной и Луговой). С обеих сторон улица оборудована тротуарами (не на всём протяжении). На улице расположены три светофора (на перекрёстках с улицами Красной, 60 лет Октября и 50 лет Октября) и шесть нерегулируемых пешеходных переходов (в начале улицы и на пересечении с улицами Большой Московской, Алексея Громова, Полевой, Дзержинского и 70 лет Октября). В районе школы № 2 улица оборудована двумя «лежачими полицейскими». Также на улице имеется регулируемый и нерегулируемый железнодорожные переезды. Нумерация начинается от Железнодорожной улицы. Особенностью нумерации является то, что в 1982 году улица была перенумерована только до железнодорожного переезда, поэтому нумерация нечётной стороны заканчивается домом № 31, чётная — домом № 32, а после переезда нумерация начинается с дома № 105 и с дома № 64. Застройка смешанная, в основном средневысотная (многоэтажная), залинейная часть — малоэтажная («частный сектор»). До лета 2014 года часть чётной стороны улицы, между Большой Московской и Малой Московской улицами, проходила вдоль территории промышленно-продуктового рынка мелкорозничной торговли.

Происхождение и история названий

Изначально улица называлась Сергиевская, или Святого Сергия, по имени почитаемого на Руси святого старца Сергия Радонежского. В 1922 году, на основании распоряжения «О смене названий улиц и площадей, отражающих названия церквей и уничтоженных революцией сословий», улице было присвоено название Советская.

История

Сергиевская улица (1912 год)

до 1917 года

Улица Советская — одна из старейших улиц города, она упоминается в архивных документах Бюро технической инвентаризации с 1894 года. Земля арендовалась у крестьян 2-го Ртищевского (примерно до перекрёстка с улицей Красной) и Шуклинского крестьянских обществ (село Ртищево и сельцо Шуклино). Первоначально улица застраивалась одноэтажными частновладельческими домами, формирование частного сектора до железнодорожной линии закончилось ещё до 1917 года. До 1929 года нечётная нумерация шла по правой стороне улицы, чётная — по левой.

В начале XX века на месте нынешнего хлебокомбината купец Дурасов построил деревянную мельницу. Вскоре предприниматель Е. Е. Тейхман, рядом с деревянной мельницей Дурасова построил из красного кирпича паровую мельницу с большим лабазом. В мае 1937 года решением Президиума Ртищевского горсовета этот земельный участок был закреплён для строительства городской пекарни Облторга. К 1940 году пекарня Росглавхлеб (ныне ООО «Хлебзавод № 1 г. Ртищево») уже числилась в списках действующих предприятий города.

1930—1940-е годы

ООО «Хлебзавод № 1» (2007)
Редакция газеты «Перекрёсток России» (2007)

В сентябре 1934 года для постройки Дома колхозника на углу Советской и Почтовой (ныне Алексея Громова) улиц на территории занятой складами Райсоюза отвели земельный участок (к ноябрю 1936 года Дом так и не был построен).

В августе 1935 года был утверждён план освещения улиц Советской, Почтовой, Большой Московской и Железнодорожной, согласно которому вся работа по электрификации должна была быть закончена к 7 ноября того же года. Электроэнергию, необходимую для освещения улиц, вырабатывала электростанция станции Ртищево-1.

Вплоть до 1936 года на улице торговали фуражом и солью. Постановлением Президиума Ртищевского горсовета торговлю перенесли на базарную площадь. Этим же постановлением определялось место строительства первого в городе универмага фасадом по Советской улице на месте занимаемым магазином № 3 Торга и фуражным ларьком.

В декабре 1936 года на участке расположенном между домовладениями № 7 и 9 по Советской улице утвердили место постройки здания городской аптеки. В мае 1938 года под постройку Гораптеки закрепили другую площадку — по Советскому переулку на месте дома № 1. В январе 1982 года в здании бывшей аптеки разместилась редакция газеты «Путь Ленина».

