Софинский, Николай Николаевич

Николай Николаевич Софинский
Николай Николаевич Софинский
State Emblem of the Soviet Union.svg
Заместитель министра высшего и среднего специального образования СССР
1964 — 1986
 
Рождение: 22 сентября 1924(1924-09-22)
село Малиновка, Сердобский уезд, Саратовская губерния, РСФСР, СССР[П 1]
Смерть: 1986(1986)
г. Москва, СССР
Образование: I-е Ленинградское артиллерийское училище (1943)
МГИМО (1951)
АОН при ЦК КПСС (1957)
Партия: КПСС значок.png
с 1944
 
Военная служба
Годы службы: 1942—1945
Род войск: артиллерия
Звание:

Подполковник
подполковник

[Н 1]
Командовал: батарея 61-го гвардейского артиллерийского полка, 28-й Гвардейской стрелковой Харьковской Краснознамённой дивизии
Сражения: Великая Отечественная война
Учёная степень: кандидат исторических наук
 
Семья
Отец: Николай Александрович
 
Награды
Орден Отечественной войны I степени Орден Отечественной войны I степени Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Николай Николаевич Софинский (22 сентября 1924, с. Малиновка Сердобского уезда — 1986, Москва) — заместитель министра высшего и среднего специального образования СССР (19641986); участник Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. Член КПСС с 1944 года.

Биография

Гвардии старший лейтенант Н. Н. Софинский (1945)[И 1]
Обложка монографии «Бонн и Вашингтон» (1969)

Николай Софинский родился в 1924 году в селе Малиновка[Н 2], в семье врача. Его отец — Николай Александрович работал в то время в Малиновской участковой больнице. С 1925 по 1937 год Николай проживал с семьёй в г. Ртищево, а затем переехал в Балашов, куда перевели его отца[1].

В 1942 году Николай Софинский вступил в ряды Красной Армии, в апреле 1943 года[2] он окончил I-е Ленинградское артиллерийское училище имени Красного Октября[3]. С мая 1943 года до победы над Германией — на фронтах Великой Отечественной войны. Гвардии старший лейтенант Софинский командовал батареей 61-го гвардейского артиллерийского полка, 28-й Гвардейской стрелковой Харьковской Краснознамённой дивизии. Сражался на Степном, 2-м и 3-м Украинских фронтах. 15 мая 1944 года был ранен[Н 2]. К 1945 году гвардии старший лейтенант Софинский командовал батареей отдельного учебного дивизиона 492 артиллерийской бригады 28-й гвардейской стрелковой дивизии ОДВО[Н 3].

В 1951 году Николай Николаевич Софинский окончил Московский государственный институт международных отношений, а в 1957 году Академию общественных наук при ЦК КПСС, кандидат исторических наук. Работал в Госснабе СССР, в Госкомитете по культурным связям с зарубежными странами при Совете Министров СССР, в отделе науки и учебных заведений ЦК КПСС[3].

С 1964 года Н. Н. Софинский находился на должности заместителя министра высшего и среднего специального образования СССР. В своей деятельности он уделял основное внимание развитию сотрудничества с зарубежными странами в области образования, распространению русского языка за рубежом и работе по признанию дипломов учебных заведений СССР за рубежом. Благодаря ему начался более интенсивный обмен преподавателями, аспирантами, студентами, увеличилось количество иностранных студентов в вузах СССР. По его инициативе в 1967 году был основан журнал «Русский язык за рубежом», а в 1973 году — образован Институт русского языка имени Пушкина, в котором проходили учёбу и усовершенствование иностранные преподаватели русского языка[3].

Н. Н. Софинский — автор многих работ о сотрудничестве с зарубежными странами в области образования, о помощи развивающимся странам, по вопросам международных отношений, в частности, монографии «Бонн и Вашингтон»[3].

Умер Николай Николаевич Софинский в 1986 году[3].

Некоторые публикации

  • Бонн и Вашингтон: Дипломатическая история ремилитаризации Западной Германии «Европейское оборонительное сообщество» и Западноевропейский союз. — М.: Наука, 1969. — 255 с[4].
  • Советский Союз: Учебное пособие для иностранных студентов, обучающихся на подготовительных факультетах в вузах СССР] / Ред. коллегия: Н. Н. Софинский (отв. ред.) и др. — М.:Высшая школа, 1971. — 430 с[5].
  • Системы высшего образования развивающихся стран / НИИ проблем высшей школы; Редкол.: Н. Н. Софинский (отв. ред.) и др. — М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1986. — 347 с[6].

Награды

  • Два ордена Отечественной войны I степени (8 сентября 1944; 6 апреля 1985) — за мужество и отвагу и образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте (1944)[Н 2]; к 40-летию Победы (1985)[Н 4]
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (22 октября 1945)[Н 3]

Примечания

  1. Ныне — село Малиновка, Ртищевский район, Саратовская область, Российская Федерация

Источники

  1. Катаева Н. Улица имени врача // Балашовская правда. — 12 сентября 1998
  2. Вязанкин И. А. За строкой боевого донесения. — М.: Воениздат, 1978. — 256 с., с порт. и ил. — (Военные мемуары) (Архивировано из первоисточника 21.07.2010).
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Софинский, Николай Николаевич // биография в Большой биографической энциклопедии, 2005
  4. Софинский, Николай Николаевич — Бонн и Вашингтон / карточка на официальном сайте Российской государственной библиотеки
  5. Советский Союз (учебное пособие) / карточка на официальном сайте Российской государственной библиотеки
  6. Системы высшего образования развивающихся стран / карточка на официальном сайте Российской государственной библиотеки
  • Портал «Память народа» Министерства обороны Российской Федерации:

Иллюстрации

  1. Фото из книги И. А. Вязанкина «За строкой боевого донесения». — М.: Воениздат, 1978