Совка зубчатокрылая

Совка зубчатокрылая
Scoliopteryx libatrixRE.jpg
Научная классификация
Царство:

Животные

Тип:

Членистоногие

Класс:

Насекомые

Отряд:

Чешуекрылые

Надсемейство:

Совкообразные

Семейство:

Совки

Род:

Scoliopteryx

Вид:

Совка зубчатокрылая

Международное научное название

Scoliopteryx libatrix (Linnaeus, 1758)

Вид в таксономических базах
CoL

10744759

Совка зубчатокрылая (лат. Scoliopteryx libatrix) — ночная бабочка из семейства совок (Noctuidae).

Описание

Размах крыльев 36—52 мм. Основная окраска передних крыльев рыже-коричневая, чуть темнее при основании, иногда с фиолетовым оттенком. На костальном крае имеется примесь белого пигмента. Поперечные полосы прямые, узкие, рыже-коричиевые, с белой каймой, 1-я медиальная полоса направлена несколько косо; белая узкая кайма её прилегает к внутреннему краю. 2-я медиальная полоса имеет белую кайму с двух сторон; она начинается на костальном крае у окончания субкостальной жилки, тянется косо до первой кубитальной жилки, затем образует небольшой изгиб к внутренней стороне крыла и идёт прямо к дорсальному краю. Маргинальная полоса делает сильный изгиб к внешней стороне крыла, больше заметна её светлая кайма. Круглое пятно представлено белой точкой, почковидное — двумя чёрными точками. На середине медиального и базального полей расположены группы оранжевых крапинок. Бахромка рыже-коричневая.

Задние крылья коричнево-серые, вдоль внутреннего их края — светлый продолговатый мазок.

Распространение

Ареал

Распространена в Европе и палеарктической Азии (кроме крайних северных районов), Северной Африке, Северной Америке.

В Ртищевском районе отмечена в центре города Ртищево.

Места обитания

Встречается в лесах, лесополосах, парках, садах, на болотах, лугах, пахотных землях, пастбищах; предпочитает освещённые места — вырубки, редколесье.

Образ жизни

Бабочка зимует.

Время лёта

Лёт с мая по июль (I), с августа по ноябрь и после с апреля до мая (II).

Размножение

Гусеница. Гусеница до 50 мм длиной, зелёная, с желтоватыми или красноватыми продольными боковыми линиями. Живет в мае — июне и снова в сентябре.

Куколка. Куколка чёрная, помещается в коконе между скреплёнными паутинкой листьями.

Кормовые растения

Кормовыми растениями гусениц являются ивы {Salix fragilis, S. viminalis, S. caprea), тополя (Populus alba, P. nigra), осина (P. tremula) и другие.

Литература

  • Гусєв В. І., Єрмоленко В. М., Свищук В. В., Шмиговський К. А. Атлас комах України. — К.: Державне учбово-педагогічне видавництво «Радянська школа», 1962. — С. 190 (укр.)
  • Ключко 3. Совки України. — Київ: Видавництво Раєвського, 2006. — С. 45 (укр.)
  • Мержеевская О. И. Совки (Noctuidae) Белоруссии. — Мн.: Наука и техника, 1971. — С. 130—131