В мае 1937 года было утверждено место постройки конторы магазина и складов «Гутапсбыта» (позднее база материально-технического снабжения Ртищевского районного объединения «Сельхозтехника»; АООТ «Агропромснаб») между новой[1] и старой[2] Балашовской железной дорогой, в продолжение Советской улицы с правой стороны в направление села Шило-Голицыно.

На 31 августа 1938 года в 78 домовладениях, расположенных на Советской улице, проживали 543 человека.

До января 1946 года по адресу Советская, 28 находилась столовая газопровода, затем это помещение передали Горторгу для открытия коммерческой чайной. В мае 1954 года свободный участок по улице Советской, 28 размером 30 × 40 м был отведён под строительство швейного цеха Ртищевского Горпромкомбината.

В августе 1948 года под постройку здания павильона для фотографии отвели место по Советской улице между домовладениями № 31—33. Сведений о его действительной постройке на этом месте не сохранилось.

В июне 1947 года под индивидуальную застройку были отведены участки в продолжение Советской улицы до Нефтебазы. Началась застройка части улицы, расположенной между новой и старой Балашовской железной дорогой. К началу 1960-х в этом районе образовалось две параллельно идущие Советские улицы. 13 января 1962 года вторую Советскую улицу переименовали в улицу Южную.

В январе 1948 года райсберкассе передали помещение ликвидированного картбюро, располагавшегося по улице Советской 1.

В июне 1949 года вышло постановление Ртищевского горисполкома о передаче под горбиблиотеку помещения, расположенного на углу Советской и Железнодорожной улиц (с 1962 — Советская, 2), которое до 1948 года занимала чайная № 2 Ртищевского торга. Это здание было снесено в 1970 году.

1950-е годы

МОУ «СОШ № 2» (2007)
Бывший магазин Горторга № 26 (2007)

Решение отвести земельный участок по Советской улице 31 под строительство детской городской библиотеки принималось несколько раз. Первое было принято в феврале 1950 года. Через 4 года, в апреле 1954 года, было принято новое решение о передаче под детскую библиотеку дома местного Совета по улице Советской 31. Наконец, в октябре 1955 года вновь было принято решение об отводе земельного участка по улице Советской 31 размером 40 × 22 м под строительство детской библиотеки, которое также было отменено.

В сентябре 1951 года под строительство межрайонной базы Главлегсбыта (Главного управления по сбыту изделий легкой промышленности) и подсобного хозяйства отвели земельный участок в количестве 4770 м² по Советской улице, с переносом зданий, принадлежащих маслозаводу и двух частновладельческих жилых строений по Советской улице № 26 и по улице Сталина № 1а.

В апреле 1952 года под постройку 4-хквартирного жилого дома Местного Совета отвели свободный земельный участок по улице Советской угол Шуклинской (ныне Советской Конституции) размером 30 × 67,5 м (в настоящее время дом № 24 по улице Советской). В июне того же года под индивидуальную застройку были закрыты переулки между домами 127—129 и 99—101 в залинейной части улицы. В настоящее время в этой части улицы все переулки застроены.

До середины 1950-х годов по улице Советской 42—44 (ныне район домов № 26, 28 и СОШ № 2) располагалась контора Заготскот. В ноябре 1952 года исполком Ртищевского горсовета принял решение о её переносе за черту города. В феврале 1953 года под строительство межрайонной конторы Заготскот и в целях дальнейшего её расширения был отведён земельный участок в районе станции Шуклино в размере 20 га. В августе 1955 года участок размером 70 × 65 м, площадью 4540 м² по улице Советской 44, на тот момент ещё застроенный зданиями, принадлежащими конторе Заготскот, отвели под строительство средней школы. В сентябре того же года решением исполкома Ртищевского горсовета участок, выделенный под школу, был увеличен за счёт смежных участков, застроенных частновладельческими домами по улицам Советской и Дзержинского. Новая школа трёхэтажная, получившая номер 2, открылась в октябре 1959 года.

