Совка подсолнечниковая

Совка подсолнечниковая
Schinia scutosaRE.jpg
Научная классификация
Царство:

Животные

Тип:

Членистоногие

Класс:

Насекомые

Отряд:

Чешуекрылые

Надсемейство:

Совкообразные

Семейство:

Совки

Род:

Schinia

Вид:

Совка подсолнечниковая

Международное научное название

Schinia scutosa (Denis & Schiffermüller, 1775)

Вид в таксономических базах
CoL

10725969

Совка подсолнечниковая, или полынная (лат. Schinia scutosa) — бабочка семейства совок (Noctuidae).

Описание

Иллюстрация из британской энтомологии Джона Кертиса. Том 5

Размах крыльев 29—38 мм. Передние крылья буро-серые, медиальное поле на середине белое. Жилки на тёмном фоне крыльев светлые, а на светлом — тёмные. Тёмные поперечные полосы сливаются с основным фоном крыла и заметны слабо. Просветы полос беловатые. 1-я медиальная полоса почти не выделяется, 2-я заметна по светлому просвету у костального и дорсального краев, на середине смыта. Извилистый просвет маргинальной полосы проходит через все крыло. Бахромка тёмная. Круглое, почковидное и клиновидное пятна крупные, серо-бурые.

Задние крылья буровато-белые с широкой буро-серой каймой, узкой поперечной полосой и крупным полулунным пятном. На середине крыла на кайме около бахромки два светлых пятна.

Лоб сильно выпуклый с хитинизированным гребнем спереди.

Распространение

Ареал

Ареал охватывает Европу, палеарктическую Азию (кроме севера), Северную Африку, север Индостана, Пакистан, Монголию, Северный Китай, Корею, Северную Америку. В России распространена в европейской части (средняя полоса и юг), Сибири, на Дальнем Востоке.

В Ртищевском районе отмечена в центре города Ртищево.

Места обитания

Обычный, часто массовый вид на полынниках в степной, лесостепной и пустынной зонах. Встречается на лугах, опушках, пастбищах, пахотных землях, в степи, балках, парках, садах.

Образ жизни

Бабочки летают как днём, так и ночью.

Время лёта

Развиваются чаще всего в 2 поколениях. Лёт: в мае — июне (I) и с июля по октябрь (II).

Размножение

Плодовитость до 1000 яиц. Яйца размещаются поодиночке на верхней стороне листьев.

Гусеница. Гусеница серо-зелёная, с желтоватыми и чёрными точками; голова буроватая, в чёрных точках. Живёт в июне—июле. Молодые гусеницы сначала скелетируют, а затем обгрызают листья, все время находясь открыто на растении.

Куколка. Куколка красно-бурая; зимует в почве.

Кормовые растения

Широкий полифаг. Кормовые растения гусениц: полыни (Artemisia), лебеда (Chenopodium) и другие. Полифаг, иногда вредит клеверу, люцерне, подсолнечнику, овощным, бахчевым и техническим культурам.

Литература

  • Ключко 3. Совки України. — Київ: Видавництво Раєвського, 2006. — С. 91 (укр.)
  • Лампертъ К. Атласъ бабочекъ и гусеницъ Европы и отчасти Русско-Азіатскихъ владѣній. — СПб: Изданіе А. Ф. Девріена, 1913. — С. 240
  • Мержеевская О. И. Совки (Noctuidae) Белоруссии. — Мн.: Наука и техника, 1971. — С. 168
  • Насекомые и клещи — вредители сельскохозяйственных культур. Т. 3. Чешуекрылые. Ч. 2. — СПб.: Наука, 1999. — С. 378