Совка земляная пшеничная

Совка земляная пшеничная
Euxoa nigrofuscaRE.jpg
Научная классификация
Царство:

Животные

Тип:

Членистоногие

Класс:

Насекомые

Отряд:

Чешуекрылые

Надсемейство:

Совкообразные

Семейство:

Совки

Род:

Euxoa

Вид:

Совка земляная пшеничная

Международное научное название

Euxoa nigrofusca Linnaeus, 1761

Вид в таксономических базах
CoL

10724562

Совка земляная пшеничная (Euxoa nigrofusca, син. Euxoa tritici) — бабочка семейства совок (Noctuidae).

Описание

Размах крыльев 25—28 мм. Окраска крыльев и рисунок очень изменчивы, чаще встречаются бабочки с серыми или тёмно-серыми передними крыльями, на которых расположены двойные зубчатые поперечные полоски. Круглое и почковидное пятна в белой пыльце, между ними находится тёмное поле. Клиновидное пятно с тёмной каймой. Задние крылья серые, у самца светлее, чем у самки. Усики самцов слабо перистые.

Распространение

Ареал

Ареал охватывает Западную и Восточную Европу, Прибалтику, Закавказье, Северный Казахстан, Центральную Азию (кроме пустынь), горы Малой Азии, Северную Монголию, Северную Африку. В России распространена в европейской части (всюду, кроме Крайнего Севера), Западной Сибири (на восток до Иркутска).

В Ртищевском районе отмечена в центре города Ртищево.

Места обитания

Встречается на лугах, опушках, пастбищах, пахотных землях, остепнённых склонах, в степи, балках, парках, садах.

Образ жизни

Лёт происходит при температуре воздуха выше 15 °C, преимущественно между 21 ч. 30 мин. и 23 часами. Днём бабочки прячутся среди сорняков.

Время лёта

Одно поколение. Бабочки летают с середины июня — начала июля до осени. Отмечено два пика лёта: в конце июля и во второй половине августа.

Размножение

Откладка яиц происходит в конце августа — сентябре. Средняя плодовитость самки 700—800, максимальная — до 1500 яиц. Яйца откладываются на почву, под небольшие комочки земли, в трещины или в сухой рыхлый верхний слой почвы поодиночке или небольшими кучками по 30—40 яиц. Отложенные яйца становятся совершенно незаметными из-за пристающих к ним частиц почвы.

Яйцо белое, гладкое, диаметром 0,65—0,7 мм, высотой 0,45—0,48 мм.

Гусеница. Гусеница 22—35 мм, светло- или тёмно-коричневая, со светлыми продольными линиями и тёмными косыми полосками на спине; дыхальца чёрные; голова в мелких округлых пятнах, коричневая; грудной щит тёмно-бурый, иногда почти чёрный с тремя светлыми продольными полосами; анальный щит светлее грудного с мелкими тёмными пятнами.

Сформировавшиеся гусеницы зимуют внутри яйцевых оболочек. Весной молодые гусеницы покидают яйцевую оболочку и начинают питаться вначале (I—II возрасты) открыто на листьях растений из семейств маревых, паслёновых и других. Гусеницы средних и старших возрастов переходят на культурные растения, питаются только ночью, а на день прячутся в поверхностный слой почвы. Подгрызают стебли, частично втаскивая растение в землю, объедают листья или поедают растение полностью, оставляя один пенёк. На винограде повреждают верхушки побегов, завязи и молодые листья, а затем развитые листья. Развитие гусениц длится 50—58 дней. В степной зоне они заканчивают питание в июне, весь июль и начало августа находятся в почве в состоянии летней диапаузы. В средине августа окукливаются в почве, на глубине 6—8 см в земляных коконах.

Вышедшие из яиц гусеницы погибают при температуре 1,5—2°C. Гусеницы, зимующие в яйцевой оболочке, очень холодоустойчивы.

Куколка. Куколка 16—17 мм, красновато-бурая. У переднего края IV—VII члеников брюшка со спинной стороны один ряд крупных ямок. Кремастер округлый с двумя заострёнными на конце отростками.

Стадия пронимфы продолжается 4—5, куколки — 17—25 дней.

Кормовые растения

Бабочки питаются на цветущем подсолнечнике и других растениях.

Гусеницы — полифаги. Серьёзный вредитель многих культурных растений. Наибольший вред наносит бахчевым культурам, а также овощам, подсолнечнику, табаку, сахарной свёкле. Наблюдались повреждения озимой ржи и пшеницы, яровой пшеницы, овса, кукурузы, гречихи, фасоли, кормовых трав, конопли, хлопчатника, картофеля. В питомниках гусеницы повреждают сеянцы древесных пород (сосны, тополя, акации), подгрызая корни, кору и листья.

Литература

  • Вредители сельскохозяйственных культур и лесных насаждений: В 3-х т. — Т. 2. Вредные членистоногие, позвоночные — 2-е изд., испр. и доп./ Под общ. ред. В. П. Васильева; Ред-ры тома В. Г. Долин, В. Н. Стовбчатый. — К.: Урожай, 1988. — С. 336—337
  • Ключко 3. Совки України. — Київ: Видавництво Раєвського, 2006. — С. 165 (укр.). — С.
  • Насекомые и клещи — вредители сельскохозяйственных культур. Т. III. Чешуекрылые. 4.2. — СПб.: Наука, 1999. — С. 371
  • Поспелов С. М. Совки — вредители сельскохозяйственных культур. — Л., М.: Изд-во сельскохозяйственной литературы, журналов и плакатов, 1962. — С. 29—33
  • Савковский П. П. Атлас вредителей плодовых и ягодных культур. — 5-е изд., доп. и перераб. — К.: Урожай, 1990. — ISBN 5-337-00494-8. — С. 81