Сорокин, Борис Андреевич

Борис Андреевич Сорокин
Борис Андреевич Сорокин
Б. А. Сорокин (20 сентября 1969)
 
Рождение: 1893(1893)
с. Колемас, Сердобский уезд, Саратовская губерния, Российская империя[П 1]
Смерть: 1972(1972)
г. Пенза, РСФСР, СССР
Место погребения: Новозападное кладбище г. Пенза
Образование: Народный городской университет имени А. Л. Шанявского (1915)
Профессия: журналист
 
Военная служба
Годы службы: 1915—1920
Род войск: пехота
Звание:

Штабс-капитан
штабс-капитан

(до 1917)
Комполка
комполка
Сражения: Первая мировая война
Гражданская война
 
Творческая деятельность
Род деятельности: поэт, мемуарист
Годы творчества: 1918—1967
Дебют: «Кровь мира» (1918)
 
Награды
Орден Святой Анны IV степени
4 ст.
Орден Святого Станислава III степени
3 ст.
Орден Красной Звезды Орден Красного Знамени Орден «Знак Почёта»

Борис Андреевич Сорокин (1893, с. Колемас Сердобского уезда — 1972, Пенза) — советский военачальник, писатель, поэт, мемуарист, журналист.

Биография

Ранние годы

Борис Сорокин родился в 1893 году в селе Колемас Сердобского уезда, в крестьянской семье[1]. Окончил, предположительно, Колемасскую земскую школу в 1901 году; затем — педагогические курсы в Пензе[2].

В конце августа 1913 года[3] Борис Сорокин переехал в Москву, где поступил в Народный городской университет имени А. Л. Шанявского на вечернее отделение историко-философского факультета[2][4].

Военная служба

Первая мировая война

В 1915 году[П 2] Бориса Сорокина призвали в армию[4]. Участник Первой мировой войны[2], прапорщик[4], затем — штабс-капитан, командир роты[6]; воевал на Румынском фронте[5] в составе 196-го Инсарского полка[6] 49-й пехотной дивизии 4-й армии[1]. На фронте сблизился с большевиками. Был ранен, вернулся в расположение части весной 1917 года после трёхмесячного пребывания в госпитале[6].

После одного из митингов, на котором Б. А. Сорокин выразил недовольство политикой А. Ф. Керенского на продолжение войны, он, с группой поддержавших его сослуживцев, был арестован и отправлен в тюрьму румынского города Роман. За агитацию против войны в условиях фронта бывший штабс-капитан Сорокин был приговорён к 10 годам каторжных работ. Выйдя на свободу после Октябрьской революции Б. А. Сорокин возвратился в 49-ю пехотную дивизию[6].

Гражданская война

Зимой 1917 солдаты 49-й пехотной дивизии признали Советскую власть, избрали Сорокина начальником дивизии и отказались продолжать войну. Румынские власти, по соглашению с командующим фронтом генералом Д. Г. Щербачёвым, разоружили 149-й Троице-Сергиевский пехотный полк и арестовали членов солдатского комитета 195-го Оровайского полка, входивших в дивизию[1]. 31 декабря 1917 года (13 января 1918) Б. А. Сорокин через радиостанцию 1-й австро-венгерской армии послал радиограмму в Смольный В. И. Ленину[6], проинформировав о происшедшем и предупредив: «Мы готовы, если предательски арестованные не будут освобождены, сейчас выступить с оружием». Получив сообщение, Ленин направил ультиматум румынскому правительству, объявив командующего фронтом генерала Щербачёва «врагом народа». Румынское правительство не отреагировало на ультиматум. В ответ предписанием В. И. Ленина вся румынская миссия во главе с послом графом Константином Диаманди была арестована и препровождена в Петропавловскую крепость. Для решения этого конфликта был мобилизован весь Дипломатический корпус стран Антанты. 2 (16) января 1918 года румынская миссия была освобождена из-под ареста, при этом 49-я дивизия вернулась на родину, избежав интернирования[1]. События в Румынии, находившиеся в центре внимания европейской прессы, сделали имя Бориса Сорокина известным в России[2].