19 февраля 1953 года вышло постановление Горисполкома об отводе земельного участка под строительство нового здания типографии и редакции газеты «Путь Ленина» между зданием городской библиотеки и частновладельческим домом (чётная сторона в начале улицы). 4 июня того же года это решение было пересмотрено, участок в размере 2400 м² отвели по улице Советской между домами № 28 и 28а (ныне на этом месте расположено здание ЗАО «Экономбанк»). Однако, в связи с тем, что редакция газеты за 2,5 года так и не начала использование отведённого участка, в октябре 1955 года решение пересмотрели. Участок по Советской 28а был отведён под строительство городской гостиницы.

В августе 1954 года Горко разрешили отвести земельный участок размером 37 × 45 м по улице Советской 44а под строительство магазина. Однако в октябре 1955 года это решение отменили, поскольку данный участок вошёл в общий участок, переданный под строительство городской школы. Для строительства магазина выделили участок по улице Советской 85, на котором располагалась кузница дорожно-эксплуатационного участка № 361. Магазин № 26 Горторга был сдан в эксплуатацию в 1957 году. С 2002 по 2009 год в этом здании располагалось ритуальное агентство «Обряд».

В октябре 1957 года было принято решение о передаче дома местного Совета по улице Советской 39 (ныне район дома № 9) на баланс Ртищевского райисполкома для использования под районный архив.

В мае 1959 года на углу улиц Советской и Пугачёвской, на месте уже существующего здания городского отдела милиции (ГОМ), отвели земельный участок под строительство нового здания ГОМ. Первоначально планировалась постройка одноэтажного здания, однако в результате в эксплуатацию сдали двухэтажное.

1960—1980-е годы

Первый 4-хэтажный дом по улице Советской и магазин «Берёзка» (1968)
Капитальное асфальтирование Советской улицы (1976)
Кафе-пельменная «Радуга» (1980-е; ныне магазин «ПараХод»)

Согласно генеральному плану города, разработанному в 1950-е годы, улица Советская относилась к зоне капитальной застройке многоэтажными жилыми домами и культурно-бытовыми предприятиями со сносом одноэтажных жилых домов. Снос частного сектора и генеральная реконструкция Советской улицы начались в 1960-е годы и, в целом, закончилась к началу 1980-х. В 1960 году по улице проложили трубы городского водопровода. К 1963 году улица получила каменное покрытие.

В июне 1960 года Горкоммунхозотделу отвели земельный участок в размере 465 м² на углу улицы Пристанской (ныне Цепулина) и Советской под строительство административного здания госбанка. В конце ноября 1962 года двухэтажное здание Отделения Государственного банка СССР было сдано в эксплуатацию. В марте 1992 года в этом же здании расположился первый в городе коммерческий банк — Ртищевский филиал Саратовского коммерческого агропромышленного банка «Комплексбанк». В декабре 1997 года у этого банка была отозвана лицензия. Ныне в здании расположен ГУ ЦБ Расчётно-кассовый центр в г. Ртищево.

В июле 1960 года на углу Советской (№ 29 и 27) и Красной улиц (№ 2) отвели земельный участок под строительство первого на улице четырёхэтажного 36-квартирного жилого дома. Ранее на этом месте планировали построить два 8-миквартирных двухэтажных дома. В феврале 1955 года вышло постановление Ртищевского горисполкома об отводе двух участков общей площадью 2000 м² под строительство по улице Советской 27 и 31, однако в июне того же года это решение было отменено, поскольку по генеральному плану города этот участок относился к зоне капитальной застройки многоэтажными домами. Четырёхэтажный дом по улице Советской был сдан в эксплуатацию в 1965 году. На его первом этаже Ртищевский горторг открыл продовольственный магазин «Берёзка». 15 ноября 1970 года он был реорганизован универсальный продуктовый магазин самообслуживания — первый магазин этого типа в Ртищево и второй в Саратовской области (первый открылся в Энгельсе). В конце 1980-х годов магазин переименовали в «Весну». Весной 1998 года ОАО «Ртищевский Горторг» сдал в аренду часть помещений магазинов № 2 «Весна», а уже в августе магазин был разделён на две части. В левой части магазина «Весна» (первый вход от улицы Красной; в 2000 году он получил название «Лагуна») открылись разнообразные промтоварные отделы, в правой — остался продуктовый магазин. В конце декабря 2008 года в правой части открылся сетевой магазин «Гроздь» № 170[3]. Летом 2013 года он был закрыт, а в помещении разместился первый в городе магазин «Магнит-Косметик».

