Совка восклицательная

Совка восклицательная
Agrotis exclamationisRE.jpg
Научная классификация
Царство:

Животные

Тип:

Членистоногие

Класс:

Насекомые

Отряд:

Чешуекрылые

Надсемейство:

Совкообразные

Семейство:

Совки

Род:

Agrotis

Вид:

Совка восклицательная

Международное научное название

Agrotis exclamationis Linnaeus, 1758

Вид в таксономических базах
CoL

10723606

Совка восклицательная (лат. Agrotis exclamationis) — ночная бабочка из семейства совок (Noctuidae).

Описание

Размах крыльев 35—46 мм. Бабочка изменчива по окраске. Передние крылья одноцветные, у самца они светлее — от желтовато-серых до коричневых, у самки — тёмно-коричневые или тёмно-бурые. Поперечные полосы бурые, часто неясные. Просветы полос основного цвета крыла. Базальная полоса выражена отдельными штрихами на костальном крае и на середине, иногда совсем не выражена. 1-я медиальная полоса мелкозубчатая, почти прямая и направлена прямо, нередко также не выражена. 2-я медиальная полоса мелкозубчатая, значительно выгнутая к внешней стороне в передней части крыла; экстерна полосы часто выражена точками. Маргинальная полоса зубчатая, довольно чёткая. Терминальная полоса в виде тонких штрихов, часто слитых. Бахромка коричневая или серая. Круглое пятно основной окраски, иногда с тёмной точкой на середине, очерчено тонкой чёрной линией. Почковидное пятно крупное, чёрное или тёмно-коричневое, вогнутое очень слабо, окружено еле заметной светлой и чёткой чёрной линиями. Клиновидное пятно длинное, чёрное, заострённое.

Задние крылья у самцов светлые, немного затемнённые по краю, у самок серо-коричневые однотонные, нижняя сторона с полулунным пятном и поперечной полосой.

Усики самца короткогребенчатые, покрыты ресничками.

Распространение

Ареал

Распространена в Европе и палеарктической Азии, кроме крайнего севера; в Северной Африке. В России встречается в европейской части (повсюду до Полярного круга), в Сибири, на Дальнем Востоке, в Закавказье.

В Ртищевском районе отмечена в центре города Ртищево.

Места обитания

Обитает на полях, лугах, долинах, пастбищах, болотах, пахотных землях, в степи, балках, парках, парниках, садах, в меньших количествах — в различных лесных биоценозах.

Образ жизни

Встречается очень часто, почти ежегодно размножается в большом количестве.

Время лёта

На севере имеет одно поколение, в южных районах — начиная с границы лесостепи и степи — два. Лёт первого поколения в мае — июле; Единичные экземпляры второго поколения летают с конца июля по сентябрь.

Размножение

Яйца откладываются на почву, растительные остатки или на нижние листья кормовых растений небольшими группами, или поодиночке. Яйцо желтовато-белое, диаметром 0,7—0,9 мм, высотой 0,5 мм.

Гусеница. Гусеница буро-серая, снизу серая, на спине и по бокам светлые линии. Поверхность кожных покровов гусеницы матовая, тусклая. Дыхальца округлые, широкоовальные, с широким ободком. Голова и грудь слегка рыжеватые; грудной и анальный щиты мало отличаются по цвету от прочей поверхности. Длина гусеницы 33—40 мм. Зимуют гусеницы VI возраста или пронимфы в почве. Докормившиеся гусеницы обладают высокой холодостойкостью. Окукливание происходит весной в земляных колыбельках на глубине не ниже 10 см.

Куколка. Куколка красно-бурая или светло-бурая; 5—7-й брюшные сегменты со спинной стороны в крупной ячеисто-точечной пунктировке. Длина куколки 16—20 мм. Развивается в почве.

Кормовые растения

Гусеницы широкие полифаги, могут питаться растениями 75 видов из 32 ботанических семейств. Вредят различным полевым, овощным и техническим культурам, в том числе сахарной свёкле, зерновым злакам, овощным и бахчевым культурам, а также саженцам древесных пород.

Литература

  • Ключко 3. Совки України. — Київ: Видавництво Раєвського, 2006. — С. 168—169 (укр.)
  • Мержеевская О. И. Совки (Noctuidae) Белоруссии. — Мн.: Наука и техника, 1971. — С. 322
  • Насекомые и клещи — вредители сельскохозяйственных культур. Т. III. Чешуекрылые. Ч. 2. — СПб.: Наука, 1999. — С. 363
  • Поспелов С. М. Совки — вредители сельскохозяйственных культур. — Л., М.: Издательство сельскохозяйственной литературы, журналов и плакатов, 1962. — С. 24—26
  • Савковский П. П. Атлас вредителей плодовых и ягодных культур. — 5-е изд., доп. и перераб. — К.: Урожай, 1990. — С. 81