Софинский, Николай Александрович

Николай Александрович Софинский
Николай Александрович Софинский
Н. А. Софинский в Балашове
Главный врач
Ртищевской Советской больницы
1925 — 1937
Предшественник: Лудкова, Валентина Борисовна
Преемник: Строгонов И. В.
 
Рождение: 14 марта 1895(1895-03-14)
с. Ново-Никольское, Борковская волость, Сердобский уезд, Саратовская губерния, Российская империя[П 1]
Смерть: 10 октября 1972(1972-10-10) (77 лет)
г. Балашов, Саратовская область, РСФСР, СССР
Образование: Саратовский университет (1915)
Профессия: врач-хирург
Духовное образование: Саратовское духовное училище (1909)
 
Семья
Отец: Александр Алексеевич
Мать: Мария
Дети: двое сыновей
 
Награды
Орден Ленина Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Заслуженный врач РСФСР

Николай Александрович Софи́нский (1895, с. Ново-Никольское Сердобского уезда — 10 октября 1972, Балашов) — врач-хирург, главный врач Ртищевской Советской больницы (19251937).

Биография

Детско-юношеские годы

Николай Софинский родился в 1895 году в селе Ново-Никольском в семье потомственного священника. Его отец — Александр Алексеевич (31 апреля 1867 — ?) с 1891 по 1905 год был священником при Скорбяще-Богородицкой церкви села Ново-Никольское Сердобского уезда[1][2], а дед — Алексей Васильевич (1842 — после 1918) — священником Покровской церкви села Борки того же уезда. В августе 1905 года Николай поступил в Саратовское духовное училище, которое окончил 24 июня 1909 года[3] по первому разряду[4].

В 1915 году Николай Софинский поступил на медицинский факультет Саратовского университета (ныне Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского)[5]. Он учился у профессора-хирурга С. И. Спасокукоцкого (впоследствии академика Академии наук СССР). В апреле 1918 года, сдав досрочно экзамены на третий курс, Николай Александрович поступил на должность фельдшера в противоэпидемиологический отряд на борьбу с тифом в Аткарском уезде. Затем он возглавлял фармацевтическую секцию уездного медико-санитарного отдела, налаживал регулярное снабжение лечебных учреждений медикаментами и т. д[5].

Работа в Ртищевском районе

После окончания университета Н. Софинского, как способного студента, оставили в качестве ординатора в хирургической клинике профессора С. Р. Миротворцева. Получив необходимую хирургическую подготовку, он стал самостоятельно работать хирургом в участковой больнице села Малиновка Сердобского уезда (ныне — Ртищевского района)[5].

В 1925 году Н. А. Софинский был назначен главным врачом Ртищевской Советской больницы. Руководя больницей в течение 13 лет, Николай Александрович организовал амбулаторию, принял меры по строительству инфекционного корпуса, родильного отделения. Он решал не только организационные вопросы медицинского характера, но и хозяйственные: при нём в больницу провели электрическое освещение, водопровод, была благоустроена территория больницы. Склон от больницы к реке Ольшанке был засажен яблоневым садом. На пустовавшей территории организован огород. С имени Николая Александровича Софинского начинается история хирургии в Ртищево. Именно здесь он стал врачом, известным по всей Саратовской области. Николай Александрович был не только хирургом, но ещё и акушером-гинекологом и рентгенологом.

Работа в Балашове

В декабре 1937 года Н. А. Софинского перевели в Балашов на должность заведующего хирургическим отделением Балашовской центральной районной больницы. Во время Великой Отечественной войны он работал ведущим хирургом эвакогоспиталей в Балашове. В последующие годы Николай Александрович был назначен главным хирургом Балашовской области. В это время под редакцией Н. А. Софинского были изданы сборники трудов врачей, которые являлись пособием для практических врачей в их работе. С 1955 года Софинский являлся бессменным председателем Единого научного общества врачей города и района. Долгое время он преподавал хирургию в Балашовском медицинском училище[5].

Николай Александрович был делегатом Всероссийского съезда хирургов в 1958 и 1962 годах. Принимал участие в 7-й научной сессии института хирургии имени А. В. Вишневского в Москве в 1955 году. В 1971 году Николай Александрович получил приглашение принять участие в XXIV Международном конгрессе хирургов, который проходил в Москве[5].

В 1965 году Н. А. Софинский ушёл на заслуженный отдых. Он принимал активное участие в общественной жизни, часто выступал с лекциями, докладами среди врачебного персонала и населения[5].

Умер Николай Александрович Софинский 10 октября 1972 года в Балашове[5].

Семья

Был женат, в браке родились двое сыновей-близнецов: Николай Николаевич (1924—1986) — заместитель министра высшего и среднего специального образования СССР и Всеволод Николаевич (1924—2008) — дипломат, Чрезвычайный и Полномочный Посол.

Награды и звания

Памятная доска на улице Софинского в Балашове
  • Орден Ленина (1949)[5]
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1949)[5]
  • Заслуженный врач РСФСР (1948)[5]

Память

  • 25 июля 1973 года Больничный переулок в городе Балашове был переименован в улицу имени Н. А. Софинского[5].

Примечания

  1. Ныне село не существует.

Источники

  1. Саратовские епархиальные ведомости. — 1891. — 15 декабря. — № 24. — С. 577
  2. Саратовский духовный вестник. — 1905. — 9 октября. — № 5. — С. 17
  3. Морозов А. В. Династии священников Софинских / рукопись по материалам Государственного архива Саратовской области (Ф. 402, Д. 509, 1909 г.)
  4. Саратовский духовный вестник. — 1909. — 5—12 июля. — № 27—28. — С. 10
  5. 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 Катаева Н. Улица имени врача // Балашовская правда. — 12 сентября 1998