В июне 1966 года состоялось утверждение проекта строительства 40-квартирного дома (ныне № 26) на участке частновладельческих домов № 50 и 52 и 70-квартирного (ныне № 28) — на участке домов № 58, 60, 62 по улице Советской. До 1990-х годов в доме № 26 располагался магазин «Кулинария» со своим производственным цехом. До 1966 года на улице располагался небольшой магазин Книготорга, который затем перевели на Железнодорожную улицу. Торговля хлебом и кондитерскими изделиями производилась на Советской улице в летнем павильоне. В 1966 году новый хлебный магазин Горторга открылся в бывшем хозяйственном магазине по Советской улице.

В январе 1969 года контора общественного питания открыла на Советской улице новое кафе-пельменную «Радуга». В том же году на первом этаже четырёхэтажного дома № 71 (ныне № 17) была смонтирована первая в городе АТС. В 1969 году на улице Советской был сдан в эксплуатацию детский сад № 11 «Золотой петушок».

С 1990-х годов

Памятник воинам-интернационалистам (2006)
Фундамент кинотеатра на улице Советской (1991)
Гипермаркет «Магнит Семейный»

8 мая 1990 года на улице Советской напротив дома № 21 открылся памятник памятник воинам-интернационалистам.

Генеральным планом города предусматривалось строительство двухзального кинотеатра на 300 и 200 мест по улице Советской. Впервые земельный участок под строительство был отведён в августе 1958 года. Деятельность большинства первых секретарей Ртищевского горкома партии начиналась с попытки строительства современного кинотеатра. Однако закладка фундамента кинотеатра на углу Советской и Полевой улиц состоялась только летом 1991 года. Строительство здания вело малое строительно-монтажное предприятие № 1. Темпы строительства были низкими, не хватало материалов, техники и рабочих рук. В 1993 году из-за отсутствия средств у заказчика строительство было приостановлено, к 1994 году стройка превратилась в несанкционированную свалку, а затем демонтирована. В 2004 году администрация ОМО Ртищевского района предоставила этот земельный участок для строительства 60-квартирного жилого дома с встроено-пристроенной аптекой по адресу: улица Полевая 1.

В 1997 году на улице Советской открылся промышленно-продуктовый рынок мелкорозничной торговли. Он располагался по чётной стороне улицы от Большой Московской до Малой Московской улиц. Летом 2014 года промышленный рынок был перенесён на улицу 50 лет Октября.

В одноэтажном здании, построенном в конце XIX века на чётной стороне по улице Советской 2, располагался филиал Центрального сберегательного банка № 3998|1 (ранее Центральная сберегательная касса). В январе 1998 года его перевели в помещении бывшего магазина ОРСа в доме № 46 по улице Железнодорожной. Здание по улице Советской было снесено, в 1990-е годы на его месте была автостоянка, а в начале 2000-х построены торговые помещения, в одном из которых в июле 2004 года открылся фотосалон «Жанръ».

В 2004 году по улице Советской, 3а был построен трёхэтажный торговый комплекс (ТК) «Кристалл». В июле того же года на первом этаже ТК открылся магазин торговой сети «Эльдорадо» (в дальнейшем был переведён на улицу Красную). В 2011 году здание ТК «Кристалл» было передано Ртищевскому отделению ОАО «Сбербанк России» под головной офис.

С 2009 по 2012 год на улице Советской 7а располагалось ООО «Сто и один», которое осуществляет вещание первой в городе FM-радиостанции «Авторадио».