Во главе батальона солдат Б. А. Сорокин в начале 1918 года прибыл в Могилёв, где Н. В. Крыленко предложил ему поехать в Луганск, оказать помощь в организации партизанских отрядов. Сорокин согласился, однако попросил разрешения съездить в Пензу повидаться с матерью[6].

В Пензе Б. А. Сорокин встретился с председателем Пензенского Совета В. В. Кураевым. Эта встреча определила его дальнейшую судьбу: он был назначен начальником Красной Гвардии Пензы и Пензенской губернии[2]. Б. А. Сорокин формировал отряды как в самой Пензе — на Трубочном заводе, писчебумажной фабрике, в железнодорожных мастерских, так и в губернии — в Саранске, Рузаевке, Нижнем Ломове[6].

В мае 1918 года Борис Андреевич Сорокин выехал во главе отряда в Саратов на подавление контрреволюционного мятежа[6], затем он участвовал в боях с чехословацким корпусом под Пензой[1], позднее поступил в распоряжение штаба 4-й армии Восточного фронта, который располагался в Заволжье на станции Алтата. Вёл бои с белогвардейцами в районе Семиглавого Мара, Озинок и Чалыклы, был назначен начальником штаба Новоузенской дивизии[6].

Борис Сорокин (1920-е годы)

Весной 1919 года, после ранения, Б. А. Сорокин вернулся в Пензу[6]. Здесь он возглавил комитет Первого Пензенского коммунистического рабоче-крестьянского ударного полка[2][1]. 8 мая 1919 года подразделение отбыло из Пензы и, прибыв через два дня в Симбирск, поступило в распоряжение отдела формирований Восточного фронта, влившись затем в состав 25-й стрелковой дивизии[6] (с 4 октября 1919 года — имени В. И. Чапаева).

Затем Сорокин воевал на Восточном фронте в должности командира 210-го стрелкового полка 24-й стрелковой дивизии. После взятия 2 сентября 1919 года города Актюбинска полку было вручено знамя ВЦИК, а Сорокин получил направление на курсы при Академии Генштаба[1].

После гражданской войны Борис Андреевич Сорокин служил в особом отделе Северо-Кавказского фронта, был инспектором Пензенского губвоенкомата[6].

Журналистская деятельность

Несмотря на то, что армейская карьера Бориса Андреевича Сорокина складывалась более чем успешно, он оставил её, занявшись журналистикой[1]. В 1920-е годы[П 3] он работал литературным сотрудником пензенской газеты «Трудовая правда». С 1930 года сотрудничал в краснодарских газетах[2][1], работал также в газетах Орджоникидзе и Балашова[6]. В январе 1940 года Борис Андреевич Сорокин был назначен ответственным секретарём ртищевской газеты «Путь Ленина»[7].

Борис Андреевич Сорокин — участник Великой Отечественной войны[2].

В 1950-е — 1960-е годы Б. А. Сорокин жил в городе Ртищево, работал штатным корреспондентом в газете «Путь Ленина»[4]. Затем вернулся в Пензу, где работал в местной прессе[2].

Решением исполкома Пензенского городского Совета депутатов трудящихся от 8 января 1965 года № 699 Борису Андреевичу Сорокину было присвоено звание «Почётный гражданин города Пенза»[8].

Умер Борис Андреевич Сорокин в 1972 году в Пензе[2], похоронен на Новозападном кладбище.

Творческая деятельность

Обложка книги «Бойцы вспоминают…»
Борис Сорокин. Автопортрет тушью

Борис Андреевич Сорокин писал лирические стихи[1]; принимал участие в литературных вечерах Пензенского отделения Союза поэтов[9].

