Совка хлопковая

Совка хлопковая
Helicoverpa armigeraRE.jpg
Научная классификация
Царство:

Животные

Тип:

Членистоногие

Класс:

Насекомые

Отряд:

Чешуекрылые

Надсемейство:

Совкообразные

Семейство:

Совки

Род:

Helicoverpa

Вид:

Совка хлопковая

Международное научное название

Helicoverpa armigera Hübner, 1827

Вид в таксономических базах
CoL

10725852

Совка хлопковая (лат. Helicoverpa armigera, или Chloridea obsoleta) — бабочка семейства совок (Noctuidae).

Описание

Передние крылья бабочки серовато-жёлтые, иногда с примесью буровато-красных, розоватых и зеленоватых тонов. Между наружной поперечной и подкраевой линиями находится более тёмная поперечная перевязь. Подкраевая линия, почковидное пятно и поперечные линии неясные. Задние крылья более светлые желтовато-белые, с бурой полосой перед наружным краем и тёмным луновидным пятном посередине. Размах крыльев 30—42 мм. Туловище желтовато-бурое. Самец окрашен светлее, чем самка.

Распространение

Ареал

Распространена в Южной и отчасти Центральной Европе, Азии (кроме севера), Северной Африке, Австралии, Новой Зеландии. В России обитает на юге и отчасти в средней полосе европейской части, на Кавказе и в Крыму.

В Ртищевском районе отмечена в роще Третьяк и в центре города Ртищево.

Места обитания

Встречается на сухих лугах, пастбищах, пахотных землях, в степи, балках.

Образ жизни

Бабочки летают и питаются с наступлением сумерек. Осенью, при понижении температуры воздуха, их можно видеть и днём. Наибольшая продолжительность жизни бабочек 23,2 дня; при температуре 25—30°C отдельные особи жили 30—43 суток. Самки живут дольше самцов.

Время лёта

Вылет бабочек из перезимовавших куколок в начинается в апреле — первых числах мая. Вылет очень растянут и длится иногда более 40 дней. Благодаря этому в дальнейшем одно поколение накладывается на другое, и лёт продолжается без перерыва до октября и даже ноября. На юге развивается до 4 поколений.

Размножение

Откладка яиц начинается через 3—4 дня после вылета. Яйца бабочки откладывают вразброс по 1, реже по 2—3, на листья и генеративные органы растений. Одна самка в среднем откладывает около 500 яиц, но иногда значительно больше (до 1500—3000).

На хлопчатнике яйца откладываются только с началом бутонизации, поэтому первое поколение совки развивается на сорняках, люцерне, нуте, отчасти на помидорах и тыкве. Летом яйцо развивается 2—4 суток, а весной и поздно осенью — 4—12 суток.

Свежеотложенное яйцо бледно-желтоватое, позже зеленоватое, с 26—28 радиальными рёбрышками. Диаметр яйца 0,5—0,6 мм, высота 0,4—0,5 мм.

Гусеница. Гусеницы покрыты мелкими шипиками, но грудной щит голый, без шипиков. Окраска их изменчивая от светло-зелёной и жёлтой до красно-бурой. Голова жёлтая с пятнами, грудной щит с тёмным мраморным рисунком. Вдоль тела проходят 3 широкие тёмные продольные линии, складывающиеся из многочисленных волнистых продольных линий. Полоса под дыхальцами жёлтая; брюшная сторона тела светлая. Светло окрашенные гусеницы почти лишены рисунка. Длина тела 35—40 мм.

Гусеницы развиваются в течение 13—22 дней, имеют 6 возрастов. Для окукливания они спускаются на землю и уходят в почву на глубину 4—10 см, реже глубже. Частично гусеницы окукливаются в коробочках хлопчатника, на початках кукурузы.

Куколка. Куколка тёмно-бурая или красновато-коричневая; длиной 15—20 мм.

Фаза пронимфы продолжается летом 2—3 дня, фаза куколки 10—15 дней. Весь цикл развития совки летом происходит в среднем за 25—40 дней. Осенние куколки обычно зимуют, находясь в состоянии диапаузы, однако часть куколок не диапаузирует. Диапаузирующие куколки обладают значительной холодостойкостью; они не погибают при охлаждении в течение суток до —8,5°C и только при —14°C погибает 100 %, тогда как активные куколки не выносят температуру ниже —7°C в течение суток.

Кормовые растения

В России гусеницы хлопковой совки повреждают более 120 видов растений, в частности: паслён, дурман, щирицу и другие, в мировой литературе указывается около 350 видов кормовых растений.

Из культурных растений они наиболее часто повреждают хлопчатник (коробочки), нут, помидоры, кукурузу, табак. Сильно вредит совка также крупноплодной тыкве, кабачкам, люцерне, сое, гороху, сорго, клещевине, кунжуту, кенафу, канатнику, батату, цитрусовым.

На хлопчатнике гусеницы младших возрастов повреждают листья, причём гусеницы в I возрасте выедают углубления между жилками, а позднее прогрызают листья насквозь. Но уже со II возраста гусеницы предпочитают генеративные органы: бутоны, завязи, молодые коробочки. В коробочке гусеница выгрызает отверстие, в которое погружает переднюю часть тела. За свою жизнь гусеница может повредить до 22 плодоэлементов, иногда гусеницы внедряются в верхушечные побеги.

Особенно привлекает гусениц хлопковой совки нут, у которого они повреждают листья, бобы и семена. На кукурузе гусеницы питаются нитями початков, а затем внедряются под обёртку и выгрызают зёрна. У помидоров повреждают листья, затем бутоны, цветки, завязи и плоды; у табака — бутоны, цветки, созревшие семена и верхушечные листья. На люцерне гусеницы питаются листьями, бутонами и цветками. На растениях клещевины выедаются полузрелые коробочки; у канатника и кунжута поедаются семена.

Лимитирующие факторы

Врагами хлопковой совки являются некоторые птицы (скворцы, грачи, чайки) и различные хищные и паразитические насекомые. Среди хищников наиболее известен мелкий клоп трифлепс. Он высасывает яйца и гусениц I возраста хлопковой совки. Одна самка клопа уничтожает в среднем 160 яиц хлопковой совки, а иногда более 250. Этим хищником может быть истреблено до 70 % яиц вредителя. В яйцах совки паразитирует яйцеед трихограмма, который заражает иногда до 80—100 % яиц.

Литература

  • Горностаев Г. Н. Насекомые СССР. — М.: Мысль, 1970. — С. 272
  • Гусєв В. І., Єрмоленко В. М., Свищук В. В., Шмиговський К. А. Атлас комах України. — К.: Державне учбово-педагогічне видавництво «Радянська школа», 1962. — С. 191 (укр.)
  • Ключко 3. Совки України. — Київ: Видавництво Раєвського, 2006. — С. 92 (укр.)
  • Поспелов С. М. Совки — вредители сельскохозяйственных культур. — Л., М.: Изд-во сельскохозяйственной литературы, журналов и плакатов, 1962. — С. 68—74