21 октября 2014 года на улице Советской, 70/2 на территории, которую ранее занимал Ртищевский Агропромснаб, открылся первый в городе гипермаркет «Магнит Семейный».

19 августа 2016 года открылся торговый центр «Радуга», построенный на месте, которое до 2014 года занимал промышленный рынок[4].

Советский переулок

Небольшой переулок, состоявший из четырёх частновладельческих домов, располагался за зданием Ртищевского горисполкома (ныне здесь расположена ДШИ имени В. В. Толкуновой). Начинался он от улицы Советской и шёл по направлению к Телеграфной улице.

Застраиваться переулок начал ещё до 1917 года, его прежнее название выяснить пока не удалось. В 1961 году Советский переулок вошёл в состав Советской улицы.

На 31 августа 1938 года в 4 домовладениях, расположенных на Советском переулке, проживали 29 человек.

В настоящее время все дома, располагавшиеся по Советскому переулку, снесены. Дом № 1 по снесли в 1938 году под постройку аптеки, ещё два дома снесли в конце 1960-х, последний — в 1995 году, на его месте построены гаражи.

Примечательные здания и сооружения

Детская школа искусств

Советская, 1. Это здание на углу улиц Железнодорожной и Советской было построено в 1955 году. До передачи здания в муниципальную собственность в 2005 году, организации, располагавшиеся в нём, были прописаны по улице Железнодорожной. Изначально здание занимал Ртищевский горком партии и Ртищевский горисполком. С 1969 по 1987 год здесь размещался Ртищевский техникум железнодорожного транспорта, а затем Детская художественная школа. В 1989 году сюда же перевели Детскую музыкальную школу, а в 1994 году реорганизовали два учебных заведения в Детскую школу искусств.

Ресторан «Хопёр»

Советская, 18/1. В августе 1954 года Горко разрешили отвести земельный участок размером 45 × 55 м по улице Советской, 28б под строительство столовой. Открытие новой столовой состоялось 23 февраля 1961 года. Зал для посетителей был рассчитан на 100 мест. В вечерние часы столовая работала как ресторан. В дальнейшем столовая была полностью перепрофилирована в ресторан «Хопёр». Здание ресторана украшал барельеф (не сохранился) с изображением большой вазы с фруктами. Этот барельеф был одним из первых лепных украшений в городе[5].

К началу 1970-х годов ресторан «Хопёр» являлся одним из самых крупных предприятий общественного питания в Ртищево. В это же время здание ресторана было реконструировано — помещение его значительно расширили, пристроив новый пирожковый цех, склад и другие служебные помещения.

Ресторан «Хопёр» работал до начала 2000-х годов. В 2002 году в помещении ресторана расположился магазин «Вторая жизнь». Весной 2005 года здание занял Коммерческий банк «Партнёрбанк». Здание подверглось значительной реконструкции и перепланировке, в это же время был уничтожен барельеф. В июне 2008 года ООО КБ «Партнёрбанк» был лишён лицензии, а через год здание занял филиал ЗАО «Экономбанк» в городе Ртищево.

Rtishchevo.Children's school of arts.jpg Ресторан Хопёр.jpg Теплотехник.jpg
Детская школа искусств им. В. В. Толкуновой (2007) Ресторан «Хопёр» (1960-е) Административное здание по улице Советской, 20

Первая гостиница

Советская, 20. В этом здании, построенном в середине 1950-х годов, располагалась первая в городе гостиница, рассчитанная на 75 мест. Участок для её строительства был отведён в октябре 1955 года. Гостиница «Хопёр» работала вплоть до ввода в эксплуатацию в начале 1974 года гостиницы «Заря» на улице Железнодорожной. Позднее здесь размещались различные коммунальные службы, например, Унитарное муниципальное многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства (УММПОЖКХ), а после его реорганизации в 2002 году — МУП «Теплотехник», ООО «Сан-Сервис». В этом здании расположены также МУП «ЕРКЦ», Комитет по охране окружающей среды, Ртищевский филиал экологического фонда. Сюда из здания ГРОВД была переведена паспортно-визовая служба (ныне — Управление Федеральной миграционной службы России по Саратовской области в городе Ртищево).