В 1918 году в Пензе вышел его первый сборник стихов о войне 1915—1916 годов «Кровь мира»[10]. В 1922 году в Саранске в типографии Коммунотдела был отпечатан его второй сборник стихов «Песенный частокол», в котором Борис Сорокин обозначил себя имажинистом[2][11]. Однако этот сборник удостоился отрицательной рецензии в московской газете «Вечерние известия» от 29 августа 1922 года. В ней, в частности, отмечалось: «Крестьянская поэзия последних лет шествует главным образом под знаменем Сергея Есенина. В революционные годины русская провинция выдвинула очень много поэтов, как рабочих, так и деревенских. Крестьянская поэзия русской провинции, тем не менее, пока ещё не дала ничего яркого. Они занимались перепеванием „центровиков“: Есенина, Клычкова, Орешина. Книжка „имажиниста“ (так себя рекомендует поэт на обложке книги) Бориса Сорокина, изданная неизвестно кем и почему, в г. Саранске Пензенской губернии — одно из лучших доказательств, что провинция пока не дала ничего нового в области крестьянской поэзии. (…) Образы Сорокина — старые, вошедшие в обиход образы имажинистской плеяды, плетущиеся в хвосте центральной группы имажинистов. (…) Сорокин ещё плохой поэт. Ибо нельзя назвать поэтом человека, живущего на чужой счёт, занимающегося с видом девственной невинности безудержным плагиатом»[5].

В университете имени А. Л. Шанявского Борис Сорокин учился на одном курсе с Сергеем Есениным и был дружен с ним[2][4]. После смерти поэта он собрал большой архивный материал о его творческой биографии[5]. В ртищевской газете «Путь Ленина» от 29 сентября 1957 года Борис Андреевич опубликовал статью «Встречи с Сергеем Есениным»[3], которая в 1962 году была перепечатана под названием «Путешествие в прекрасное» в пензенском литературно-художественном альманахе «Земля родная», а затем в сборнике «Воспоминания о Сергее Есенине» (1965, 1975)[5]. Сохранилась также его рукопись «Страницы минувшего (Встречи с Есениным)»[1].

В 1957 году в Пензенском книжном издательстве вышла книга воспоминаний Бориса Андреевича Сорокина «Красногвардейцы Пензы»[12]. Его мемуары вошли также в книгу Василия Маслова о пензенцах в гражданской войне «Бойцы вспоминают…», вышедшей в Приволжском книжном издательстве в 1967 году[2][1][13].

Б. А. Сорокин являлся членом и одним из организаторов Пензенской ассоциации пролетарских писателей, возникшей в 1927 году[5].

Борис Андреевич увлекался также графикой, рисовал цветной тушью. В качестве самодеятельного художника он был удостоен второй премии на Второй выставке работ художников города Ртищево, которая проходила летом 1964 года. В середине 1960-х годов им была подготовлена серия ртищевских городских пейзажей цветной тушью[14].

Библиография

  • Кровь мира [Текст]: (Стихи о войне 1915-16 г.) / Борис Сорокин. — Пенза: [б. и.], 1918[10]
  • Песенный частокол: [Стихи] / Борис Сорокин (имажинист). — [Саранск]: [б. и.], 1922 (Саранск. тип. Коммунотд.)[11]
  • Красногвардейцы Пензы [Текст]: (Воспоминания о Красной гвардии). — Пенза: Кн. изд-во, 1957. — 111 с[12][П 4].
  • Путешествие в прекрасное // Земля родная: литературно-художественный альманах / ред. Н. И. Катков. — Пенза: Пензенское областное издательство. — 1962. — № 2 (33). — С. 56[1]
  • В Университете Шанявского // Воспоминания о Сергее Есенине: Сборник / Под общ. ред. Ю. Л. Прокушева. — М.: [Моск. рабочий], 1965. — С. 107—115[15] (2-е изд. — М.: Моск. рабочий, 1975)[16][1]
  • Маслов, Василий Тимофеевич Бойцы вспоминают… [Текст] / В. Маслов, Н. Митюхин, Б. Сорокин. — Пенза : Приволж. кн. изд-во, 1967. — 131 с[13].