Организации, расположенные на улице

На улице расположены следующие организации и учреждения:

  • по нечётной стороне:
    • № 1 — Детская школа искусств имени В. В. Толкуновой
    • № 3А — дополнительный офис № 8622/0654 ОАО «Сбербанк России»
    • № 3 — редакция газеты «Перекрёсток России»
    • № 7 (первый этаж) — сетевой магазин «Магнит-Косметик» (с 25 декабря 2008 по 2013 год — сетевой магазин «Гроздь» № 170[6]; ранее универсам «Берёзка» («Весна»)
    • № 9/61 — Консалтинговое агентство «Елисеева и партнёры»
    • № 15 — МДОУ «Детский сад № 11 „Золотой петушок“ города Ртищево Саратовской области»
    • № 19 — мировой судья, участок № 1; редакция газеты «Коммерческая информационная служба»
    • № 21 (специальная пристройка к жилому дому) — сетевой магазин «Магнит» (бывший магазин спецобслуживания «Ветеран»)
    • № 27А — ритуальное агентство «Обряд»
  • по чётной стороне:
    • № 10 — МО МВД России «Ртищевский» Саратовской области (бывший ОВД Ртищевского района)
    • № 12 — ГУ ЦБ Расчётно-кассовый центр в г. Ртищево (бывшее Отделение Госбанка СССР)
    • № 14 — ОАО «АКБ „Росбанк“»; Ртищевское отделение Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» — Федеральное БТИ" (до апреля 2014)
    • № 18/1 — филиал ЗАО «Экономбанк» в городе Ртищево
    • № 20 — Комитет по охране окружающей среды; Ртищевский филиал экологического фонда; Управление Федеральной миграционной службы России по Саратовской области в городе Ртищево; МУП «ЕРКЦ»; МУП «Теплотехник»
    • № 22 — ООО «Хлебзавод № 1 Ртищево»; Ртищевское отделение Саратовской газовой компании
    • № 28 (первый этаж) — кафе «Мандарин» (открылось в 2012 году)
    • № 30 — МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»
    • № 70 — бывший Ртищевский Агропромснаб
    • № 70/2 — гипермаркет «Магнит Семейный»

Транспорт

По улице проходят все городские автобусные маршруты — № 2, 3, 4, 5, 6, 7.

См. также

Примечания

  1. Железнодорожная ветка Шуклино (Новое) — Ртищево-I
  2. Железнодорожная ветка Старое Шуклино — Ртищево-I, ныне погрузочно-разгрузочная
  3. Сеть магазинов «Гроздь»
  4. В центре города — «Радуга». В городе Ртищево открылся новый торговый центр // новости на официальном сайте Администрации Ртищевского муниципального района. — 22 августа 2016 (Архивировано из первоисточника 29.08.2016).
  5. По воспоминаниям Татьяны Онеговой (Левкиной).
  6. Сеть магазинов «Гроздь»

Литература

  • Алексеева Н. По историческим местам родного города // Перекрёсток России. — 22 августа 1997
  • Борисов Ю. Засветит ли вновь «Маяк», и кому? // Перекрёсток России. — 28 апреля 1994
  • В Ртищево откроется гипермаркет «Магнит Семейный» // КИС. — 15 октября 2014
  • Зельман А. Первый в городе // Путь Ленина. — 14 ноября 1970
  • Из доклада А. А. Громова, главы администрации города и района // Перекрёсток России. — 27 апреля 1993
  • К 80-летию города // Перекрёсток России. — 19 октября 2000
  • Кавунов П. А. Города Саратовской области: Издание второе, доп. и перераб., — Саратов: Сарат. кн. изд-во, 1963. — С. 166—167
  • Как продвигается строительство кинотеатра? // Путь Ленина. — 16 июля 1991
  • Каким будет Ртищево в XXI веке? // Перекрёсток России. — 4 января 2001
  • Ковыряев М. На строительстве водопровода // Путь Ленина. — 7 октября 1960
  • Мишин М. Воинам-интернационалистам // Путь Ленина. — 18 мая 1990
  • Перекрёсток России. — 12 марта 1992
  • Перекрёсток России. — 7 ноября 1995
  • Перекрёсток России. — 21 мая 1998
  • Перекрёсток России. — 22 августа 1998
  • Перекрёсток России. — 31 октября 1998
  • Перекрёсток России. — 1 августа 2002
  • Перекрёсток России. — 29 мая 2004
  • Перекрёсток России. — 9 июля 2004
  • Перекрёсток России. — 4 марта 2005
  • Путь Ленина. — 7 ноября 1959
  • Путь Ленина. — 26 февраля 1961
  • Путь Ленина. — 21 января 1966
  • Путь Ленина. — 6 марта 1966
  • Путь Ленина. — 24 января 1969
  • Путь Ленина. — 17 марта 1970
  • Путь Ленина. — 13 ноября 1991
  • Ртищево. Путеводитель карта и подробная информация о городе. — М.: ЗАО «Новый Имидж», 2008
  • Сдобников А. В названиях улиц — наша история // Перекрёсток России. — 12 января 2002
  • Сдобников А. История страны в названиях улиц. Переименования улиц в городе Ртищево. — Ртищево, 2016. — 25 с.
  • Скрябина Н. Развитие с заботой о клиентах // КИС. — 4 января 2012
  • Старостина Н. Филиал Сбербанка — в доме № 46 по улице Железнодорожной // Перекрёсток России. — 27 января 1998
  • «Хопёр» реконструируется // Путь Ленина. — 16 октября 1970

Источники

  • Архив Ртищевского отделения Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ»
  • Архив Ртищевского горрайисполкома:
    • План районирования гор. Ртищево для проведения переписи населения в 1939 году
    • Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 3. Протокол № — заседания Президиума Ртищевского горсовета от 29/IX.34. — С. 37
    • Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 4. Протокол № 15 заседания Президиума Ртищевского горсовета от 25 августа 1935 года. — С. 89 об.
    • Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 7. Протокол № 8 заседания Президиума Ртищевского горсовета от 19.04.36. — С. 24 об.
    • Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 127. Протоколы заседаний Исполкома Ртищевского горсовета депутатов трудящихся с 5.01.55 по 31.12.55
      • Решение Исполкома Ртищевского горсовета № 35 от 17 февраля 1955 года Об отводе земельного участка под строительство 2-х восьмиквартирных 2-х этажных жилых домов
      • Решение Исполкома Ртищевского горсовета № 187 от 9 июня 1955 года Об отводе земельных участков под строительство двух 12-ти квартирных жилых домов местного Совета
      • Решение Исполкома Ртищевского горсовета № 254 от 4 августа 1955 года Об отводе земельного участка по улице Советской № 44 под строительство городской средней школы
      • Решение Исполкома Ртищевского горсовета № 306 от 15 сентября 1955 года О дополнении решения горисполкома от 4 августа 1955 года, протокол № 24, «Об отводе земельного участка по улице Советской № 44 под строительство городской средней школы»
      • Решение Исполкома Ртищевского горсовета № 321 от 6 октября 1955 года Об отводе земельного участка по улице Советской, 28а, под строительство гостиницы городского коммунального отдела
      • Решение Исполкома Ртищевского горсовета от 22 октября 1955 года Об отводе земельного участка под строительство детской городской библиотеки в городе Ртищево
    • Протокол заседания Исполнительного комитета Ртищевского городского Совета депутатов трудящихся от 24—26 октября 1957 года
    • Протокол № 15 заседания Исполнительного комитета Ртищевского городского Совета депутатов трудящихся от 22 июня 1960 года

Ссылки