Публикации

  • Знамя над городом (Рассказ) // Путь Ленина. — 27 февраля 1955. — С. 3
  • Самое главное (Очерк) // Путь Ленина. — 28 августа 1955. — С. 4

Память

  • Имя Бориса Андреевича Сорокина присвоено улицам в городе Сердобске[4] (бывшая улица Большая Садовая)[6] и селе Малая Сердоба Пензенской области[1].

Награды и звания

  • Орден Святой Анны IV степени[5][6]
  • Орден Святого Станислава III степени[П 5] с мечами и бантом[6]
  • Орден Красной Звезды[6]
  • Орден Красного Знамени
  • Орден «Знак Почёта»[8]
  • Почётный гражданин города Пенза (8 января 1965)[2][8]

Примечания

  1. Ныне — Малосердобинский район Пензенской области
  2. С. И. Зинин указывает октябрь 1914 года[5].
  3. Различные источники указывают различные даты: в Малосердобинской энциклопедии — до 1925 года[1], в Пензенской энциклопедии — с 1929 года[2]
  4. В ряде источников книга ошибочно названа «Краснознаменцы Пензы»[2][1]; кроме того, в электронных библиотечных каталогах отчество Бориса Сорокина указано Александрович. По мнению сотрудников Пензенской областной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова опечатка в отчестве в книге произошла в выходных данных.
  5. У О. М. Савина указан орден Святого Станислава IV степени, однако её отменили в 1839 году.

Источники

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 Малосердобинская энциклопедия / гл. ред. и сост. М. С. Полубояров. — Пенза, 2015. — С. 165—166
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 2,14 2,15 Сорокин Борис Андреевич / Пензенская энциклопедия / Гл. ред. К. Д. Вишневский. — М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, 571 с. (на сайте ГТРК «Пенза») (Архивировано из первоисточника 05.03.2019).
  3. 3,0 3,1 Сорокин Б. Встречи с Сергеем Есениным // Путь Ленина. — 29 сентября 1957. — С. 4
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Громов А. А., Кузнецов И. А. Ртищево — перекрёсток России. — Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1997. — 176 с. — ISBN 5-7633-0784-4. — С. 146—147
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 Зинин С. И. Есенин и его окружение. Библиографический справочник (Архивировано из первоисточника 18.04.2015).
  6. 6,00 6,01 6,02 6,03 6,04 6,05 6,06 6,07 6,08 6,09 6,10 6,11 6,12 6,13 6,14 6,15 6,16 Савин О. М. Ленин и Пензенский край. — Саратов: Приволжское книжное издательство, 1980. — 287 с.
  7. Васильев Г. Что «рассказала» книга приказов? // Перекрёсток России. — 1 апреля 2000. — С. 2
  8. 8,0 8,1 8,2 Сорокин Борис Андреевич // биография на официальном сайте Администрации города Пенза (Архивная копия от 05.06.2008)
  9. Дворжанский А. И., Шишкин И. С. Топонимика Пензы. История пензенских улиц. Улица Московская. — М.: Локус Станди, 2012. — С. 54
  10. 10,0 10,1 Сорокин, Борис — Кровь мира [Текст: (Стихи о войне 1915-16 г.)] // карточка издания на официальном сайте Российской государственной библиотеки
  11. 11,0 11,1 Сорокин, Борис — Песенный частокол: [Стихи] // карточка издания на официальном сайте Российской государственной библиотеки
  12. 12,0 12,1 Сорокин, Борис Александрович — Красногвардейцы Пензы [Текст: (Воспоминания о Красной Гвардии)] // карточка издания на официальном сайте Российской государственной библиотеки
  13. 13,0 13,1 Маслов, Василий Тимофеевич — Бойцы вспоминают… [Текст] // карточка издания на официальном сайте Российской государственной библиотеки
  14. Михайлов Г. Художественная выставка // Сельская новь. — 3 июля 1964. — С. 2
  15. Воспоминания о Сергее Есенине [Текст: Сборник] // карточка издания на официальном сайте Российской государственной библиотеки
  16. Воспоминания о Сергее Есенине [Текст: Сборник (2-е издание)] // карточка издания на официальном сайте Российской государственной библиотеки